Презентация, доклад на тему Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Содержание

«Мысль не рождается, не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими смыл»М.

Слайд 1Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Профессиональный лицей № 24 г.Краснодар
Докладчик – старший

методист
Кудинова Галина Алексеевна
Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процессаПрофессиональный лицей № 24 г.КраснодарДокладчик – старший методист

Слайд 2«Мысль не рождается,


не находится в голове отдельного человека,
она рождается между людьми,
совместно ищущими смыл»
М. М. Бахтин
«Мысль не рождается,           не находится в голове

Слайд 4Комплексное методическое обеспечение (КМО)

Учебно-методический комплекс (УМК)

Комплексное учебно-методического обеспечение образовательного процесса

(КУМО)



Комплексное методическое обеспечение (КМО) Учебно-методический комплекс (УМК)Комплексное учебно-методического обеспечение образовательного процесса (КУМО)

Слайд 5КМО
Комплексное методическое обеспечение (КМО) включает планирование, разработку и создание оптимальной системы

средств нормативного, учебно-методического обеспечения, обучения и контроля и является частью научно-методического обеспечения профессионального образования
   Основной целью КМО
является создание условий для реализации требований образовательных стандартов профессионального образования, совершенствование содержания образования, развитие учебно-методического обеспечения образовательного процесса и достижение необходимого качества подготовки рабочих и специалистов.
 Разработка КМО позволяет:
осуществить систематизацию нормативных
документов, методических материалов и средств обучения;
развивать творческого потенциала педагогических коллективов;
интенсифицировать образовательный процесса в учреждениях профессионального образования и др.

КМОКомплексное методическое обеспечение (КМО) включает планирование, разработку и создание оптимальной системы средств нормативного, учебно-методического обеспечения, обучения и

Слайд 6УМК
Учебно-методический комплекс (УМК) является системой дидактических средств обучения по конкретным учебным

предметам и курсам, создаваемой в целях достижения требований образовательных стандартов
  Учебно-методический комплекс— это система взаимосвязанных и взаимодополняющих средств обучения, проектируемых в соответствии с учебной программой и выбранным дидактическим процессом, достаточных для реализации целей и содержания образовательного стандарта

УМКУчебно-методический комплекс (УМК) является системой дидактических средств обучения по конкретным учебным предметам и курсам, создаваемой в целях

Слайд 7

Структура
методического обеспечения учебного процесса
Учебник (учебное пособие)
Рабочая тетрадь
Задачник
Дидактические материалы
Книга для учителя
Контрольно-диагностические
материалы

Основные
компоненты

УМК

Вспомогательные
информационные ресурсы



Словари
Справочники
Книги для чтения
Пособия для подготовки к итоговой аттестации
Учебно-наглядные пособия
Интернет-поддержка

Научно-популярная литература
Развивающие и дидактические игры
Интернет
Энциклопедии
Коллекции видео- и фотоматериалов
СМИ: TV, газеты, журналы и др.
Пособия для поступающих в вузы

Дополнительные
информационные ресурсы

стандарт


Структура методического обеспечения учебного процессаУчебник (учебное пособие)Рабочая тетрадьЗадачникДидактические материалыКнига для учителяКонтрольно-диагностическиематериалыОсновныекомпоненты УМКВспомогательныеинформационные ресурсыСловари СправочникиКниги для чтенияПособия для

Слайд 8Структура комплексного учебно-методического обеспечения учебного процесса

Структура  комплексного учебно-методического обеспечения учебного процесса

Слайд 9КМО
1.Нормативно-правовое обеспечение деятельности кабинета:
Паспорт кабинета;
Календарно - тематический план;
Рабочая программа дисциплины;
Примерная программа

дисциплины;
Документы по охране труда.

2. Комплект методических материалов по разделам и темам дисциплин:
Рекомендации к лабораторным и практическим занятиям;
Планы, технологические карты, лекции;
Задания для самостоятельной работы (по темам);
Дидактический материал для закрепления нового материла.

Комплексное методическое оснащение дисциплины
1.   Нормативный комплект
1.1 Паспорт кабинета
1.2 Календарно-тематический план
1.3   Примерная программа
1.4  Рабочая программа
2.   Методический комплект по темам дисциплины
2.1   Раздаточный материал по теме
2.2  Рекомендации к лабораторным и практическим работам
2.3  Материалы для закрепления и проверки знаний по теме (текущий контроль)
2.4  Методические указания по использованию оценочной системы (если используется не пятибальная система оценки знаний)

КМО1.Нормативно-правовое обеспечение деятельности кабинета:Паспорт кабинета;Календарно - тематический план;Рабочая программа дисциплины;Примерная программа дисциплины;Документы по охране труда. 2. Комплект

Слайд 10КМО
3. Комплект методических материалов по контролю знаний и умений:

Контрольные задания;
Перечень вопросов

и типовых задач, включаемых в экзаменационные материалы;
Перечень литературы, нормативно - технической документации , наглядных пособий, технических средств, необходимых для проведения экзамена.

Комплексное методическое оснащение дисциплины
3. (5)  Методический комплект для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
3.1   Перечень литературы и других информационных источников, рекомендуемых к изучению
3.2  Тематика и методические рекомендации по реферативной работе
3.3  Тематика и методические рекомендации по составлению докладов
3.4  Методические рекомендации по другим видам самостоятельной работы студентов

КМО3. Комплект методических материалов по контролю знаний и умений:Контрольные задания;Перечень вопросов и типовых задач, включаемых в экзаменационные

Слайд 11КМО
4. Индивидуальные методические разработки преподавателей:
Учебные пособия, методические рекомендации, планы и проекты

открытых уроков, презентационные материалы и др.;
Методические разработки педагогов.
5. Методический комплект для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. (методические рекомендации)

Комплексное методическое оснащение дисциплины
4. (3)  Методический комплект входного контроля знаний (для общеобразовательных дисциплин)
4.1 Методические рекомендации по проведению входного контроля базовых знаний за курс основного общего образования

5. Методический комплект итогового контроля знаний и умений студентов
5.1   Контрольные работы
5.2  Перечень вопросов и типовых задач, включаемых в экзаменационные билеты (промежуточная аттестация)
5.3  Перечень литературы, нормативно-технической документации, наглядных пособий и технических средств, используемых при проведении экзамена

КМО4. Индивидуальные методические разработки преподавателей:Учебные пособия, методические рекомендации, планы и проекты открытых уроков, презентационные материалы и др.;Методические

Слайд 12КМО
6. Методический комплект (ПЭР):
Рекомендации по выполнению письменных экзаменационных работ, нормоконтролю;
Тематика;
Перечень литературы,

нормативно-технической документации, рекомендуемой к использованию при выполнении работ;
Образцы ПЭР;
Программа ГИА.

6. Методический комплект по выполнению ПЭР

6. 1 Тематика работ

6.2  Перечень литературы, нормативно-технической документации, технических средств и оргтехники, рекомендуемых к использованию при выполнении ПЭР

6.3  Методические рекомендации и требования по выполнению ПЭР
6.4  Образцы работ

7.   Методический комплект по ГИА
7.1  Перечень теоретических вопросов, практических заданий к экзамену

КМО6. Методический комплект (ПЭР):Рекомендации по выполнению письменных экзаменационных работ, нормоконтролю;Тематика;Перечень литературы, нормативно-технической документации, рекомендуемой к использованию при

Слайд 13КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАСТЕРСКИХ
1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности мастерских:
Паспорт мастерских;
Календарно- тематический

план;
Перечень учебно- производственных работ;
График учебной практики;
Документы по охране труда.
2. Комплект методических материалов по учебной практике - практики для получения первичных профессиональных навыков:
Инструкционно - технологические карты;
Образцы по темам перечня учебно - производственных работ;
Планы занятий;
Задания для самостоятельной работы;
Дидактический материал для закрепления;
Кино – материалы.
КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАСТЕРСКИХ 1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности мастерских:Паспорт мастерских;Календарно- тематический план;Перечень учебно- производственных работ;График учебной практики;Документы

Слайд 143. Комплект методических материалов по
контролю знаний и умений:
Контрольные задания

по изделиям;
Индивидуальные методические разработки преподавателей;
Учебные пособия, методические рекомендации, планы и проекты открытых занятий , презентационные материалы и др.;
Новаторские разработки мастеров производственного обучения.

4. Методический комплект для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, для подготовки студентов к выполнению дипломных проектов

3. Комплект методических материалов по контролю знаний и умений: Контрольные задания по изделиям; Индивидуальные методические разработки преподавателей;Учебные

Слайд 15
 
Рабочие программы дисциплин.
Календарно- тематические планы.
Экзаменационные материалы (тесты, вопросы, билеты и т.д.)
Планы

уроков (технологические карты).
Тесты (входной, текущий, итоговый контроль).
Дидактический раздаточный материал.
Материалы к обязательной контрольной работе.
Методические указания по проведению лабораторно – практических работ.
Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине.
Материалы к программе ГИА .
Методические рекомендации к письменным экзаменационным работам
Учебно-методический комплекс дисциплины.
Папка (портфолио) преподавателя (мастера п/о).

Учебно-методическая документация, разрабатываемая преподавателем в рамках должностных обязанностей в ГБОУ НПО ПЛ № 24 г.Краснодар

 Рабочие программы дисциплин.Календарно- тематические планы.Экзаменационные материалы (тесты, вопросы, билеты и т.д.)Планы уроков (технологические карты).Тесты (входной, текущий, итоговый

Слайд 16Для кого предназначены
учебно-методические материалы

Для кого предназначены учебно-методические материалы

Слайд 17Требования к подготовке и оформлению учебно-методической документации
Подготовка рабочей учебно-методической документации планируется

из расчета полного обеспечения ею всех учебных программ по видам занятий.
Перечень, объем, виды и сроки подготовки учебно-методической документации фиксируются в планах методической службы учреждения.
Рабочая учебно-методическая документация печатается в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится в документах методической службы, второй — у автора.

Требования к подготовке и оформлению учебно-методической документации  Подготовка рабочей учебно-методической документации планируется из расчета полного обеспечения

Слайд 19ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МАСТЕРОВ П/О:

Методическая разработка
Наглядное пособие
Создание презентации
Подготовка материалов

к открытому уроку
Создание видеофильмов
Подготовка материалов для участия в
профессиональных конкурсах
и предметных олимпиадах
ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТ  ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МАСТЕРОВ П/О:Методическая разработкаНаглядное пособиеСоздание презентацииПодготовка материалов к открытому урокуСоздание видеофильмовПодготовка материалов

Слайд 20Критерии оценки методической работы преподавателя
«Методический балл» преподавателя

Критерии оценки методической работы преподавателя«Методический балл» преподавателя

Слайд 22Недостатки учебной литературы
Педагоги отмечают, что:
существующие учебные пособия и учебники, особенно ёмкие,

плохо читаются;
привычно рекомендуемая обязательная учебная литература читается студентами наспех или просматривается, а дополнительная просто игнорируется, ее трудно найти;
учебные группы все более разнородны, многие обучающиеся не знают многого из того, что должны бы были знать, так как пришли из разных образовательных учреждений;
учебники во многом оторваны от жизни и не годятся для обучения;
учебная литература перегружена теоретической и устаревшей информацией и т.д.



Недостатки учебной литературыПедагоги отмечают, что:существующие учебные пособия и учебники, особенно ёмкие, плохо читаются;привычно рекомендуемая обязательная учебная литература

Слайд 23В этой связи назрела необходимость создания практикоориентированного учебного материала, раздаточного материала,

позволяющего учащимся (студентам) в ходе коротких занятиях схватывать суть изучаемого содержания, а педагогу более индивидуализировать учебный процесс.

В этой связи назрела необходимость создания практикоориентированного учебного материала, раздаточного материала, позволяющего учащимся (студентам) в ходе коротких

Слайд 24Стереотипы восприятия учебной литературы
В образовании в связи с рынком новинок сложилось

два стереотипа.
Во-первых, это стереотип «быстро устаревающих книг», который стал критерием их отбора, а в результате многие фундаментальные издания оказались «отодвинутыми» на периферию сознания.
Во-вторых, - это стереотип «компиляторства», который очень сильно проявляется в обучении, особенно тогда, когда преподаватель хочет «дать всё лучшее» из лучших учебников и учебных пособий, причём именно новых. Т.е. гонится за синей птицей. Но не всегда такой подход оправдывает себя.
В последнее время возник ещё и стереотип стандартизации учебного процесса, который проявился в результате необходимости упорядочить разнородный учебный процесс. Сегодня один и тот же учебный предмет в разных ОУ изучают по разным учебникам.
Стереотипы восприятия учебной литературыВ образовании в связи с рынком новинок сложилось два стереотипа.   Во-первых, это

Слайд 25Большое число педагогов оказались в растерянности от того, и пытаются адаптировать

имеющиеся УМК к новым подходам в образовании.

Большое число педагогов оказались в растерянности от того, и пытаются адаптировать имеющиеся УМК к новым подходам в

Слайд 26НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КМО

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КМО

Слайд 27Масштаб модификации КМО
Уровень педагога
Уровень методического объединения
Уровень образовательного учреждения
Уровень региона
Уровень

страны
Масштаб модификации КМО Уровень педагога Уровень методического объединенияУровень образовательного учрежденияУровень регионаУровень страны

Слайд 28




Дисциплина
Электронный конспект лекций
Учебные пособия
Методические рекомендации
Материалы для зачета /экзамена

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УМК

ДисциплинаЭлектронный конспект лекцийУчебные пособияМетодические рекомендацииМатериалы для зачета /экзаменаИНФОРМАТИЗАЦИЯ УМК

Слайд 29




Студент
Контрольные работы
Практические работы
Рефераты, сообщения, курсовые работы
Конкурсные работы
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УМК

Студент Контрольные работыПрактические работыРефераты, сообщения, курсовые работыКонкурсные работыИНФОРМАТИЗАЦИЯ УМК

Слайд 30Создание учебно-методических материалов нового поколения
информационный образовательный ресурс (ИОР)
Инновационный учебно-методический комплекс

(ИУМК)
информационные источники сложной структуры (ИИСС)
Создание учебно-методических материалов нового поколения информационный образовательный ресурс (ИОР)Инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК)информационные источники сложной структуры (ИИСС)

Слайд 31Инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК)
Под ИУМК понимается полный набор средств

обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов.
Инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК)  Под ИУМК понимается полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения

Слайд 32ИУМК должен :
Ориентировать педагога на использование современных методов обучения и образовательных

технологий, принципиально изменяющих образовательную среду,
обеспечивать системное внедрение и активное использование ИКТ в учебном процессе ОУ.
ИУМК должен : Ориентировать педагога на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду,

Слайд 33Инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК)













Инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК)

Слайд 34При разработке ИУМК необходимо учитывать как существующие варианты технического оснащения образовательных

учреждений, так и перспективные, предоставлять вариативные методики организации обучения.

Требования к разработке ИУМК

При разработке ИУМК необходимо учитывать как существующие варианты технического оснащения образовательных учреждений, так и перспективные, предоставлять вариативные

Слайд 35В качестве ИИСС могут рассматриваться следующие цифровые образовательные ресурсы:

цифровые образовательные ресурсы,

по одной или нескольким конкретным темам (разделам);
учебные модули, которые помогли бы учащимся познакомиться с исследовательским аспектом определенной науки;
специализированные энциклопедии;
комплекты материалов, построенные по хронологическому принципу (ленты времени);
 виртуальные лаборатории или их циклы, моделирующие важнейшие изучаемые явления;
сложные учебные интерактивные модели

В качестве ИИСС могут рассматриваться следующие цифровые образовательные ресурсы: цифровые образовательные ресурсы, по одной или нескольким конкретным

Слайд 36ИИСС может иметь следующую структуру:

ИИСС может иметь следующую структуру:

Слайд 37При разработке УМК необходимо руководствоваться определенными принципами.
классические педагогические принципы, а именно:


Научности;
Доступности;
Учебности;
Наглядности;
Систематичности и последовательности;
Связи теории с практикой.
При разработке УМК необходимо руководствоваться определенными принципами.классические педагогические принципы, а именно: Научности;Доступности;Учебности;Наглядности;Систематичности и последовательности;Связи теории с практикой.

Слайд 38При разработке УМК необходимо руководствоваться определенными принципами.
И в тоже время приходится

считаться с новыми принципами:
Учетом психофизических особенностей обучаемых;
Психологической и педагогической эргономичности;
Функциональной полноты (открытая система);
Приоритетности стратегии обучения (предъявление учебной информации, контроль…);
Принципом мотивационной и активностной обеспеченности;
Принципом универсальности применения (самостоятельная работа, инструмент преподавателя….)
Принципом модульности построения.
К этим принципам в последнее время добавляется и принцип унификации и стандартизации.

При разработке УМК необходимо руководствоваться определенными принципами.И в тоже время приходится считаться с новыми принципами:Учетом психофизических особенностей

Слайд 39Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть