Слайд 1Я ЗА БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ
Презентация для 5 класса
Слайд 2Типы онлайн-рисков
Контентные
риски
Коммуникационные
риски
Технические риски
Потребительские риски
Интернет-зависимость
Слайд 3КОММУНИКАЦИОННЫЕ РИСКИ
связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя незаконные
контакты, киберпреследования, киберунижения и др. Для подобных целей используются чаты, онлайн-мессенджеры, социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.д.
Слайд 5ОБЩЕНИЕ В СЕТИ В МИРОВЫХ МАСШТАБАХ
Крупнейшая социальная сеть в мире Facebook
насчитывает
1 млрд пользователей, 500 тыс. заходят ежедневно
Количество пользователей социальной сети "ВКонтакте" превышает 140 млн человек, при этом ежедневно на ее сайт заходят более 38 млн пользователей
В мире насчитывается около 200 млн блогов, каждый месяц появляется 3 млн новых блогов
Каждую секунду публикуется 750 сообщений в Twitter
Каждую секунду 8 человек на планете становятся частью какой-либо из существующих социальных сетей
80% пользователей доверяют мнению своих онлайн-друзей больше, чем своим реальным товарищам
Слайд 6ЧТО ДАЕТ ОБЩЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ?
Самопрезентация
Формирование и поддержание отношений
Управление личной сетью контактов
Агрессия
в интернете (троллинг, кибербуллинг)
Общение с незнакомцами
Незаконные контакты (груминг)
Риски при общении в интернете:
Слайд 7АГРЕССИЯ В ИНТЕРНЕТЕ
Кибербуллинг – агрессивное, умышленное действие, совершаемое группой лиц или
одним лицом с использованием электронных форм контакта, повторяющееся неоднократно и продолжительное во времени в отношении жертвы, которой трудно защитить себя.
Троллинг - вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающийся в виде проявления различных форм провокативного агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения.
Слайд 823% российских детей являются жертвами буллинга
В Европе 19% детей признались, что
сталкивались с буллингом
Пятая часть детей подвергается буллингу чаще 1 раза в неделю
Основная возрастная группа жертв – 11-12 лет
АГРЕССИЯ В ИНТЕРНЕТЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ*
Слайд 9ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ЖЕРТВ БУЛЛИНГА:
Пугливы
Чувствительны
Замкнуты и застенчивы
Тревожны, неуверены в себе
Несчастны
Склонны к депрессии
и чаще своих ровесников думают о самоубийстве
Не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются с взрослыми, нежели со сверстниками
Мальчики могут быть физически слабее своих ровесников.
Слайд 10ЧТО ДЕЛАТЬ?
Объясните детям, что при общении в интернете нужно быть дружелюбным
– читать грубости так же неприятно, как и слышать.
Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых вашего ребенка подвергается буллингу, сообщите об этом классному руководителю – необходимо принять меры по защите ребенка.
Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Лучший способ испортить хулигану его выходку – полный «игнор».
Поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнет поступать агрессия или угрозы. Убедитесь, что оскорбления из сети не перешли в реальную жизнь.
Помогите ребенку найти выход из ситуации – заблокировать обидчика, написать жалобу модератору, потребовать удаление странички.
Слайд 11ОБЩЕНИЕ С НЕЗНАКОМЦАМИ
* Результаты исследования «Дети России онлайн» в рамках проекта
EU Kids Online II
Слайд 12ГРУМИНГ
Общение между взрослыми и ребенком, при котором взрослый пытается установить более
близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.
Слайд 13ЧТО ДЕЛАТЬ?
Будьте в курсе, с кем ребенок общается в сети.
Объясните ребенку, что
нельзя разглашать в интернете информацию личного характера, пересылать виртуальным знакомым свои фотографии или видео.
Объясните ребенку опасность встречи с незнакомыми людьми из интернета. На реальную встречу с интернет-другом надо обязательно ходить в сопровождении взрослых.
Объясните ребенку, что в интернете
тема любви часто представляется
в неправильной, вульгарной форме.
Торопитесь стать «другом» в
социальных сетях
Слайд 14КОНТЕНТНЫЕ РИСКИ
материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие
насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую, расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.
Слайд 15 Интернет – это 645 млн. сайтов (около 200 млн. – посещаемые)
и более 8 млрд. страниц
В конце 2011 г. общий объем информации в мировой сети составлял около 1,8 зеттабайта (1 зеттабайт = 1 млрд. гигабайтов)
Каждый день в интернете появляется новая информация, сравнимая с размером небольшой библиотеки
Рунет – зоны доменов .ru, .su и .рф – больше 4,6 млн. сайтов
Объемы информации в интернете
Слайд 16
Сайты с содержанием, созданным пользователями –Википедия, блоги и сайты для размещения
изображений и видеопродукции
Сайты общения и социальные сети – личные профили, могут содержать как персональные данные, так и фотографии и видеоматериалы, музыкальные записи и ссылки материалы других пользователей
Виртуальные миры – участники выбирают, настраивают или создают персонажей, которые могут взаимодействовать между собой
Онлайн-игры – в процессе общения пользователей создаются уникальные «игровые миры»
Распространение информации в интернете
Сегодня пользователи сами создают и распространяют свой собственный контент с помощью технологий WEB 2.0.
Слайд 17КЛАССИФИКАЦИЯ НЕГАТИВНОГО
КОНТЕНТА В ИНТЕРНЕТЕ
Противозаконный контент:
Детская порнография
Пропаганда наркотиков
Расовая и религиозная ненависть,
экстремизм
Пропаганда суицида
Вредоносный, но не запрещенный контент:
Сексуальный контент
Материалы, содержащие насилие, агрессию, убийства, жестокость
Пропаганда нездорового образа жизни
Оскорбительный, унижающий контент
Нецензурная лексика
Слайд 18КАКИЕ ВЕЩИ РАССТРАИВАЮТ
ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ
Каждый четвертый ребенок (26%) сталкивался в
интернете с чем-то, из-за чего почувствовал себя неловко, огорчился или подумал, что лучше бы ему этого было не видеть.
Слайд 19ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Возможности открытого самовыражения для
любых пользователей
Активное поощрение любых способов самовыражения, в том числе агрессивных и антиобщественных
Неформальное наставничество: передача опыта от завсегдатаев новичкам
Вера в значимость участия
Ощущение сопричастности
при оценке творчества других
пользователей
Слайд 20ИНТЕРНЕТ ЛИДИРУЕТ В СЕКСУАЛЬНОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Около 40% школьников сталкивались с изображениями
сексуального характера в сети.
Каждый шестой ребенок расстраивается из-за столкновения с изображениями сексуального характера.
Грань между общедозволенными развлечениями и порнографией все больше стирается.
Слайд 21Важно понимать, из-за чего произошла встреча ребенка с нежелательными материалами: из-за
того, что ребенок целенаправленно «полез» на «взрослый» сайт или же это случайное столкновение.
В чем причина?
Слайд 22КОНТЕНТ, СПОСОБНЫЙ НАНЕСТИ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ
С подобными сайтами сталкивался практически
каждый второй российский школьник 11-16 лет.
Слайд 23САЙТЫ, ПРОПАГАНДИРУЮЩИЕ
ЧРЕЗМЕРНОЕ ПОХУДЕНИЕ
Девочки сталкиваются с подобной информацией значимо чаще, чем
мальчики. Их интерес резко возрастает с началом подросткового возраста.
Слайд 24ПОСЕЩЕНИЕ САЙТОВ, ГДЕ ОПИСЫВАЮТСЯ СПОСОБЫ НАНЕСЕНИЯ СЕБЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВРЕДА И БОЛИ
Опасными
играми, например, такими как «собачий кайф», увлекаются в основном подростки 12–15 лет. Они регулярно посещают тематические интернет-порталы.
Слайд 25ЧТО ДЕЛАТЬ?
Используйте технические средства ограничения доступа:
родительский контроль, контентная фильтрация, настройки
безопасного поиска
Расскажите ребенку о негативной информации в сети.
Покажите, как действовать при столкновении с запрещенными сайтами, куда обратиться.
Следите за активностью ребенка
в сети, проверяйте сайты, которые
он посещает.
Поддерживайте доверительные
отношения с ребенком. Приучите
его рассказывать о том, что происхо-
дило за день в интернете, обсуждайте
это.
Слайд 26ТЕХНИЧЕСКИЕ РИСКИ
кибердеятельность по отношению к пользователю, которая включает в себя:
вирусную атаку, спамминг, взлом страниц, онлайн-мошенничество и т.д.
Слайд 27С ЧЕМ СТАЛКИВАЮТСЯ
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ?
Около 30 % всех обращений на
Линию помощи «Дети онлайн» касаются технических рисков
Слайд 28«ВАШ КОМПЬЮТЕР ЗАБЛОКИРОВАН. ОТПРАВЬТЕ СМС НА НОМЕР…»
Слайд 29ОПАСНЫЕ ССЫЛКИ
С помощью подобных методов происходит распространение вредоносных программ, реклама товаров
и сайтов, которые содержат запрещенные препараты или поддельную продукцию
Слайд 30ФИШИНГ: ЛОВИСЬ РЫБКА
БОЛЬШАЯ И МАЛЕНЬКАЯ…
Фишинговые сайты выглядят как настоящие. Они
воруют информацию, которую пользователь вводит при покупке: банковские реквизиты, пароли, коды и отправяют их мошенникам.
Так выглядит фишинговый сайт Сбербанка
(англ. phishing, от fishing — рыбная ловля, выуживание) — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей —
логинам и паролям.
Слайд 31БЕЗОПАСНОСТЬ =
Личная бдительность
Технические средства
+
Не скачивайте файлы, присланные незнакомыми
Отключите автозапуск переносных устройств
Регулярно
делайте резервные копии своих данных
Используйте разные и сложные пароли
Установите антивирус, регулярно обновляйте его
Периодически проверяйте электронные устройства антивирусом
Используйте учетную запись гостя при повседневной работе за компьютером
Слайд 32ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РИСКИ
Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные подделки,
контрафактная и фальсифицированная продукция, угроза хищения персональной информации с целью кибермошенничества и т.д.
Слайд 33Суммарный оборот интернет-магазинов в России за 2011 год составил 244,6 млрд
рублей
Слайд 34ЧТО МОЖНО КУПИТЬ В ИНТЕРНЕТЕ?
В интернете можно купить почти все.
В том числе:
Наркотики и их разрешенные аналоги (соли и курительные смеси)
Оружие
Лекарства, отпускаемые только по рецепту
Алкоголь
Дипломы ВУЗов, водительское удостоверение, медицинские справки
Сексуальные услуги
Особенно велик риск приобретения подобных товаров детьми и подростками!
Слайд 35В каких ситуациях можно потерять деньги в результате мошенничества в интернете?
1. Покупки через интернет
2. Заработок через интернет
3. Интернет-банкинг
Слайд 36ПОКУПАЯ В ИНТЕРНЕТЕ, МЫ РИСКУЕМ…
1. Купить некачественный товар
2. Оплатить, но не
получить
3. Потерять деньги, попав на фишинговые сайты
Слайд 37КАК МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ СЕБЕ АВТОРОВ НИГЕРИЙСКИХ ПИСЕМ?
«Мой клиент, его жена и два
ребенка были вовлечены в дорожное происшествие. К сожалению, все погибли... Все, чего я требую, это ваша искренняя кооперация чтобы завершить эту сделку.»
«Моя мать умерла, когда я была еще девочкой, и с тех пор отец относил ко мне особенно... Сейчас я ищу счет за границей, куда можно перевести эти деньги...»
Слайд 38ГРУППА РУССКИХ КИБЕРМОШЕННИКОВ, ОБЪЯВЛЕННАЯ ВО ВСЕМИРНЫЙ РОЗЫСК
Слайд 39ПОЧЕМУ МОШЕННИКАМ ЭТО УДАЕТСЯ?
Каждый день в интернете появляются новички
Мошенники в интернете
часто остаются неопознанными и безнаказанными
Мошенникам легко обманывать детей и подростков в силу их беспечности, доверчивости, низкой осведомленности о рисках
Слайд 40ЧТО ДЕЛАТЬ?
Совершайте покупки в интернете вместе. Позвоните менеджеру, почитайте отзывы
об интернет-магазине
Избегайте совершать покупки по предоплате
Не разрешайте ребенку оплачивать покупки
в интернете вашими банковскими картами,
вводить какую-либо информацию о карте
(номер, пин-код, CVV-CVC коды и пр.)
Избегайте того, чтобы у ребенка на счету сотового телефона находилась значительная сумма денег. Объясните ему, что никогда нельзя отправлять смс на короткие номера и оставлять на сомнительных сайтах номер телефона.
Обсудите с ребенком принципы мошенничества, проговорите правила безопасности и способы защиты.
Слайд 41ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ
навязчивое желание войти в интернет, находясь офлайн и неспособность выйти из интернета, будучи онлайн
Слайд 42ЧТО ДУМАЮТ ОБ ИНТЕРНЕТ-
ЗАВИСИМОСТИ РОДИТЕЛИ:
Слайд 43ЧТО ДУМАЮТ ОБ ИНТЕРНЕТ-
ЗАВИСИМОСТИ ПСИХОЛОГИ
И ПСИХИАТРЫ
Интернет-зависимость является психическим
расстройством.
Данное решение будет закреплено в
Международной энциклопедии «Diagnostic and Statistical Manual for Mental Disorders»
(«Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам»), издание которой назначено на май 2013 года.
Слайд 44ПРИЗНАКИ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ
Нежелание отвлечься от работы в интернете
Досада и раздражение при
вынужденных отвлечениях
Склонность забывать, находясь в интернете, о важных физиологических потребностях и личных делах
Навязчивые размышления об интернете
Постоянно увеличивающееся время нахождения в интернете
Готовность тратить все больше денег для работы в интернете
Склонность врать, преуменьшая время работы в интернете
Слайд 45ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ (ГЕЙМИНГ)
форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении
видеоиграми и компьютерными играми.
Признаки игровой зависимости:
Игрок готов играть ежедневно и неограниченное время. Играет всегда, когда есть время
Длительности игрового дня постепенно увеличивается.
Полная утрата контроля над своим состоянием и своего игрового поведения
Неадекватная, субъектно-пристрастная оценка игровой ситуации
Слайд 46КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ ШКОЛЬНИК НЕ МОЖЕТ СОКРАТИТЬ ВРЕМЯ, ПРОВОДИМОЕ В ИНТЕРНЕТЕ
Слайд 47КТО ВХОДИТ В ГРУППУ РИСКА?
- испытывающие трудности в реальном общении,
- стремящиеся к уходу от реальной жизни,
- склонные к ненормативному поведению.
Слайд 48ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ
Оцените сколько времени ваш ребенок проводит в сети
Поговорите с
ребенком о том, чем он занимается в интернете.
Понаблюдайте за сменой настроения и поведения вашего ребенка после выхода в интернет.
Поговорите со школьным психологом и классным руководителем о поведении вашего ребенка
Слайд 49ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЗАВИСИМОСТЬ ЕСТЬ?
Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте,
беспокоит ли его данная ситуация.
Установите регламент пользования интернетом
Ограничьте возможность доступа к интернету только одним общим компьютером
Попросите ребенка в течении недели подробно записывать, на что тратиться время, проводимое в интернете.
Предложите ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его увлечь
В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалисту