Презентация, доклад на тему КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Р

Содержание

Культура речи – это владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.

Слайд 1 презентация для родителей КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «Р»

подготовила: учитель – логопед Гурова И.Н.
презентация для родителей  КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Слайд 2
Культура речи – это владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления,

а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.
Культура речи – это владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые

Слайд 3 Одни дети правильно произносят все звуки родного языка уже

в 3 года, другие только в 4—5 лет, а у некоторых неправильное произношение остается на всю жизнь.
Формирование правильного звукопроизношения составляет часть общего речевого развития ребенка.

Одни дети правильно произносят все звуки родного языка уже в 3 года, другие только в

Слайд 4Для того чтобы ребенок все звуки произносил правильно, необходимы в первую

очередь следующие условия:
а) хороший слух;
б) хорошая работа артикуляционного аппарата (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок);
в) правильная речь окружающих.

Для того чтобы ребенок все звуки произносил правильно, необходимы в первую очередь следующие условия:  а)	хороший слух;

Слайд 5Многие считают, что с возрастом, к 6—7 годам, звуки сами по

себе будут произноситься правильно, и не обращают внимания на плохое их произношение у ребенка. Это неверно. Необходимо активно помогать процессу формирования звукопроизношения у детей, воспитывая умение правильно воспринимать и произносить все звуки родного языка.

Многие считают, что с возрастом, к 6—7 годам, звуки сами по себе будут произноситься правильно, и не

Слайд 6Если ваш ребенок пропускает, заменяет или неправильно произносит звук Р, то

надо ежедневно или хотя бы через день в течение трех—пяти минут проводить артикуляционную гимнастику, которая будет способствовать развитию движений губ, языка и, как следствие этого, — появлению правильного звука.

Если ваш ребенок пропускает, заменяет или неправильно произносит звук Р, то надо ежедневно или хотя бы через

Слайд 7Для детей от пяти лет эти занятия можно проводить перед зеркалом,

с помощью которого ребенок будет контролировать, правильно ли он выполняет упражнения артикуляционной гимнастики. Эти упражнения помогут вашему ребенку быстрее овладеть правильным произношением звука Р.

Для детей от пяти лет эти занятия можно проводить перед зеркалом, с помощью которого ребенок будет контролировать,

Слайд 8При работе с детьми дома необходимо учитывать следующее:

1. Нельзя

принуждать ребенка заниматься артикуляционной гимнастикой, надо заинтересовать, увлечь его, а для этого занятия лучше проводить в форме игры.

При работе с детьми дома необходимо учитывать следующее:  1. Нельзя принуждать ребенка заниматься артикуляционной гимнастикой, надо

Слайд 9 2.Каждое новое упражнение следует повторять в последующих занятиях, помня,

что для отработки различных движений артикуляционного аппарата недостаточно их однократного выполнения.
 

 

2.Каждое новое упражнение следует повторять в последующих занятиях, помня, что для отработки различных движений артикуляционного

Слайд 10
3. Начинать каждое занятие лучше всего с повторения отработанных ранее

упражнений, которые ребенок легко выполняет, и только после этого давать одно-два новых упражнения.


3. Начинать каждое занятие лучше всего с повторения отработанных ранее упражнений, которые ребенок легко выполняет, и

Слайд 11 4.Все упражнения (то есть движения артикуляционного аппарата) ребенок должен

выполнять легко, без напряжения
4.Все упражнения (то есть движения артикуляционного аппарата) ребенок должен выполнять легко, без напряжения

Слайд 12 5.Некоторые упражнения (указанные ниже) выполняются под счет, который равномерно

ведут взрослые. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.

5.Некоторые упражнения (указанные ниже) выполняются под счет, который равномерно ведут взрослые. Это необходимо для того,

Слайд 13 6.Заниматься с ребенком должен только тот, кто сам правильно

произносит этот звук.

6.Заниматься с ребенком должен только тот, кто сам правильно произносит этот звук.

Слайд 14 7.При проведении артикуляционной гимнастики или вызывании звука не всегда

у ребенка сразу может все хорошо получаться, и это иногда вызывает отказ от дальнейшей работы.
В таком случае родители не должны фиксировать внимание ребенка на том, что у него не получается, надо подбодрить ребенка, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что раньше это тоже не получалось, а теперь он уже научился.

7.При проведении артикуляционной гимнастики или вызывании звука не всегда у ребенка сразу может все хорошо

Слайд 15Приводимые ниже описания артикуляционных упражнений - игр предназначены для родителей. Ребенок

должен проводить их под руководством взрослых в последовательности, данной в описании каждого упражнения.
По мере усвоения ребенок переходит к самостоятельному выполнению упражнения, которое называет ему взрослый.

Приводимые ниже описания артикуляционных упражнений - игр предназначены для родителей. Ребенок должен проводить их под руководством взрослых

Слайд 16Чтобы артикуляционную гимнастику проводить целенаправленно, занимающийся с ребенком должен знать положение

органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука Р:

Чтобы артикуляционную гимнастику проводить целенаправленно, занимающийся с ребенком должен знать положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении

Слайд 17Губы слегка обнажают зубы.
Передние зубы (верхние и нижние) видны, рот приоткрыт.
Передний

край языка широко распластан и поднят вверх к бугоркам за верхними резцами.
Боковые края языка касаются верхних коренных зубов, образуя канал для выходящей воздушной струи, и не пропускают ее по бокам.
Сильная воздушная струя, заставляющая вибрировать неплотно прилегающий к верхним альвеолам кончик языка, легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.


Губы слегка обнажают зубы.Передние зубы (верхние и нижние) видны, рот приоткрыт.Передний край языка широко распластан и поднят

Слайд 18Итак, мы видим, что для произнесения звука Р необходима сложная работа

всех мышц языка и должна быть сильной выдыхаемая воздушная струя.
Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения:


Итак, мы видим, что для произнесения звука Р необходима сложная работа всех мышц языка и должна быть

Слайд 19I. «ПОЕХАЛИ НА ЛОШАДКАХ»
Рот открыт, пощелкать кончиком языка, сначала медленно, потом

быстрее (как лошадка цокает копытами). Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.
Упражнение укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъем его вверх.
I. «ПОЕХАЛИ НА ЛОШАДКАХ»Рот открыт, пощелкать кончиком языка, сначала медленно, потом быстрее (как лошадка цокает копытами). Следить,

Слайд 20VIII. «БАРАБАНЩИКИ»
Для выполнения этого упражнения ребенок должен улыбнуться, открыть рот и

постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «дддд...», сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы рот был все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Звук Д должен получаться не хлюпающим, а носить характер четкого удара.
Упражнение уточняет и укрепляет движения кончика языка.
VIII. «БАРАБАНЩИКИ»Для выполнения этого упражнения ребенок должен улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами

Слайд 21II. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Рот открыт, ребенок слизывает широким передним краем языка варенье

с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.
Вырабатывается движение широкого переднего края языка вверх.

II. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»Рот открыт, ребенок слизывает широким передним краем языка варенье с верхней губы, делая движения языком

Слайд 22III. «ИНДЮКИ»
Рот открыт, ребенок производит движения широким передним краем языка по

верхней губе вперед — назад, стараясь не отрывать передний край языка от верхней губы, как бы поглаживая ее. Начинать эти движения надо медленно, без голоса, постепенно убыстрять их теми и включать голос, пока не послышатся звуки «БЛ-БЛ» (как индюк болбочет).
Упражнение развивает и укрепляет мышцы языка, способствует выработке вибрации кончика языка.
III. «ИНДЮКИ»Рот открыт, ребенок производит движения широким передним краем языка по верхней губе вперед — назад, стараясь

Слайд 23IV. «ЧЬИ ЗУБЫ ЧИЩЕ?»
Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние

зубы с внутренней стороны. При улыбке у ребенка должны быть видны верхние и нижние зубы. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.
Вырабатывается движение языка вверх и умение владеть им.
IV. «ЧЬИ ЗУБЫ ЧИЩЕ?»Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны. При улыбке

Слайд 24V, «МАЛЯР»
Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая

движения вперед — назад (как маляр красит кистью потолок). Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Упражнение укрепляет мышцы кончика языка, отрабатывает подъем его вверх.
V, «МАЛЯР»Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движения вперед — назад (как маляр

Слайд 25VI. «КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ?»
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на

нижнюю губу (губу при этом не поджимать) и, как бы произнося звук Ф, постараться сдуть небольшой ватный шарик на противоположный край стола.
Упражнение вырабатывает плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
VI. «КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ?»Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу (губу при этом не

Слайд 26VII. «ЧАСИКИ»
«Стрелки у часов все время ходят по кругу. Часовая стрелка

движется очень медленно, минутная побыстрее, а секундная бегом бежит. Вот и наш язык научится ходить по кругу, как стрелка часов».
Для этого ребенок должен делать медленные круговые движения языком по верхней и нижней губе. Сначала движения делать слева направо, потом справа налево. Следить, чтобы рот был открыт, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
Упражнение развивает и укрепляет мышцы языка.
VII. «ЧАСИКИ»«Стрелки у часов все время ходят по кругу. Часовая стрелка движется очень медленно, минутная побыстрее, а

Слайд 27Если при систематических занятиях, проводимых в течение 2—3 месяцев, все указанные

упражнения окажутся недостаточными для появления звука Р, следует обратиться к логопеду.
Если нет возможности обратиться к специалисту, то можно попробовать самим вызвать звук по подражанию, обращая при этом внимание на правильное положение органов артикуляции (губ, языка) у ребенка и не говоря ему, какой звук вы хотите получить. (В противном случае, услышав от вас звук Р, ребенок в силу старых укрепившихся связей даст неправильный, привычный для него звук).
Если при систематических занятиях, проводимых в течение 2—3 месяцев, все указанные упражнения окажутся недостаточными для появления звука

Слайд 28Вызывание звука можно провести примерно так. Обращаясь к ребенку, вы говорите:

«Поехали на лошадках кататься. Пощелкай кончиком языка, как цокают копыта лошадок. А теперь остановим лошадок «ТР...».
После того, как ребенок научится говорить «тр», мы стараемся отделить звук Р от Т. Для этого предлагаем ему длительно произносить ТР, подражая в это время мотиву знакомой песни. Начиная петь с ТР, ребенок продолжает мотив только на звуке Р.
Вызывание звука можно провести примерно так. Обращаясь к ребенку, вы говорите: «Поехали на лошадках кататься. Пощелкай кончиком

Слайд 29Если звук у ребенка не получается, не торопитесь его вызывать, поработайте

еще над артикуляционной гимнастикой. Особое внимание надо уделить упражнению «Барабанщики», так как, используя его, можно вызвать звук Р еще и таким способом.
Если звук у ребенка не получается, не торопитесь его вызывать, поработайте еще над артикуляционной гимнастикой. Особое внимание

Слайд 30Не закрывая рта и не опуская языка, многократно, быстро и четко

произносить звук ДДД.., производя в это время частые колебательные движения под языком выпрямленным указательным пальцем ребенка (или концом деревянного шпателя) от одного угла рта к другому, все убыстряя темп, пока не послышится рокот (предварительно необходимо тщательно вымыть руки). Вначале упражнение проводится в замедленном темпе, а затем постепенно все убыстряется и тогда все чаще слышится звучание Р. Постепенно звук Р начинает удаваться и без помощи пальца или шпателя.
Не закрывая рта и не опуская языка, многократно, быстро и четко произносить звук ДДД.., производя в это

Слайд 31Научив правильно изолированно произносить звук Р, не спешите требовать употребления его

в самостоятельной речи ребенка, пока это для него невозможно. Постарайтесь сначала соединить звук Р с гласными А, Ы, О, У. Для этого можно предложить подражать игре на различных инструментах: на трубе— РА, РА, РА.., на рожке—РУ, РУ, РУ.., на горне—РО, РО, РО.., на фанфаре — РЫ, РЫ, РЫ...
Научив правильно изолированно произносить звук Р, не спешите требовать употребления его в самостоятельной речи ребенка, пока это

Слайд 32Научив слитно произносить звуки в слогах РА, РЫ, РО, РУ, можно

подбирать картинки с изображением предметов, в названии которых имеется звук Р, и правильно называть их сначала самим, голосом выделяя закрепляемый звук (то есть, произнося его несколько длительнее других), а потом попросить ребенка правильно повторить их название.
Научив слитно произносить звуки в слогах РА, РЫ, РО, РУ, можно подбирать картинки с изображением предметов, в

Слайд 33. Лучше сначала подобрать картинки, где звук Р находится в начале

слова, в середине, на конце, а потом и в сочетании с другими согласными, например: рама, рука, барабан, пароход, шар, мухомор; труба, груша, арбуз, марка и др.
. Лучше сначала подобрать картинки, где звук Р находится в начале слова, в середине, на конце, а

Слайд 34Когда ребенок усвоит правильное называние картинок, составляйте с этими словами фразы,

например:
Мара моет раму.
У Раи на руке царапина.
Юра барабанит на барабане.
Из трубы парохода идет черный дым.
У Розы красивый красный шар.
Когда ребенок усвоит правильное называние картинок, составляйте с этими словами фразы, например:Мара моет раму.У Раи на руке

Слайд 35Подбирайте для заучивания короткие стихи, загадки, где часто встречается закрепляемый

звук, например:

Дружит Рома с носорогом.
Носорог тот - недотрога.
Не даёт потрогать рог
Недотрога-носорог.

Подбирайте для заучивания короткие  стихи, загадки, где часто встречается закрепляемый звук, например:Дружит Рома с носорогом. Носорог

Слайд 36Слова, фразы, стихи надо стараться подбирать такие, чтобы в них не

было других звуков, которые ребенок произносит неправильно.
Слова, фразы, стихи надо стараться подбирать такие, чтобы в них не было других звуков, которые ребенок произносит

Слайд 37Так постепенно, в результате систематических занятий (иногда в течение 2—3 месяцев)

ребенок научится правильно употреблять в речи звук Р.
Так постепенно, в результате систематических занятий (иногда в течение 2—3 месяцев) ребенок научится правильно употреблять в речи

Слайд 38Весь процесс подготовки, вызывания и закрепления (автоматизации) звука Р занимает у

детей при регулярной работе 3 — 6, а иногда и более месяцев.
Весь процесс подготовки, вызывания и закрепления (автоматизации) звука Р занимает у детей при регулярной работе 3 —

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть