Слайд 1Как общаться с ребенком
на «его языке»
Презентацию выполнила:
педагог-психолог ГБОУ СОШ № 230
г. Санкт-Петербурга
Артемьева Лариса Игоревна
Слайд 2Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и
усвоения предложенной информации.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории.
Слайд 3Какие бывают люди?
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть
информации с помощью зрения.
Аудиалы - люди, кто в основном получает
информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть
информации через другие ощущения
(обоняние, осязание) и с помощью движений.
Дискреты - у них восприятие информации происходит
через логическое осмысление.
Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна.
Слайд 4Каналы восприятия информации!
Что это такое?
Слайд 5Какие бывают каналы?
Визуальный
Аудиальный
Кинестетический
Слайд 6Ситуация № 1
Учительница 1 класса дала задание, и ученики уже приступили
к работе, а Коля "не услышал". Он все время рассматривал иллюстрации в книге.
Затем он замечает, что ученики чем-то заняты, и начинает заглядывать в тетрадь соседа, пытаясь понять, что надо делать.
Слайд 7 Визуалы с удовольствием рисуют в своих тетрадках, раскрашивают
написанное цветными фломастерами.
Визуал должен зрительно увидеть результат своей работы, ее наглядное воплощение.
Опытный педагог так обращается к визуалу:” посмотри, чем мы будем заниматься. Взгляни на задание данное на доске.”
Что бы привлечь внимание визуала, ему в первую очередь надо что-то показать.
Ребенок визуал, будет есть глазами учительницу, для него важен зрительный контакт с ней.
Можно сказать, что визуал слышит и чувствует прежде
всего то, что видит. Например, ребенок – визуал,
самостоятельно садится выполнять домашнее задание,
потому, что видит в уме грозное лицо мамы.
Слайд 8Ситуация № 2
Витя прекрасно улавливает информацию на слух (то, что говорит
учительница).
Любит слушать разговоры, даже не имеющие к нему отношения.
На уроке он хорошо понимает устные инструкции учителя, хорошо отвечает на вопросы.
Но в тех случаях, когда приходится сделать что-то по образцу, работать с рисунком или схемой, Витя теряется, ничего не делает, отвлекается или просит, чтобы ему объяснили.
От самостоятельной работы со зрительной информацией его легко отвлекают любые звуки - человеческая речь, радио, какие-либо шумы.
Слайд 9 Ребенок – аудиал, может не смотреть на учительницу,
во время ее объяснений.
Взгляд его будет блуждать по стене или потолку. Такое поведение вовсе не означает отсутствия внимания. Просто оно выражено иначе, чем у визуалов.
Они живут в целом океане звуков среди которых речь один из многих.
Часто у ребят аудиалов бывают слабые
уши, не рассчитанные на восприятие
информации, озвученной на повышенных
тонах.
Для аудиалов четко выражена порционность восприятия информации. Начав слушать они сначала принимают информацию, а потом наступает пауза для ее обработки.
Слайд 10Ситуация №3
Мама с Димой учит стих - к утреннику в детском
саду. Мама читает строчку, Дима должен ее повторять. Он и повторяет, на каждом слове подпрыгивая. Так выучено четверостишье. На втором мама не выдерживает:
- Не прыгай, сядь.
Дима сел. Мама читает следующие строки, а Дима в это время пытается сделать стойку на голове.
- Весь извертелся. Сядь, кому говорю!
Дима сел и надулся.
Слайд 11 Это деятели. Легче всего привлечь внимание ребенка кинестетика
просто прикоснувшись к нему.
Кинестетики это те дети которые носятся по коридору как угорелые. У кинестетиков все мысли на лице написаны, они обожают гримасничать. Кроме того, они эмоциональны и обидчивы.
Ребятам кинестетикам трудно высидеть неподвижно
в течение одного урока. Не редко восполняя дефицит
движений они начинают болтать ногами и руками.
Поскольку кинестетик воспринимает мир чувственно,
буквально кожей , для него важно потрогать неизвестный предмет, пощупать его, покрутить его в руках, ощутить его фактуру., вес и форму.
Обращаясь к кинестетику лучше всего использовать четкие выражения: Чувствуешь, как это будет здорово!
Самостоятельно включаясь в работу, такие дети начинают крутить себе пальцы, чесать голову, изгибать страницы тетради.
Слайд 12Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?
- От того, какой
канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма
- Если родители и учитель знают,
к какой категории относится их ученик, им
легче строить с ним отношения.
Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания
Слайд 13Как мы можем это использовать в своей жизни.
Выбираете воспитателя, учителя
вашему ребенку деятелю.
А учитель, воспитатель - зритель, визуал.
Все ровно, цветочки по линейке и по росту, игрушки аккуратно расставлены, сама одета так, что все по цвету подходит - типичный зритель.
Беда вашему ребенку с таким взрослым.
Все, что ни сделает ваш ребенок -
будет плохо. Он никогда не будет
успешен у такого учителя.
Лучше уж у аудиала, потому что деятель не следит за внешним порядком и аудиал тоже, тут они будут похожи.
Слайд 14Но особенно важно учитывать канал, когда вам необходимо объяснить ребенку что-то
важное, новое. Если вы говорите с ним на разных языках, то он не может понять ваше объяснение.
Слайд 15Ситуация
Представим мальчика, кинестетика.
Мама зритель, пытается объяснить ему задачу. Она рисует
схему, а ребенок, вот чудеса, такая дивная схема, а он ничего не понимает. Мама уже на взводе и призывает папу (аудиала).
Папа начинает сразу объяснять, объяснять. Он же словами объясняет.
Ребенок уже совсем очумел, он понимает только одно - задача настолько сложна, что решить ее никто не может.
Слайд 16- На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы
восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит.
Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы).
Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
Слайд 17Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий
канал восприятия и переработки информации.
Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям.
Слайд 18Ваш ребенок визуал, если:
Он наблюдателен, любит рассматривать картинки в книгах, смотреть
телевизор, он много рисует, лепит.
Довольно рано имеет свое мнение о том, что надеть. Как правило, визуалы довольно опрятны – им нравится быть красивыми. Хорошо ориентируются в незнакомом месте.
Ребенок-визуал часто употребляет слова: «вот видишь», «смотрите», «поглядим» и тд.
Слайд 19Общение с визуалом
Визуал хорошо понимает жесты, «страшные глаза», обращенные к нему
– этого бывает достаточно, чтобы утихомирить ребенка.
В школе такие дети, как правило, самые беспроблемные ученики: они внимательны, сосредоточены, усидчивы. Правда, все обложки тетерадей у них изрисованы рыцарями, суперменами или принцессами.
Слайд 20Ваш ребенок аудиал, если:
Он общителен, болтает без умолку, любит слушать музыку,
аудиокниги, просит читать и перечитывать одни и те же книги. Все время придумывает какие-то истории, пишет стихи или песни. А вот подвижные игры и спорт чаще всего он не признает или не делает в них успехов.
Ребенок-аудиал часто употребляет слова «послушай» или «вы слышали, что …». Аудиалу мешает шум: он не может спать или заниматься в шумном помещении.
Слайд 21Общение с аудиалом
С такими детьми нельзя ничего решать силовыми методами!
Довольно
рано ребенок начинает понимать обращенную к нему взрослую речь. Если же спокойно объяснить, аудиал все поймет.
Чаще беседуйте с ребенком, обсуждайте волнующие его вопросы. Имейте в виду, что он хорошо отличает все нюансы вашей интонации, так что в разговоре аудиала обмануть сложно.
В школе аудиал обычно делает успехи в гуманитарных дисциплинах. С любого диспута, дискуссии или чтения вслух он запоминает максимум информации.
Слайд 22Ваш ребенок кинестетик, если:
Он подвижен, спортивен, моторные навыки развиваются быстро (бег,
прыжки, плавание).
Ребенок неусидчив, не может надолго концентрировать внимание, любит везде залезть и все потрогать-попробовать. За это не стоит ругать – так ребенок познает окружающий мир.
Любит, чтобы его обнимали, сам
очень контактен и драчлив.
Слайд 23Общение с кинестетиком
Дети-кинестетики мало внимания обращают
на
слова и предупредительные надписи.
Расшалившегося ребенка можно остановить физическим воздействием: положить руку на плечо, обнять, взять за руку.
Надо ли говорить, что телесные наказания
недопустимы?
Слайд 24На что обращают внимание?
Словарь общения.
Визуал в своей речи употребляет
существительные, глаголы, прилагательные,
связанные в основном со зрением.
Для аудиала характерно употребление слов,
связанных со слуховым восприятием.
Словарь кинестетика в основном включает слова,
описывающие чувства или движения.
Слайд 25
Направление взгляда.
У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх.
У аудиалов - по средней линии.
У кинестетиков - вниз.
Слайд 26Внешний вид ребенка
Визуалу важно хорошо выглядеть, важно, чтобы
рядом с ним все было аккуратно и красиво. Он не терпит, чтобы его трогали, в разговоре держит дистанцию.
Кинестетик любит удобство – удобную одежду, мебель, позу, для него очень важен комфорт. В разговоре много жестикулирует, использует мимику, пантомимику, может касаться собеседника, дергать его за рукав или крутить пуговицу на его пиджаке.
Аудиал в этом отношении будет вести себя усреднённо, никогда не доходя до крайностей, которые могут быть присущи и визуалу, и кинестетику.
Слайд 27
Особенности внимания
Кинестетику трудно концентрировать свое внимание, и его можно
отвлечь чем угодно.
Аудиал легко отвлекается на звуки.
Визуалу шум практически не мешает.
Слайд 28Особенности запоминания
Визуал помнит то, что видел;
запоминает картинками.
Аудиал – помнит то, что обсуждал;
запоминает слушая.
Кинестетик помнит общее впечатление;
запоминает двигаясь.
Слайд 30Ситуация с Сашей
Саша, ученик 1 класса, на уроке весь в движении.
Книги и разговоры его привлекают мало. Он занят не тем, чем остальные ученики.
Он развинчивает ручки, затачивает карандаш или ломает его, вертит в руках безделушки или раскачивает ногой стул соседа и т.д.
Каковы возможные причины такого поведения Саши?
Слайд 31Кто как записывает домашнее задание?
Допустим, оно написано на классной доске.
Слайд 32
Визуал - послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с
доски то, что задано на дом.
Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других.
Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
Слайд 33
Аудиал - если захочет записать домашнее задание в школе, то,
скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано.
На слух запишет эту информацию себе в дневник.
Дома может «сесть на телефон» и узнать о том, что задано, у одноклассников.
Слайд 34
Кинестетик - чаще всего долго роется у себя в портфеле,
достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Слайд 35Поведение детей на перемене
Визуал: чаще всего остается в классе,
если
большинство учеников из него выходит.
Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Или предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
Слайд 37Что говорят специалисты?
От визуала можно требовать быстрого решения задач.
От аудиала - немедленного
повторения услышанного им материала.
От кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних.
Слайд 38При выполнении работы на уроке
или дома рекомендуется:
- визуалу
разрешить иметь под рукой листок, на котором он
в процессе осмысления и запоминания материала
может чертить, штриховать, рисовать и т.д.
- аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за
поминания издает звуки, шевелит губами - так
ему легче справиться с заданием.
- кинестетика не заставлять сидеть долгое время
неподвижно; обязательно давать ему
возможность моторной разрядки (сходить за
мелом, журналом, писать на доске, дома –
сходить в другую комнату и т.д.);
Запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Слайд 39
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том
числе, использует самые разные каналы восприятия.
Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать.
Слайд 40Конечно, «чистых» визаулов, кинестетиков и аудиалов не бывает, но всегда один
из каналов восприятия информации, все же лидирует.
Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Слайд 41
…
Учитесь понимать ребенка, и помогать ему.
Слайд 42
Спасибо
за внимание !
Артемьева Лариса Игоревна
Педагог-психолог шк. № 230
г. Санкт - Петербурга