Слайд 1Комплексное психолого – педагогическое сопровождение
детей с ЗПР
подготовила Руководитель ТПМПК
Попова И.К.
Слайд 2Необходимость психолого – педагогического сопровождения
детей с ЗПР
В формировании личности большое
значение имеют механизмы саморазвития. Нормально развивающийся ребенок очень многое успевает в процессе повседневного общения со взрослыми, в самостоятельной деятельности. Ребенку с задержанным психическим развитием необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет его по «ступеням развития», раскрывая потенциал возможности маленького человека.
Без оказания своевременной медицинской и психолого-педагогической помощи отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития ребенка, препятствуют его психологической адаптации.
Слайд 3Варианты образовательного маршрута для детей с ЗПР
Прежде чем начать комплексное сопровождение
ребёнка с ЗПР необходимо определить его статус на ПМПК.
Для детей дошкольного возраста- обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников с задержкой психического развития (в группах компенсирующей направленности в ДОУ).
В интегрированных группах ДОУ ( 1-3 ребенка с ЗПР в дошкольной группе).
Слайд 4Варианты образовательного маршрута для детей с ЗПР
Обучение по адаптированной основной общеобразовательной
программе начального общего образования для детей задержкой психического развития (в СКОШ, в специальных коррекционных классах при СОШ, в интегрированных классах
по 1-4 чел. в СОШ).
Слайд 5Психолого-педагогическое сопровождение
Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических
условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Сопровождение (психолого-педагогическое, дефектологическое) - специализированная деятельность (психологическая, педагогическая, дефектологическая) в системе образования, обеспечивающая действенную помощь детям, с целью предупреждения возникновения и решения деструктивных проблем в развитии ребенка; деятельность, призванная гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.
Слайд 6Психолого-педагогическое сопровождение
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального
развития ребенка, помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
Слайд 7Кто осуществляет психолого –педагогическое сопровождение детей с ЗПР
Большую помощь в диагностике,
лечении и воспитании детей с отклонениями в развитии оказывает психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк ОУ), который призван решать многоплановые задачи, в т.ч. и задачи по психолого – педагогическому сопровождению ребёнка.
Слайд 8Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической
поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Слайд 9Особое внимание!
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности
в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Слайд 10Участники комплексного психолого – педагогического сопровождения
Учителя, педагоги;
Специалисты ПМПк ОУ;
Родители;
Администрация.
Слайд 11Работа всех специалистов в рамках психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка должна определяться не
правилом простого суммирования действий специалистов, а по определенной схеме и в определенной последовательности. Тем более что сама работа с ребенком в рамках сопровождения должна иметь определенную схему, последовательность и направленность, а также точно согласоваться с деятельностью других специалистов.
Слайд 12Принципы комплексного психолого – педагогического сопровождения
Гуманизация - предполагающая веру в возможности
ребенка.
Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы.
Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.
Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.
Слайд 13Основные направления психолого-педагогического сопровождения:
Предупреждение возникновения проблем развития ребенка.
Помощь ребенку в решении актуальных задач
развития, обучения и воспитания.
Психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ.
Развитие психолого-педагогической компетентности, родителей, педагогов.
Слайд 14Задачи психолого-педагогического сопровождения:
Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в классе, при
общении с детьми, родителями и педагогами.
Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых коррекционных программах, специальных формах организации их деятельности.
Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Слайд 15Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР представляет из себя следующую деятельность:
Организация
работы ПМПк.
Систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения.
Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности (через технологические карты и тетради психолого- педагогического сопровождения).
Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.
Слайд 16Последовательность работы по сопровождению ребенка с ЗПР
Постановка проблем. Начинается с
поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребенке и проведения диагностического исследования.
Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.
Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему? Решение отдельной проблемы или проведение дальнейшего анализа развития ребенка. Ответ на вопрос: Что мы делаем дальше?
Слайд 17Мероприятия по ППС детей с ЗПР
Виды деятельности
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 18Содержание деятельности участников сопровождения
Педагог – психолог
1. Проведение диагностической работы с группами
«проблемных»
учащихся (диагностический минимум, различные схемы углубленной
диагностики).
2. Предоставление на школьный консилиум необходимой информации по психолого-педагогическому статусу конкретных учеников, ученических групп (класс КРО).
3. Участие в разработке стратегии сопровождения ребёнка с ЗПР.
4. Проведение психокоррекционных, развивающих и консультативных
мероприятий с ребёнком, с классом.
5. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями.
6. Планирование совместной работы с классными руководителями.
7. Психологическое просвещение.
8. Консультирование администрации.
Слайд 19Содержание деятельности участников сопровождения
Учитель - логопед
1. Выявление детей, имеющих речевые
нарушения различного генеза.
2. Проведение углубленного логопедического обследования детей и подростков для определения уровня речевого развития, выявления речевых нарушений и структуры дефекта.
3. Оформление документации школьного консилиума по определению образовательного маршрута и форм индивидуальной работы для конкретного ребенка с ЗПР.
4. Оформление документации на городскую ПМПК.
Слайд 20Содержание деятельности участников сопровождения
Социальный педагог
Изучение социальной среды ребенка, находящегося в кризисной
или экстремальной ситуации.
Посредничество между семьей, учреждением, в котором воспитывается ребенок с ЗПР, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов с целью предупреждения различных конфликтов, оказания социальной защиты и помощи.
3. Выявление и учет детей, нуждающихся в социальной помощи.
Слайд 21Содержание деятельности участников сопровождения
Классный руководитель:
1. Сбор педагогической информации о педагогических аспектах
статуса
школьников (собственные наблюдения, беседы или анкетирование
педагогов-предметников). Заполнение диагностической карты учащегося.
2. Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума.
3. Предоставление необходимой педагогической информации на школьный консилиум.
4. Участие в разработке стратегии сопровождения.
5. Планирование и проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках сопровождения отдельных школьников и класса в целом.
6. Консультирование родителей и педагогов-предметников по вопросам
сопровождения школьников и ученических групп.
7. Участие в групповых и индивидуальных консультациях, проводимых
психологом, завучем, медицинским работником.
Слайд 22Содержание деятельности участников сопровождения
Учитель - предметник
1. Участие в экспертных опросах на
этапе диагностического минимума.
2. Предоставление необходимой информации классному руководителю и психологу в рамках их подготовки к школьному консилиуму.
3. Работа с содержательными и методическими аспектами учебных программ.
4. Консультирование родителей.
5. Участие в методических семинарах, посвященных содержанию сопровождающей деятельности в различных школьных параллелях.
Слайд 23Содержание деятельности участников сопровождения
Медицинский работник:
1. Сбор и предоставление информации
о состоянии здоровья и физических особенностях школьников на школьный консилиум.
Направление ребёнка на консультацию к специалистам (неврологу, д/психиатру, эпилептологу и т.д.).
Слайд 24Содержание деятельности участников сопровождения
Зам. директора по УР:
Организационная помощь в проведении основных
диагностических мероприятий.
2. Организация работы школьного консилиума.
3. Помощь педагогам в разработке стратегии сопровождения.
4. Консультирование педагогов по методическим и содержательным вопросам.
5. Оформление обязательной школьной документации (учебные планы СКК, программно-методический комплекс, план контрольно-инспекционной деятельности, отчеты о работе СКК).
6. Контрольно-инспекционная деятельность.
Слайд 25Система работы с родителями
В психолого – педагогическое сопровождение детей с ЗПР
отдельным направлением работы входит и работа с родителями.
Психолого – педагогическая работа с семьями, имеющих детей с ЗПР должна осуществляться на всем протяжении ППС. Сложность данной работы заключается в том, что каждая семья – это особый, неповторимый мир, и проникновение в этот мир требует высокого педагогического такта, тонкого психологического подхода, большой гибкости и профессионального мастерства.
Слайд 26Проблемы семей детей с ЗПР
ряд актуальных проблем - алкоголизм родителей, насилие
в семье, отсутствие работы у родителей, нарушение детско – родительских отношений, безнадзорность детей, выраженная тревога родителей, вызванная отставанием в развитии от сверстников, отсутствие у родителей необходимых знаний по психологии и педагогике ребёнка с ЗПР.
Игнорирование медикоментозного лечения, обращения к врачу неврологу, д/психиатру за консультацией.
Слайд 27Исходя из выделенных проблем цель работы с родителями : объединить усилия
специалистов сопровождения для повышения эффективности работы с семьями, имеющими детей с ЗПР.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
1. Поиск путей привлечения родителей к школьной жизни их детей, формирование интереса к ней.
2. Повышение уровня педагогической, психологической, медицинской компетентности родителей через различные формы просвещения, профилактики.
3. Формирование у родителей позитивных установок в общении со своим ребёнком, умения понимать и принимать его таким, каков он есть через совместную деятельность, детско – родительские тренинги, внеклассную работу.
Слайд 28Мероприятия по работе с родителями
Наряду с традиционными формами просвещения (родительское собрание,
индивидуальные и групповые консультации, беседы, памятки, буклеты)можно использовать интерактивные методы (родительский тренинг, ролевая игра, моделирование ситуации, дни здоровья, конкурсы для семей, коллективные выезды с родителями и детьми, туристические походы и т.д.).
Слайд 29Работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения
совместное решение психолого – педагогических проблем
и задач развития детей с ОВЗ;
предоставление педагогам психологической информации о процессе психофизического развития детей с ОВЗ;
определение стратегии работы с ребёнком с ОВЗ, исходя из его индивидуально – психологических особенностей.
Слайд 30Вывод
Таким образом, комплексное психолого – педагогического сопровождение детей с ЗПР и
их родителей, является эффективным средством в системе коррекционной работы.
Слайд 31Литература
1. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы
помочь/А.О. Дробинская. – М: 2005. – 95.
2. Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Никашиной Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития/ под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Никашиной. – М. 1981. – 118.
3. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1/ С.Г. Шевченко, Н.В. Бабкина, А.Д Вильшанская. – М: 2005. – 93.
4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С.Певзнер. – М: 1973. – 173.
Сборник:
1. Коррекционная служба в школе (психолого-медико-педагогический консилиум,
организация работы учителя-логопеда)/Составители: В.В. Бедрина, Г.В. Швакова, В.Н. Мостолыгина. – Архангельск, 2006. – 59.