Слайд 1ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ ХРОНИЧЕСКИМИ
ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Царькова А.Ю.
Слайд 2БУЛЛИНГ – ЭТО
агрессия одних детей против других, когда имеет место
неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться, при этом жертва показывает как сильно она задета.
Слайд 3ВИДЫ БУЛЛИНГА
Физический: избивание, задирание, толчки, щипки, отбирание вещей…
Психологический: оскорбление, клички, нелицеприятные
комментарии,
Изоляция, игнорирование
Слайд 4ЖЕРТВЫ БУЛЛИНГА
Физические недостатки
Особенности поведения
Особенности внешности
Плохие социальные качества
Страх перед школой
Трудности в обучении
Болезни
Слайд 5дети с хроническими заболеваниями
Психические заболевания (особенности поведения, неадекватные реакции)
Болезни внутренних органов
(физические особенности, особенности поведения, длительное лечение, особенности внешности)
Слайд 6
распространенность буллинга среди детей с ВПС
Слайд 8психологические особенности детей с хроническими заболеваниями
Заниженная самооценка
Зависимость от родителей
Сензитивность
Инфальтильность
Социальная дезадаптация
Синдром «выученной
беспомощности»
Слайд 9БУЛЛЕРЫ
хронически больных детей
Одноклассники
Учителя
Общество
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БУЛЛИНГА –ИГНОРИРОВАНИЕ, ИЗОЛЯЦИЯ,
ОСКОРБЛЕНИЕ, УНИЖЕНИЕ
Слайд 10отягащающие факторы
Необходимость проведения медицинских манипуляций в школе (диабет)
Ограничения в физической
нагрузке (ВПС)
Длительные пропуски занятий
Изменения во внешности (онкологические заболевания)
Слайд 13ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Чувство вины за болезнь
Болезнь как наказание
Сепарационная тревога
Задержка интеллектуального развития
Проблемы
в поведении
Повышенная тревожность
Сложности в общении с другими детьми
Слайд 14ПУТИ РЕШЕНИЯ
Психологическая поддержка родителям
Адекватное информирование ребенка об особенностях его заболевания
Проигрывание
и прорисовывание стрессовых ситуаций
Адекватная оценка физических и психологических особенностей
Организация общения со сверстниками
Слайд 16НАРИСУЙ СВОЙ СТРАХ И ПОБЕДИ ЕГО
ВЫРАЖЕНИЕ И ПРОРАБОТКА СЛОЖНЫХ ЧУВСТВ
Слайд 18ПРОБЛЕМЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Школьная тревожность
Замкнутость/демонстративность
Утомляемость
Изолированность
Слабое включение в школьную жизнь
Сниженная самооценка
Слайд 19МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
45 детей в возрасте от 6-ти до
12 лет (и их родители), проходящие лечение в отделениях ВПС, ДРВ НЦ ССХ им. А.Н. Бакулева в 2013-2014 году
Эмоциональный статус детей: клиническая беседа; Тест тревожности (Р Темпл, М. Дорки); Шкала самооценки уровня эмоционального комфорта Дембо-Рубинштейн; Страхи в домиках (М.А. Панфилова); «Несуществующее животное»; жалобы родителей на поведение и эмоциональное состояние ребенка;
Эмоциональный статус родителей: клиническая беседа; Госпитальная шкала депрессии и тревоги; Шкала самооценки уровня эмоционального комфорта Дембо-Рубинштейн
Слайд 20РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДЕТИ
Количество страхов -16 (N 9-14)
Высокий уровень тревожности у 68,88% Самооценка
эмоционального состояния до психологической работы - 60
После психологической работы – 75
РОДИТЕЛИ
Симптомы депрессии – 28,88%
Высокий уровень тревожности – 62,22%
Самооценка эмоционального состояния до психологической работы - 45
После психологической работы – 60
Слайд 21Несуществующее животное
низкий уровень воображения (трудности в выполнении задания; неоригинальные рисунки
и имена. Причина – высока тревожность)
93,33% (42 чел)- не хищник – низкая агрессивность – только защитная агрессия
84,4 % (38 чел) – мечта стать человеком ( ходить, бегать, иметь друзей)
73,68 % девочек – животное мужского пола (не сформирована половой идентичность)
88,88 % (40 чел) противоречие с результатами «Страхи в домиках»
86,66% (39 чел) упоминали важность быть с мамой (страх сепарации)
Слайд 23ИЗ БЕСЕД С ДЕТЬМИ
Миша 8 лет, ВПС: Я особенный человек, я
больной. Учусь я дома, потому что в школе меня могут толкнуть, обидеть. Я больной, потому что мне нельзя бегать с ребятами, и они со мной не играют, им скучно. Мой единственный друг – младшая сестренка. Я не хочу ходить в школу, ребята все дружат, а я хожу один. Уж лучше дома сидеть. И в больнице мне нравиться, здесь весело, у меня есть друзья.
Слайд 24ИЗ БЕСЕД С РОДИТЕЛЯМИ
Вероника, мама Карины 9 лет, ВПС: В
принципе мы могли бы и в школу ходить, но нас отговорили учителя, не хотят брать на себя ответственность. Нам даже на физкультуру можно ходить, но все бояться. Поэтому сидим дома, никто нас не навещает, всем дела нет. Карина рисует очень хорошо. Да, она могла бы участвовать в школьной жизни, но всем легче от нас отделаться. Вот мы в больнице, но никто не интересуется, как у нас дела.
Слайд 26ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Признание факта существования проблемы исключения детей с тяжелыми хроническими
заболеваниями из школьной жизни!!!
Определение возможностей каждого конкретного ребенка
Составление индивидуальной программы по вливанию ребенка в школьный коллектив
Работа с родителями и учениками
Слайд 27ВОЗМОЖНЫЕ ШАГИ
Приглашение ребенка на классный час и психологические занятия в школе
Работа
по формированию адекватной самооценки (задания «визитная карточка», игра «хвастунишка» и тд)
Презентация /постер о болезни ребенка
Участие в праздниках, экскурсиях
Письмо (послание) в больницу
Навещать дома, общение по скайпу, дежурство, помощь в освоении знаний
Слайд 28РАЗГОВОР С РЕБЕНКОМ
Никто не имеет право тебя обижать
Если это
происходит, скажи взрослому
Ты не одинок, обязательно найдется человек, который поможет тебе
Не отвечай на оскорбления тем же
Продумай со взрослыми план, как сделать пребывание в школе безопасным
Не теряй надежды, общими усилиями ситуация обязательно измениться к лучшему
Слайд 30ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Сложности межличностного общения
Сложности сепарации от родителей
Уход в
фантазии
Сложности в формировании идентичности
Сложности в отношении к своему телу
Страх перед будущим
Неадаптивная внутренняя картина болезни
Заниженная самооценка
Стыд
Слайд 31ВОЗМОЖНЫЕ ШАГИ
Привлечение одноклассников для самостоятельного урегулирования проблемы (50% ситуаций): прямая защита;
поддержка после стычки.
Самозащита: озвучить свои потребности, знать свои сильные стороны, уметь говорить о своей болезни, знать свои права и обязанности, нести ответственность за свои поступки, умение просить и принимать помощь, умение строить отношение со сверстниками, умение ставить реалистичные цели и добиваться их.
Составить план действий:
1.Описать ситуации буллинга.
2. подумать, как можно изменить ситуацию
3. Продумать шаги по изменению ситуации.
Слайд 32Что сказать ребенку
Каждый ребенок заслуживает уважения и имеет как сильные, так
и слабые стороны.
Каждый ребенок имеет право на безопасную среду обучения.
Никто не имеет право обижать другого.
Ты не виноват, в том, что у тебя болезнь.
Твоя личность значительно больше, чем твоя болезнь.
Ты не одинок, у тебя есть защита.