Слайд 1«Коррекционные игры и упражнения для детей с нарушением зрения и речи»
Подготовил:
Крылаткова С. Е., учитель-логопед МКОУ ДПО «УМОЦ»
Слайд 2 Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребёнка с учётом
его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей и профилактики зрительных нарушений.
Процесс обучения и воспитание детей с нарушением зрения направлено на раннюю компенсацию и коррекцию отклонений в развитии, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению зрения,речи, а также успешную подготовку детей к обучению в школе.
Слайд 3Цель моей работы: использование системы дидактических игр по формированию зрительного восприятия
у старших дошкольников с нарушениями речи.
Задачи исследования:
Изучить логопедическую и педагогическую литературу по проблеме формирования зрительного восприятия у старших дошкольников с нарушением зрения.
2. Изучить особенности детей с нарушениями зрительного восприятия и их возможности.
3. Подобрать и провести диагностические методики для исследования уровня сформированности зрительного восприятия у дошкольников.
4. Провести и проанализировать экспериментальное исследование по предложенной системе формирования зрительного восприятия у дошкольников со зрительной патологией посредством дидактических игр .
Слайд 4
Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств.
Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учёба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. Поэтому для качественного восприятия окружающего мира важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.
Восприятие окружающего мира
вкуса
осязание
слуха
обоняние
зрение
Слайд 5
Большое внимание необходимо уделять охране и гигиене зрения детей, проведению лечебных
и профилактических мероприятий: различных занятий, игр и упражнений, способствующих улучшению зрительной функции и укреплению здоровья. Решая при этом следующие задачи :
задачи
Развитие умения ориентироваться в пространстве
Социально – бытовая ориентировка
Развитие двигательной активности детей
Развитие осязания и мелкой моторики
Развитие зрительного восприятия
Слайд 6
Зрительные игры и упражнения относятся к технологиям сохранения и стимулирования здоровья
наряду с динамическими паузами, пальчиковой, дыхательной, корригирующей гимнастикой. Они влияют на общее физическое и психологическое состояние ребенка.
Повышают зрительную
работоспособность
Снимают
зрительное напряжение
Улучшают
кровообращение
Быстро восстанавливают
работоспособность
Предупреждают
нарушения зрения
Способствуют
эффективному
усвоению материала
Зрительные игры и
упражнения
Слайд 7Гимнастика направленная на снятие зрительного напряжения
«ПАЛЬМИНГ»
Растираем ладони , до ощущения тепла.
Закрываем
глаза.
Прикрываем веки ладонями (1-2 мин.).
Глаза закрыты. Поочередно опускаем и
поднимаем руки ( 1раз).
Упражнение «Капризный ребенок».
Упражнение «Очки».
Часто моргаем.
Открываем глаза.
Слайд 8Виды зрительных игр
Зрительные игры со стихами:
Цель данного вида зрительной
игры заключается в том, чтобы сосредоточить взгляд на предмете, перевести с одного предмета на другой, фиксировать взглядом действия рук, последовательно прослеживать, развивать зрительную ориентировку в окружающем пространстве.
Следить за пальцем руки, (произносим гласный звук)используем пальчиковый кукольный театр.
Используем яркий предмет, который прикрепляется к указке (любой рисунок изображающий игрушку). Ребёнку предлагается отправиться в путешествие, следить при этом только глазами, голова неподвижна.(В этот момент использует слоги с поставленным звуком)
Инструкция: «Посмотри вверх-вниз, влево-вправо, покружились».
Упражнения можно сопровождать стихами(четко проговаривая каждое слово)
Слайд 9Упражнения с сигнальными метками
Смысл данного упражнения заключается в том, что
в углах комнаты расположены рейки. На них прикрепляются красочные игрушки или картинки, которые являются зрительным стимулом. Метки меняются 1 раз в две недели по темам .Упражнение проводится со всеми детьми в центре группы , дети находят картинку или предмет по заданию воспитателя.
Слайд 10Использование лазерного фонарика - дети прослеживают глазами движения светящегося лазера. Голова
при этом должна быть неподвижна.
Упражнения на внимание . «Проследи за поездом», «Забей гвоздик с цветными шляпками»
Слайд 11Зрительные игры со схемами и малыми офтальмотренажёрами.
Занимаясь на тренажёрах, дети прослеживают
глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закруглённые, спиральные. Очень нравится детям прослеживать глазами запутанные линии.
На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись и без неё. Необходимо зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути, затем проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижной). Упражнения со схемами проводятся в положении сидя или стоя.
Слайд 12Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с координированных
действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус ,составление рисунка по образцу из цветных палочек , мозаики. Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов . При сортировке выбрать сначала красные бусинки (мозаику, цветные палочки ) потом желтые, зеленые, оранжевые, синие. Можно составить рисунок по образцу и без него. Развивая при этом фантазию и воображение.
Слайд 13Упражнения для активизации работы мышц глаза , которые способствуют снятию утомления,
улучшению кровообращения, расслаблению:
Инструкция:
-смотреть прямо перед собой 2-3 сек;
-поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз);
-опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты;
-опустить голову, посмотреть на носок правой ноги;
-поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).
- посмотреть на вершины деревьев перед окном;
-перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом;
- назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.
Слайд 14Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие
игры «Лабиринт»,
используется игровое упражнение: «Веселый контур».
Детям даётся задание обвести через кальку контурные изображения.
На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Детям даётся задание обвести контур изображения.
Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.
Слайд 15Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница», «Что напутал художник».
Ребенку
показывают картины с различными наложениями друг на друга изображёнными предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.
-Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.
-Назовите предметы, которые спрятались в чайнике.
Слайд 16Метка на стекле (По Аветисову).
Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика.
Способствует профилактике близорукости. При работе с меткой на стекле ребенку предлагается рассмотреть круглую метку диаметром 3-5 мм, наклеенной на стекле, на расстоянии 30-35 от стекла. Затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит. Упражнение проводится в первые два дня — 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять не только двумя, но и одним глазом 2-3 раза в день. Не снимая очков.
Тренажёр «Маятник»
Упражнение расслабляет и укрепляет около глазные мышцы на заданной амплитуде. Применяется для профилактики зрительных расстройств, восстановления утраченного зрения. Упражнения выполняется с мячом закреплённым к потолку на расстоянии 1 метра с 2-3 детьми.
Слайд 17
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Используется для восстановления
силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.
Слайд 18Уровень развития зрительного восприятия детей контрольной и экспериментальной группах
Слайд 19Контрольный эксперимент проводили с 15.01.2019 года по 30.04.2019 года в ЭГ
И КГ
Результаты уровня развития зрительного восприятия детей контрольной и экспериментальной групп
Слайд 20Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:
У детей повышается острота зрения,
развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;
Повышается познавательная активность, улучшается психо – эмоциональное самочувствие и здоровье детей.
Слайд 21
Выводы:
1. Содержание формирующей работы (включение игр, игровых упражнений и занятий в
различные формы работы) соответствовали поставленной цели, были доступными и интересными для детей.
2. Формирование зрительного восприятия у детей старшого дошкольного возраста с нарушениями зрения посредством дидактических игр экспериментальной группы позволяет добиться положительной динамики, что доказывает правильность ее выбора.
3. Подобранные игры, игровые упражнения, и занятия способствовали развитию зрительного восприятия, а также повышению интереса к самостоятельной организации данной направленности.
4.Поставленные цели и задачи проекта выполнены.