Презентация, доклад на тему Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в период начального школьного обучения

Содержание

По данным Всемирной Организации Здравоохранения:В последние годы происходит увеличение числа умственно отсталых детей. Частота умственной отсталости достигает 1-3% от общей детской популяции. В последние годы наблюдается тенденция усложнения дефектов.

Слайд 1 Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в

период начального школьного обучения

Справцова Е. Л.
Учитель-логопед МБОУ «Майкорская СОШ»

Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в период начального школьного обученияСправцова

Слайд 2По данным Всемирной Организации Здравоохранения:
В последние годы происходит увеличение числа умственно

отсталых детей.
Частота умственной отсталости достигает 1-3% от общей детской популяции.
В последние годы наблюдается тенденция усложнения дефектов.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения:В последние годы происходит увеличение числа умственно отсталых детей. Частота умственной отсталости достигает

Слайд 3
Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится:

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…».
На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, в том числе логопеды, психологи и учителя начальных классов.

Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы.

Слайд 4

Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых

можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс.
Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы,

Слайд 5Особенности речи:
Медленно, запаздывая на 3—5 лет, развиваются понимание и использование речи,

а окончательное ее формирование ограниченно.
Развитие речи обычно соответствует степени умственной отсталости.
Экспрессивная речь ограничивается отдельными словами или короткими предложениями.
Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений.
Произносительная сторона речи дефектна, речь почти лишена модуляций, имеются выраженное косноязычие
Нарушения структуры многих слов и аграмматизмы.
В ряде тяжелых случаев речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые безречевые дети, которые среди тяжело умственно отсталых детей составляют 20 - 25 % (Л.М.Шипицина 2004).
Особенности речи:Медленно, запаздывая на 3—5 лет, развиваются понимание и использование речи, а окончательное ее формирование ограниченно. Развитие

Слайд 6Цель логопедического сопровождения -
расширение представлений детей об окружающем мире, формирование

умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.

Цель логопедического сопровождения - расширение представлений детей об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации,

Слайд 7Задачи коррекционно-логопедической работы:
Стимулирование речевой функции, речевого общения
Формирование и усвоение средств общения

(вербальных и невербальных)
Совершенствование функций и процессов высшей нервной деятельности, интеллекта

Задачи коррекционно-логопедической работы:Стимулирование речевой функции, речевого общенияФормирование и усвоение средств общения (вербальных и невербальных)Совершенствование функций и процессов

Слайд 8Этапы коррекционно-логопедической работы:
I. Подготовительный
II. Начальный
Активизация речевого подражания
III. Тренировочный
Формирование первых
форм слов,

двухсловной фразы
Формирование двух-трехсловной фразы
IV. Заключительный
Развитие активной речи
Этапы коррекционно-логопедической работы:I. ПодготовительныйII. НачальныйАктивизация речевого подражанияIII. ТренировочныйФормирование первых форм слов, двухсловной фразыФормирование двух-трехсловной фразы IV. ЗаключительныйРазвитие

Слайд 9Тематическое планирование занятий
Виды деятельности:
Игровая
Предметно-практическая
Элементарно-учебная

Тематическое планирование занятийВиды деятельности:ИгроваяПредметно-практическаяЭлементарно-учебная

Слайд 11Коррекционное занятие «Домашние животные. Кошка»
Задачи:
Уточнять и пополнять пассивный словарный запас по

теме. Учить понимать и выделять из речи названия предметов и действий с ними, отвечать на вопросы с помощью жеста.
Формировать умение выполнять по показу и самостоятельно по заданию следующие действия с предметами: складывание предметов в коробку аккуратно так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; открывание и закрывание коробки.
Формировать умение выполнять действия с предметами разного цвета, величины (находить, показывать, группировать).
Побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему.
Развивать активную подражательную речевую деятельность.
Развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи, подвижность артикуляционного аппарата.
Развивать внимание, память, мышление.
Коррекционное занятие  «Домашние животные. Кошка»Задачи:Уточнять и пополнять пассивный словарный запас по теме. Учить понимать и выделять

Слайд 15«Закрой баночку с желтой краской»

«Закрой баночку с желтой краской»

Слайд 16«Убери баночки в коробку»

«Убери баночки в коробку»

Слайд 17«Возьми баночку с черной краской»

«Возьми баночку с черной краской»

Слайд 18«У кошки черные глаза и усы. Нарисуй глаза»

«У кошки черные глаза и усы.  Нарисуй глаза»

Слайд 19«Где у кошки усы? Нарисуй усы»

«Где у кошки усы? Нарисуй усы»

Слайд 20«Закрой баночку с черной краской»

«Закрой баночку с черной краской»

Слайд 21«Убери баночку с черной краской в коробку»

«Убери баночку с черной краской  в коробку»

Слайд 22Направления логопедической работы:
Развитие сенсорного восприятия и сенсорно-перцептивной способности;
Развитие способности к использованию

невербальных компонентов коммуникации;
развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;
развитие функций голоса и дыхания;
развитие чувства ритма;
развитие импрессивной речи;
формирование и развитие экспрессивной речи.

Направления логопедической работы:Развитие сенсорного восприятия и сенсорно-перцептивной способности;Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;развитие зрительно-моторной координации, мелкой

Слайд 23 Примерная структура логопедического занятия
Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:
Развитие

умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
Развитие ручной моторики.
Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.
Развитие элементарных произносительных навыков.
Развитие понимания обращённой речи.
Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.
Развитие активной речи.
Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.

Примерная структура логопедического занятия Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:Развитие

Слайд 25

Особенности коррекционно-логопедической работы:

Особенности коррекционно-логопедической работы:

Слайд 26Ребенок познает мир с помощью взрослого путем подражания.
В совместной деятельности ребенка

и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения.
Чтобы новый навык закрепился, необходимо многократное повторение.
Содержание материала должно соответствовать детскому опыту.
Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала.
Необходимо контролировать длительность занятия.
Необходима четкая структура занятия.
Необходима смена видов деятельности.
Перенос знаний.
Детям необходима положительная оценка
их деятельности.

Ребенок познает мир с помощью взрослого путем подражания.В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры

Слайд 27 Библиографический список:
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении

умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-мастер, 1993.
Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития. – М.: АРКТИ, 2006.
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.
Питерси М., Трилор Р., Утер Д. и др. Маленькие ступеньки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М., 1998.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2009.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Хардфорд, 1996.
Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. – М.: Теревинф, 2010.
 

Библиографический список: Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. –

Слайд 28

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть