Слайд 12. ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ
МЕНЕДЖМЕНТА
Слайд 2ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ
Понятие контроля:
– соизмерение (сопоставление) фактически достигнутых
результатов с запланированными результатами (обобщен.);
– вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать организацию на нужном (верном) пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами) (классич. менедж.).
Слайд 3ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ
Назначение контроля:
– обеспечивает
наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач;
– обеспечивает наблюдение за осуществлением стратегических планов таким образом, чтобы менеджеры могли определить, насколько хорошо они выполняются и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие меры;
– обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами менеджмента, и реальными показателями деятельности организации
Позволяет получить ответы на вопросы: чему мы научились? что в следующий раз следует делать иначе? в чем причина отклонений от намеченного? какое воздействие оказал контроль на принятие решений? было ли воздействие контроля позитивным или негативным? какие выводы следует сделать для выработки новых идей?
Слайд 4ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ
Технология включает следующие компоненты:
1. Выбор концепции
контроля (система, процесс или частные проверки, предмет и цель контроля, контролирующий орган).
2. Определение цели контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля).
3. Нормы контроля (этические, правовые, производственные и т.п.).
4. Методы контроля (предварительный (диагностический, терапевтический), текущий, заключительный и др.).
5. Объем и область контроля (полный, сплошной, эпизодический, выборочный, финансовый, качества продукции, производительности труда и т.п.).
Слайд 5ТРЕБОВАНИЯ-КРИТЕРИИ КОНТРОЛЯ
1. Гласность контроля – означает, что
непременным условием успешной работы организации (подразделений, сотрудников) является доведение результатов контроля до проверяемых объектов управления.
2. Эффективность контроля – определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля.
3. Эффективность влияния на людей – выясняется вопрос, какие реакции вызывает применяемая технология контроля: положительные стимулы или негативные, стрессовые реакции (демотивация труда).
Слайд 6ТРЕБОВАНИЯ-КРИТЕРИИ КОНТРОЛЯ (продолжение)
4. Выполнение задач контроля – контроль
должен определять совпадения или отклонения в системе управления организацией; способствовать устранению отклонений, выработке эффективных решений.
5. Определение границ контроля – контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений. Длина проверяемых отрезков должна позволять выявить отклонения на самой ранней стадии. Нужно соблюдать нормы контроля, определенные действующим законодательством.
6. Систематичность контроля – оценка управляемой системы должна осуществляться не эпизодически, а систематически присутствовать на всех этапах и уровнях управления.
Слайд 7ВИДЫ КОНТРОЛЯ:
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
1. Предварительный контроль:
– осуществляется
до фактического начала работ;
– средством осуществления является реализация определенных правил, процедур и линий поведения;
– используется в трех областях: человеческих ресурсов (анализ деловых и профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения конкретных задач организации); материальных ресурсов (контроль качества сырья); финансовых ресурсов (контроль бюджета);
– два вида предварительного контроля: диагностический контроль (предупреждающие сигналы, указывающие на то, что в организации что-то не так); терапевтический контроль (выявление отклонений от нормы, принятие исправительных мер).
Слайд 8ВИДЫ КОНТРОЛЯ:
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
2. Текущий контроль:
– объект
– чаще всего сотрудники;
– прерогатива осуществления – непосредственный начальник сотрудников;
– что дает – позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций;
– условия осуществления – необходима обратная связь для слежения за возможными отклонениями от намеченных целей, а также осуществления корректировки таких отклонений (обратная связь используется в процессе выполнения работы).
Слайд 9ВИДЫ КОНТРОЛЯ:
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
3. Заключительный контроль.
–
цель контроля – помочь предотвратить ошибки в будущем;
– дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем;
– способствует мотивации трудовой деятельности;
– обратная связь используется после того, как соответствующая работа выполнена.
Слайд 10ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ КОНТРОЛЕМ
С помощью заключительного контроля можно решить следующие
задачи:
– определение фактического состояния развития организации;
– упреждение ошибок и просчетов в процессе осуществления контрольных действий, выявление условий и причин их порождающих;
– оценка качества и своевременности исполнения распоряжений, исходящих от управляющей системы;
– выявление резервов и новых возможностей развития организации;
– выявление позитивного опыта решения управленческих задач с учетом складывающейся обстановки, вскрытых неиспользованных резервов;
– оказание по результатам контроля практической помощи контролируемым.
Слайд 11ЭТАПЫ КОНТРОЛЯ
Первый этап – установление стандартов:
– определение
временных рамок и конкретных критериев, по которым оценивается работа (результативность);
– показатели результативности точно определяет то, что должно быть получено для достижения поставленных целей.
Второй этап – составление достигнутых результатов с установленными стандартами:
– определение того, насколько достигнутые результаты соответствуют ожиданиям;
– принятие решение по поводу того, насколько допустимы и безопасны обнаруженные отклонения.
Третий этап – принятие необходимых корректирующих действий:
– выбор подходящей линии поведения: ничего не предпринимать; устранить отклонения; пересмотреть стандарты.
Слайд 12УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ
1. Важно получить ответы на следующие вопросы:
– понимают ли сотрудники цели организации?
– обеспечивает ли система контроля существенные, а не тривиальные измерения?
– представляет ли действующая система контроля менеджерам информацию, на основе которой можно действовать а разумных временных рамках?
2. Функция контроля – это управленческие действия менеджера, которые осуществляются одновременно с другими функциями менеджмента.
3. Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией. Информация, полученная в процессе контроля, может использоваться на этапе планирования, организации и мотивации.
Слайд 13ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Принципы менеджмента – основополагающие идеи, закономерности и правила поведения
руководителей по осуществлению управленческой деятельности.
Два вида принципов менеджмента:
– общие принципы (применимости; системности; многофункциональности; интеграции; ориентации на ценности; оперативности управления; объективности);
– частные принципы (оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении; научной обоснованности управления; плановости; сочетания прав, обязанностей и ответственности; частной автономии и свободы; иерархичности и обратной связи; мотивации; демократизации управления; государственной законности; органической целостности объекта и субъекта управления; устойчивости и мобильности управления).
Слайд 14Общие принципы менеджмента:
ПРИНЦИП ПРИМЕНИМОСТИ
Принцип применимости – менеджмент разрабатывает своего рода
руководство к действию для всех работающих в организации сотрудников.
Слайд 15Общие принципы менеджмента:
ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ
Принцип системности – менеджмент охватывает всю систему
с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом.
Слайд 16Общие принципы менеджмента:
ПРИНЦИП МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ
Принцип многофункциональности – менеджмент охватывает различные аспекты
деятельности: материальные (ресурсы, услуги); функциональные (организация труда); смысловые (достижение конечной цели).
Слайд 17Общие принципы менеджмента:
ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ
Принцип интеграции – внутри системы различные способы
отношений и взгляды сотрудников должны интегрироваться, а вне фирмы (организации) может происходить разделение на свои подсистемы.
Слайд 18Общие принципы менеджмента:
ПРИНЦИП ОРИЕНТАЦИИ НА ЦЕННОСТИ
Принцип ориентации на ценности –
менеджмент включён в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, частные услуги, выгодное соотношение цен и т.п.
Слайд 19Общие принципы менеджмента:
ПРИНЦИП ОПЕРАТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
Принцип оперативности управления – система управления
должна быть способна быстро включаться в решение поставленных задач, легко переходить от выполнения одного вида работ к другому, эффективно действовать в изменяющихся условиях.
Слайд 20Общие принципы менеджмента:
ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ
Принцип объективности – действия менеджера не зависят
от воли и желания субъекта и объекта управления; строгое соответствие выводов и оценок объективной реальности; беспристрастность менеджера.