Слайд 1Консультация для педагогов дошкольных учреждений и родителей
Тема «Развитие графомоторных навыков у
детей 5-7 лет»
Подготовила учитель-логопед Алтухова О.Н.
Слайд 2Обучения письму начинается задолго до зачисления ребенка в 1 класс школы.
Еще в раннем возрасте малыши берут в руки карандаши и начинают рисовать «каракули». Именно это и есть первое письмо дошкольника. Далее идут более сложные элементы: прямые горизонтальные и вертикальные линии, диагональные линии, рисование кругов, полукругов и т.п. .Однако рисование только элементов бывает недостаточно.
Одна из трудностей кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук.
Можно подкрепить мышцы кисти путем лепки,рисование акварельными красками,гуашью кисточками разного размера, манипуляциями с разным массажным материалом.
Мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно.
Сформированные графомоторные навыки- это способность правильно удерживать пишущий предмет; целенаправленное умение ребенка рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно писать буквы; контролировать собственную деятельность
Слайд 3Низкий уровень развития графических навыков может приводить к возникновению следующих проблем
при обучении письму:
-Низкий темп письма.
Быстрая утомляемость при письме.
Неровная, «дрожащая» линия.
«Угловатое» письмо, трудности в написании овалов.
Слишком сильный нажим.
Трудности в воспроизведении формы графических элементов.
Несоблюдение размера графических элементов.
Несоблюдение наклона письма.
большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо.
Нежелание выполнять письменные упражнения.
Сползание букв со строки.
Масса ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы.
Слайд 4При письме следить за темпом и ритмом речи в сочетании с
движениями глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию печатных и письменных букв, ознакомлению с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, основными элементами букв. Работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на песке и другие упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими – обведение трафаретов, контуров, штриховка, дорисовывания рисунков, графические диктанты, прописывание элементов букв и многое другое.
Слайд 7Рисование по клеточкам.
Упражнение «Пиксельмания».
Количество цветочков обозначает сложность задания: четыре самый сложный
уровень, третий-легче и т.д.
Слайд 8Рисование по клеточкам на разном уровне сложности:
1. -крупная клетка-первый уровень сложности,обозначается
одной звездой,
2.обычного размера клетка- второй уровень сложности,
3.клетка с делением по диагоналям-третий уровень сложности.
Уровень сложности обозначается на другой стороне дидактического материала
Слайд 11
Упражнения «Повтори рисунок по клеткам»,
Слайд 12Лабиринты разного уровня сложности
Слайд 14«Обводки по точкам,штрихование в разных направлениях»
Слайд 15Специальные игры и упражнения
Игры для расслабления мышц
Руки на коленях, кулачки
сжаты,
Крепко напряжены, пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем.
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.
Слайд 16Как научится держать правильно карандаш
с помощью салфетки
Нам понадобится обычная
салфетка. Ее нужно разделить пополам, иначе для детской руки она окажется слишком большой. Зажимаем половинку салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Просим ребенка оставшимися тремя пальцами взять карандаш так, чтобы не выпустить из ладошки салфетку. Чудесным образом дошкольник будет правильно держать карандаш, пока салфетка зажата пальцами
.
Метод «пинцета»
Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик тремя пальцами (большим, указательным и средним) и поставить на стол, уперев его в поверхность бумаги.
Пальцы плавно передвигаем вниз, скользя ими по карандашу. Они сами займут правильную позицию, мягко сжимая карандаш (ручку).