Презентация, доклад на тему Культура речи для педагогов

Содержание

Содержание 1) Понятие культуры речи. 2) Зависимость состояния русского языка от социальных изменений в обществе. 3) Расшатывание литературных норм. 4) Требование к педагогической речи. 5) Видоизменение языка.

Слайд 1Культура речевого поведения преподавателя

Культура речевого поведения преподавателя

Слайд 2Содержание
1) Понятие культуры речи.
2) Зависимость состояния русского языка от

социальных изменений в обществе.
3) Расшатывание литературных норм.
4) Требование к педагогической речи.
5) Видоизменение языка.

Содержание 1) Понятие культуры речи. 2) Зависимость состояния русского языка от социальных изменений в обществе. 3) Расшатывание

Слайд 3Понятие культуры речи
Культура речи - это раздел науки

о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.
Основные качества речи:
содержательность;
точность, понятность;
богатство и разнообразие;
чистота, выразительность;
правильность.

Понятие культуры речи   Культура речи - это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы

Слайд 4В культуре речи выделяют две стороны
1. правильность

речи;
2. речевое мастерство.
Правильность речи – это соблюдение языковых норм современного русского литературного языка. Говорящие и пишущие с точки зрения нормы оценивают речь как правильную (норма) или неправильную (ошибка).
Речевое мастерство – это владение умением, соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения мысли и отношения. Говорящие и пишущие с точки зрения речевого мастерства оценивают речь друг друга двумя оценками: хуже, лучше (так можно сказать, но есть лучший вариант).

В культуре речи выделяют две стороны     1. правильность речи;    2.

Слайд 5Стилистические недочеты
Неудачный выбор языковых средств приводит к появлению

в устной речи и на письме стилистических недочетов. Говорящие и пишущие допускают следующие стилистические недочеты.
1)   употребление в одном стиле речи слов, фразеологизмов, предложений, используемых преимущественно в другом стиле речи;
2)   неоправданное повторение одних и тех же слов, слов с одним и тем же корнем и одних и тех же видов предложений, создающее звуковое однообразие речи;
3)   тавтология (передача одного и того же по – разному), приводящая к неоправданному удлинению речи;
4)   словесная напыщенность, приводящая к ложной красивости.

Стилистические недочеты   Неудачный выбор языковых средств приводит к появлению в устной речи и на письме

Слайд 6Причины расшатывания традиционных литературных норм
1) Социальные изменения в

обществе, связанные с условиями переходного периода.
2)Изменениями в структуре общественно – политического строя.
3)Сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации (включая бизнесменов и коммерсантов из числа «новых русских»), приводят к известному расшатыванию традиционных литературных норм.


Причины расшатывания традиционных литературных норм   1) Социальные изменения в обществе, связанные с условиями переходного периода.

Слайд 7Виды ненормированной речи
1)Нелитературные просторечия.
2)Территориальные и

социальные диалекты.
3)Обилие иностранных слов и терминов.
4)Стилистическое снижение современной устной и письменной речи.
5)Заметная вульгаризации бытовой сферы общения.
6)Настойчивые попытки «олитературивания» грязного матерного слова.
Виды ненормированной речи   1)Нелитературные просторечия.   2)Территориальные и социальные диалекты.   3)Обилие иностранных

Слайд 8Педагогическая речь призвана обеспечить
а) продуктивное общение, взаимодействие между

педагогом и его воспитанниками;
б) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности;
в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;
г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

Педагогическая речь призвана обеспечить   а) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками;

Слайд 9Требования к речи
Содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая,

грамматическая орфоэпическая правильность; образность, смысловая выразительность; эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета.

Требования к речи    Содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая орфоэпическая правильность; образность, смысловая выразительность;

Слайд 10Типичные ошибки
Много штампов, речь недостаточно образна

и выразительна (в смысловом аспекте), преобладают простые предложения, встречаются грамматические ошибки, диалектизмы. Речевая активность педагога превалирует над детской. Важно обеспечить речевую активность всех детей, а не только активных, приходить на помощь затрудняющемуся ребенку;
- педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику студентов.
- у студентов не формируется умение слушать других.
- педагоги повторяют ответы студентов, и они не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.
- очень часто педагоги требуют от студента только «полных» ответов. Ответы студента могут быть и краткими, и развернутыми.
Типичные ошибки     Много штампов, речь недостаточно образна и выразительна (в смысловом аспекте), преобладают

Слайд 11Три типа языковых культур преподавателей
1. Носители элитарной речевой культуры
2.

Представители «средне-литературной» культуры
3. Учителя с литературно-разговорным типом речевого поведения

Три типа языковых культур преподавателей 1. Носители элитарной речевой культуры 2. Представители «средне-литературной» культуры 3. Учителя с

Слайд 12Культура речевого поведения преподавателя
а) культура речевого этикета;

б) культура мышления — процесса формирования и решения мыслительных, коммуникативных задач;
в) культура языка как упорядоченности в индивидуальном опыте системы фонетических, лексических и грамматических средств выражения мысли;
г) культура речи как способа формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе говорения;
д)культура соматической (телесной) коммуникации как совокупности всех невербальных средств.
Культура речевого поведения преподавателя   а) культура речевого этикета;   б) культура мышления — процесса

Слайд 13Культура речевого этикета
1)сфера употребления речевого этикета;
2)обращение;
3) приветствие;
4)

прощание;
5) извинение;
6) просьба.
Культура речевого этикета 1)сфера употребления речевого этикета; 2)обращение; 3) приветствие; 4) прощание; 5) извинение; 6) просьба.

Слайд 14Культура мышления
1) процесс постановки и решения мыслительных задач;
2) возможность

правильно и точно отразить и оценить ситуацию общения с ними и принять адекватные этой ситуации решения.

Культура мышления 1) процесс постановки и решения мыслительных задач; 2) возможность правильно и точно отразить и оценить

Слайд 15Педагогическое общение
1) умение быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;

2) правильно спланировать свою речь;
3) выбрать содержание общения;
4) найти адекватные средства для передачи мысли;
5) обеспечить обратную связь.
Педагогическое общение 1) умение быстро и правильно ориентироваться в условиях общения; 2) правильно спланировать свою речь; 3)

Слайд 16Научная нормализация языка
1) Пуризм – это неприятие,

решительный отказ от всего нового, от любых изменений в языке и даже консервативное их запрещение – по различным мотивам: логическим, эстетическим, идеологическим, национальным или сугубо вкусовым.
2) Что касается антинормализаторства, то оно представляет собой преклонение перед стихией языка, отрицание возможности сознательного вмешательства в речевую практику, воздействия общества на язык.
Научная нормализация языка   1) Пуризм – это неприятие, решительный отказ от всего нового, от любых

Слайд 17Причины засорения нормированного языка
1) Это канцеляризмы и штампы речи;
2) ненужные заимствования

из других языков;
3) неуместные профессионализмы;
4) случаи неграмотного, неправильного или неточного употребления слов.
Причины засорения нормированного языка1) Это канцеляризмы и штампы речи;2) ненужные заимствования из других языков;3) неуместные профессионализмы;4) случаи

Слайд 18Проблемы заимствования
– это взаимодействие и взаимообогащение культур разных

народов.
Ненужные заимствования- не привносящие в речь ничего нового по сравнению с исконными словами и, следовательно, засоряющие его: спонтанный (случайный), непреднамеренный (самопроизвольный),
Паритет (равноправие), имидж (облик), эксклюзивный (исключительный), спикер, супрефект круга, бартер, фермер, менеджер, коммерсант, маркетинг , спонсор.
Проблемы заимствования   – это взаимодействие и взаимообогащение культур разных народов.    Ненужные заимствования-

Слайд 19Молодёжный жаргон, «городские низы», уголовные элементы.
Причины появления:
1)Стремление высказаться живо и ярко,

демократично, по-новому выразительно;
2) Стремление демократизировать общение (тусовки, разборки, наезды, балдеж, беспредел, на халяву, чернуха, перекрыть кислород, нахапать, обмазать, мозги пудрить, шмон, наехать, отмазать, закосить, наколоть, сявки, шестерки, шушеры).
Молодёжный жаргон, «городские низы», уголовные элементы.Причины появления:1)Стремление высказаться живо и ярко, демократично, по-новому выразительно;2) Стремление демократизировать общение

Слайд 20Правильность речи
-фундамент языковой культуры:
1)Точность как качество грамотной речи;
2)Логичность

как качество грамотной речи;
3)Чистота как качество грамотной речи;
4)Уместность как качество грамотной речи;
5)Выразительность и богатство как качество грамотной речи.
Правильность речи  -фундамент языковой культуры:1)Точность как качество грамотной речи;2)Логичность как качество грамотной речи;3)Чистота как качество грамотной

Слайд 21 Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, неисчерпаемо

богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
А.Н.Толстой
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
К.Г. Паустовский
Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть