Слайд 1Культура речевого поведения преподавателя
Слайд 2Содержание
1) Понятие культуры речи.
2) Зависимость состояния русского языка от
социальных изменений в обществе.
3) Расшатывание литературных норм.
4) Требование к педагогической речи.
5) Видоизменение языка.
Слайд 3Понятие культуры речи
Культура речи - это раздел науки
о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.
Основные качества речи:
содержательность;
точность, понятность;
богатство и разнообразие;
чистота, выразительность;
правильность.
Слайд 4В культуре речи выделяют две стороны
1. правильность
речи;
2. речевое мастерство.
Правильность речи – это соблюдение языковых норм современного русского литературного языка. Говорящие и пишущие с точки зрения нормы оценивают речь как правильную (норма) или неправильную (ошибка).
Речевое мастерство – это владение умением, соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения мысли и отношения. Говорящие и пишущие с точки зрения речевого мастерства оценивают речь друг друга двумя оценками: хуже, лучше (так можно сказать, но есть лучший вариант).
Слайд 5Стилистические недочеты
Неудачный выбор языковых средств приводит к появлению
в устной речи и на письме стилистических недочетов. Говорящие и пишущие допускают следующие стилистические недочеты.
1) употребление в одном стиле речи слов, фразеологизмов, предложений, используемых преимущественно в другом стиле речи;
2) неоправданное повторение одних и тех же слов, слов с одним и тем же корнем и одних и тех же видов предложений, создающее звуковое однообразие речи;
3) тавтология (передача одного и того же по – разному), приводящая к неоправданному удлинению речи;
4) словесная напыщенность, приводящая к ложной красивости.
Слайд 6Причины расшатывания традиционных литературных норм
1) Социальные изменения в
обществе, связанные с условиями переходного периода.
2)Изменениями в структуре общественно – политического строя.
3)Сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации (включая бизнесменов и коммерсантов из числа «новых русских»), приводят к известному расшатыванию традиционных литературных норм.
Слайд 7Виды ненормированной речи
1)Нелитературные просторечия.
2)Территориальные и
социальные диалекты.
3)Обилие иностранных слов и терминов.
4)Стилистическое снижение современной устной и письменной речи.
5)Заметная вульгаризации бытовой сферы общения.
6)Настойчивые попытки «олитературивания» грязного матерного слова.
Слайд 8Педагогическая речь призвана обеспечить
а) продуктивное общение, взаимодействие между
педагогом и его воспитанниками;
б) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности;
в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;
г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.
Слайд 9Требования к речи
Содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая,
грамматическая орфоэпическая правильность; образность, смысловая выразительность; эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета.
Слайд 10Типичные ошибки
Много штампов, речь недостаточно образна
и выразительна (в смысловом аспекте), преобладают простые предложения, встречаются грамматические ошибки, диалектизмы. Речевая активность педагога превалирует над детской. Важно обеспечить речевую активность всех детей, а не только активных, приходить на помощь затрудняющемуся ребенку;
- педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику студентов.
- у студентов не формируется умение слушать других.
- педагоги повторяют ответы студентов, и они не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.
- очень часто педагоги требуют от студента только «полных» ответов. Ответы студента могут быть и краткими, и развернутыми.
Слайд 11Три типа языковых культур преподавателей
1. Носители элитарной речевой культуры
2.
Представители «средне-литературной» культуры
3. Учителя с литературно-разговорным типом речевого поведения
Слайд 12Культура речевого поведения преподавателя
а) культура речевого этикета;
б) культура мышления — процесса формирования и решения мыслительных, коммуникативных задач;
в) культура языка как упорядоченности в индивидуальном опыте системы фонетических, лексических и грамматических средств выражения мысли;
г) культура речи как способа формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе говорения;
д)культура соматической (телесной) коммуникации как совокупности всех невербальных средств.
Слайд 13Культура речевого этикета
1)сфера употребления речевого этикета;
2)обращение;
3) приветствие;
4)
прощание;
5) извинение;
6) просьба.
Слайд 14Культура мышления
1) процесс постановки и решения мыслительных задач;
2) возможность
правильно и точно отразить и оценить ситуацию общения с ними и принять адекватные этой ситуации решения.
Слайд 15Педагогическое общение
1) умение быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;
2) правильно спланировать свою речь;
3) выбрать содержание общения;
4) найти адекватные средства для передачи мысли;
5) обеспечить обратную связь.
Слайд 16Научная нормализация языка
1) Пуризм – это неприятие,
решительный отказ от всего нового, от любых изменений в языке и даже консервативное их запрещение – по различным мотивам: логическим, эстетическим, идеологическим, национальным или сугубо вкусовым.
2) Что касается антинормализаторства, то оно представляет собой преклонение перед стихией языка, отрицание возможности сознательного вмешательства в речевую практику, воздействия общества на язык.
Слайд 17Причины засорения нормированного языка
1) Это канцеляризмы и штампы речи;
2) ненужные заимствования
из других языков;
3) неуместные профессионализмы;
4) случаи неграмотного, неправильного или неточного употребления слов.
Слайд 18Проблемы заимствования
– это взаимодействие и взаимообогащение культур разных
народов.
Ненужные заимствования- не привносящие в речь ничего нового по сравнению с исконными словами и, следовательно, засоряющие его: спонтанный (случайный), непреднамеренный (самопроизвольный),
Паритет (равноправие), имидж (облик), эксклюзивный (исключительный), спикер, супрефект круга, бартер, фермер, менеджер, коммерсант, маркетинг , спонсор.
Слайд 19Молодёжный жаргон, «городские низы», уголовные элементы.
Причины появления:
1)Стремление высказаться живо и ярко,
демократично, по-новому выразительно;
2) Стремление демократизировать общение (тусовки, разборки, наезды, балдеж, беспредел, на халяву, чернуха, перекрыть кислород, нахапать, обмазать, мозги пудрить, шмон, наехать, отмазать, закосить, наколоть, сявки, шестерки, шушеры).
Слайд 20Правильность речи
-фундамент языковой культуры:
1)Точность как качество грамотной речи;
2)Логичность
как качество грамотной речи;
3)Чистота как качество грамотной речи;
4)Уместность как качество грамотной речи;
5)Выразительность и богатство как качество грамотной речи.
Слайд 21 Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, неисчерпаемо
богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
А.Н.Толстой
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
К.Г. Паустовский