Слайд 1
Коррекционно- логопедическая программа для детей
с расстройствами аутистического спектра
«Посмотри мне в глаза»
Слайд 2Целевая группа: Целевой группой, на которую направлена программа,
являются дети инвалиды
с расстройствами аутистического спектра от 4 до 14 лет.
Цели программы: Коррекция познавательно- речевого развития детей
с расстройствами аутистического спектра.
Задачи программы
Организационные:
1.Изучить литературу
2. Создать предметно- пространственную среду
3. Разработать комплексно- тематическое планирование
Практические
4. Провести первичную диагностику
5. Распределить детей с расстройствами аутистического спектра для индивидуальной работы.
6. Провести курс коррекционно- логопедической работы с детьми с РСА
-установление эмоционального контакта
стимуляция активности, направленной на взаимодействие
-развитие познавательной мотивации
формирование успешности ребенка с РАС
формирование целенаправленного поведения.
Слайд 3
Основные принципы
Принципы формирования программы:
В основу коррекционной программы воспитания и
обучения детей с расстройствами аутистического спектра положены следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных психофизических потребностей детей;
принцип развивающей направленности социально- педагогического процесса, ориентирующий его на развитие личности ребенка и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с РАС всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность ребенка к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
Слайд 5Направление деятельности и их содержание
Основными направлениями деятельности являются:
Диагностическая работа включает:
выявление
особых образовательных потребностей детей с расстройствами аутистического спектра при освоении коррекционной программы;
проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и физическом развитии детей с расстройствами аутистического спектра;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с расстройствами аутистического спектра, выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей детей;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с расстройствами аутистического спектра;
системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с расстройствами аутистического спектра (мониторинг динамики развития).
Слайд 6
Коррекционно-развивающая работа включает:
реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально- психолого-педагогического сопровождения в условиях
коррекционного процесса детей с расстройствами аутистического спектра с учётом особенностей психофизического развития;
выбор оптимальных для развития ребенка с расстройствами аутистического спектра коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
организацию и проведение индивидуальных коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;
коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
Слайд 7Информационно-просветительская работа предусматривает:
информационную поддержку социально-педагогической деятельности детей с особыми образовательными потребностями,
их родителей (законных представителей);
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы);
направленные на разъяснение родителям (законным представителям), – вопросов, связанных с особенностями социально-педагогического процесса и сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.
Слайд 8
Коррекционно- развивающая работа
Контроль и управление программой
Слайд 9Этапы коррекционной работы:
Подготовительный этап: развитие системы межанализаторных связей как основы для
формирования предпосылок общения.
Начальный этап: выработка языковых навыков и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования коммуникативной деятельности.
Третий этап: обучение к применению жестов.
Четвертый этап. Обучение чтению.
Обучение глобальному чтению позволяет развивать имперессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением.
Слайд 17По итогам занятий показателями речевой активности невербальных Детей считаются:
общее количество вербальных
реакций, т.е. направленных к логопеду, взрослым и детям в группе;
общий объем вербальной продукции, т.е. количество слов, имеющихся в экспрессивной речи;
использование невербальных компонентов коммуникации.
Слайд 18
Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности
Слайд 20 Список литературы
Баенская Е.Р., Либлинг М. М., Никольская О. С. Аутичный
ребенок. Пути помощи. — М.: Теревинф, 2015. — 380с.
Франческа Аппе. Введение в психологическую теорию аутизма. М.: Теревинф, 2015. - 230 с.
Аршатский А. В., Костин И. А., Веденина М. Ю. 10 вещей, о которых хотел бы рассказать вам ребенок с аутизмом. — М.: Теревинф, 2015. — 221 с.
Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки. — М.: Теревинф, 2015. 138 с.
Кириллова ЕВ. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011. 64 С.
Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997.
Солдатенкова Е.Н., Федоренко Н.Л., Хилько А.В. Развитие представлений о себе как механизм социализации детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2009. № 1.