Слайд 1Комплексное сопровождение детей с ОВЗ
Слайд 2Направления сопровождения:
Комплексная психолого-педагогическая диагностика возрастных и индивидуальных параметров развития;
Определение специальных
образовательных потребностей и условий, обеспечивающих ребенку с ОВЗ развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в обществе;
Коррекция имеющихся нарушений и профилактика возможных отклонений в развитии;
Восстановление продуктивных связей между детьми и окружающей средой;
Укрепление психофизического здоровья.
Слайд 3Этапы технологии комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Диагностический этап (сбор информации
о ребенке, скрининговая диагностика психического и речевого развития ребенка)
Этап поиска( сбор необходимой информации о способах решения проблемы, доведение ее до всех участников проблемной ситуации, обсуждение с родителями, законными представителями ребенка полученной информации)
Консультативно проективный этап (обсуждение вариантов решения проблемы, построение прогнозов эффективности, выбор методов, распределение обязанностей по реализации решения)
Деятельностный этап ( реализация индивидуального образовательного маршрута и выполнение программы коррекционно- развивающей работы, взаимодействие специалистов, родителей и детей на содержательной основе)
Рефлексивный этап (осмысление результатов деятельности по решению проблемы)
Слайд 4Факторы
Индивидуальные особенности ребенка (специфика развития ребенка, структура дефекта);
Возраст
ребенка (соотнесение уровня развития с возрастными нормами развития);
Наиболее развитые функции (сформированные навыки, возможности социальной адаптации);
Социальная ситуация развития (семейная микросреда);
Организационные возможности образовательного учреждения, осуществляющего сопровождение (объем коррекционных занятий).
Слайд 5Взаимодействие с родителями в процессе комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ.
Педагог восполняет
недостаток педагогической компетентности родителей, дефицит педагогических знаний и умений.
Социальный педагог анализирует жизненную ситуацию семьи, содействует в преодолении негативных обстоятельств.
Педагог - психолог помогает преодолеть трудности в семейных отношениях, психологические барьеры в детско-родительских отношениях.
Учитель - дефектолог содействует родителям в выработке эффективных приемов обучения ребенка с ОВЗ в условиях семьи.
Учитель-логопед помогает родителям обеспечить освоение речевой функции.
Слайд 6Психолого- медико- педагогический консилиум
По результатом углубленной диагностики психического и речевого
развития Николай Ч.
Эпикриз: Ребенок от первой беременности, беременность протекала с угрозой прерывания в 17 недель, роды обычные.
Диагноз при выписке: кефалогематома правой теменной области. Шкала Апгар 8/8.
Невролог: состоит на учете - моторная дизартрия, ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ с преобладанием гиперактивности.
Психиатр: ЗПРР
Логопед: ОНР II уровень.
Дефектолог: Уровень познавательного развития не соответствует возрастной норме, СДВГ с преобладанием гиперактивности.
Психолог: Снижение познавательной деятельности (ЗПР), нарушение эмоционально- волевой и личностной сферы, СДВГ с преобладанием гиперактивности.
Слайд 7При ММД можно ожидать следующие отклонения, по сравнению с возрастной нормой:
Быструю
умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать);
Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности;
Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том
числе, и умственной) при эмоциональной активации (не только отрицательной, но и положительной);
Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности;
Слайд 8 Снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в
уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации);
Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей);
Неполную сформированность зрительно-моторной координации (дети допускают разнообразные ошибки и неточности при оперативном переводе визуальной информации в двигательно-графический аналог, т. е. при списывании и срисовывании, не замечают несоответствий даже при последующем сравнении);
Изменение временной протяженности рабочих и релаксационных циклов в деятельности мозга.
Задержка развития речи и нарушения артикуляции.
Изменение временной протяженности рабочих и релаксационных циклов в деятельности мозга.
Слайд 9Рекомендации логопеда по работе с детьми с диагнозом ММД и гиперактивностью
Занятия
должны проводиться в первой половине дня;
Делите работу на более короткие, но более частые периоды. Используйте физкультминутки;
Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать у ребенка чувство успеха;
Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции;
Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
Используйте во время занятий, когда ребенок перевозбужден, тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания);
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
Слайд 10 Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
Чаще хвалите
ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети с ммд не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
Слайд 11 Спокойнее относитесь к движениям ребенка (он может теребить предметы, дергать
или постукивать ногой и т.п.), не принуждайте его сидеть спокойно, с помощью двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Наоборот, помогите ребенку найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим;
Старайтесь игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;
Если Вы видите, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию – не призывайте его «проснуться», наоборот позвольте немного отдохнуть;
Объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.