Слайд 1
Как научить ребенка слышать звуки (профилактика дисграфии)?
Сорокина Наталья Владимировна
учитель-логопед ГБОУ школа
№217 им. Н.А. Алексеева
Слайд 2Что надо делать, чтобы у ребенка к школе появился фонематический слух?
Появившись
на свет, ребёнок сразу же начинает использовать осязание, обоняние, вкус, зрение и слух для активного освоения окружающего мира. В дальнейшем малыш будет неуклонно совершенствовать каждое из этих чувств, научится использовать их с наибольшей пользой для себя.
Возьмём, к примеру, слуховое восприятие. Оно необходимо для успешного овладения устной и письменной речью.
Каким образом осуществлять развитие слухового восприятия ребёнка?
Что надо делать, чтобы к школе у малыша появился так называемый ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (слух на отдельные звуки родного языка)?
Эти вопросы родители задают логопеду наиболее часто...
Слайд 3Наличие фонематического слуха предполагает способность вычленять отдельные звуки из общего речевого
потока и умение их различать друг от друга. Он необходим для верного понимания смысла сказанного.
Когда этого нет, человек не может на слух отличить близкие по звучанию слова типа: СУП-ЗУБ, ДОМ-ТОМ, ГНОМ-ГРОМ, КОН-КОНЬ, ЛУК-ЛЮК, КАСКА-КАШКА и т.д.
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха.
Слайд 4Фонематический слух включает :
-способность слышать есть данный звук в слове
или нет;
-способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
-способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Масштаб «разрушений» в слуховом восприятии звуков может быть самый разный. Порой ребёнок не различает только гласные звуки, или только глухие и звонкие согласные. Иногда – только твёрдые – мягкие, иногда свистящие – шипящие (С-Ш, З-Ж, Ц-Ч).
На письме у таких детей бывает
столько ошибок, что учителя
и родители просто хватаются за
голову и приходят в ужас от их работ, - столько в них исправлений и нелепостей.
Слайд 5Как научить ребенка слушать звуки
окружающего мира?
Начинать надо с самого простого:
с умения прислушиваться к окружающему нас миру. Этому поспособствуют, на первых этапах, самые обычные погремушки и игрушки. Если дитё мало, начните с того, что приучите его поворачивать головку на звучащий предмет, и когда ребёнок найдёт его глазами, ещё раз повторите звук. Малыш
наверняка потянется за игрушкой
и захочет самостоятельно извлечь
звук. Предоставьте ему эту
возможность. А сами при этом
не забудьте сказать:
«Ах, как славно гремит погремушка!»
Слайд 6Игры для развитие неречевого слуха:
Звуки природы
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных
звуков: шума дождя и леса, журчания ручья, пения птиц, голосов различных животных. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию.
Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь...
Каждый предмет способен издавать звуки:
скрип двери, звук шагов, телефонный
звонок, свисток, тиканье часов, шум
льющейся и кипящей воды, шелест
страниц и так далее. Ребенок должен
научиться узнавать их звучание с
открытыми и закрытыми глазами.
Слайд 7Игры для развитие неречевого слуха:
Жмурки
Это прекрасная возможность потренировать малыша в
умении находить источник звука. Завяжите малышу глаза и попросите определить, какой музыкальный инструмент: бубен, дудочку, металлофон, барабан,
губную гармошку и прочее, он услышит.
А теперь пусть различит щелчок
выключателя и пальцев, звон
будильника и трель звонка,
звук льющейся воды и шелест
бумаги…. Если в доме есть
различные крупы, может быть,
стоит попробовать различить на слух,
как они пересыпаются из одной
ёмкости в другую, издавая
при этом характерные звуки?
Слайд 8Звуки, звуки, слышим вас!
А теперь займёмся фонематическим слухом. Работу над ним
целесообразно начинать уже с четырёх лет. Чтобы малышу было не скучно, возьмём в помощники самый обычный мячик.
Игра «Эхо»
Вы бросаете мяч и произносите, например, звук «А-а-а…». Малыш должен будет поймать мяч и, возвращая его Вам, повторить этот звук. Подобную манипуляцию проделайте со всеми гласными звуками.
Слайд 9Звуки, звуки, слышим вас!
Игра «Какой звук начинает слово?»
Её можно будет использовать
лишь после того, как ребёнок усвоит звучание всех гласных звуков и сможет их различать. Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово, начинающееся на один из перечисленных выше гласных.
Это могут быть слова: АИСТ, ОСЫ, УТКА, ЭХО, ИНЕЙ и т.д. Необходимо брать слова, в которых ударение падает на первый гласный. Тогда ребёнку будет легче его определить. Услышав слово и
поймав мяч, малыш будет
какое-то время усиленно думать,
какой же звук первый? Когда
звук будет, наконец, найдет,
кроха должен будет его чётко
произнести и возвратить Вам
мяч.
Слайд 10Игры для развитие речевого слуха:
Игра «Что за звук спрятался в середине
слова?»
Игра проводится аналогично предыдущей, но вот гласный стоит уже в середине однослоговых слов типа ЗАЛ, ЖУК, ДОМ, СЭР, СЫР, МИР и т.д. Берите слова, состоящие только из одного слога! Но при этом ни в коем случае не включайте в игру такие как ЛЕС, ЛЁД, ЛЮК. В них звучит один гласный звук, но вот гласная буква пишется совсем другая. Для многих малышей разница в понятиях звук - буква ещё непонятна, поэтому не перегружайте их лишней информацией. Проводя игру, не забывайте голосом выделить гласный звук в слове.
Игра «Что за звук стоит в конце слова?»
Правила игры те же, только искать гласный надо уже в конце слов: ВЕДРО, НОГА, СТОЛЫ, БЕРИ, КАРАТЭ и проч. Как Вы уже заметили, ударение опять же падает на искомый звук. Это не случайно: в безударной позиции некоторые гласные, например О, Э меняют своё звучание.
Слайд 11Игры на развитие фонематического слуха:
Продолжим работу над фонематическим слухом, но уже
на новом, более высоком уровне. Помощником нам будет всё тот же мячик. Задача для малыша усложняется….
Вы произносите ряд слогов или слов, а ребёнок должен будет из них выбрать лишь слог или слово с заданным звуком. Каждый звук отрабатывается отдельно и поэтапно. На работу с одним звуком отводится несколько дней, а то и недель. Предлагаем использовать несколько вариантов игры «Выбери правильно!».
Она рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет.
Слайд 12а) «Выбери слог со звуком У»
Например: ТА-ТУ-ТИ, и бросаете ребёнку мяч.
Повторив про себя (или вслух) ряд слогов, он должен найти слог с искомым звуком «У» и, произнося его вслух, вернуть Вам мяч. Если крохе трудно сделать выбор из трёх слогов, сократите ряд до двух. Ну, а если ситуация прямо противоположная, и три слога, - это слишком легко, пусть поищет среди четырёх-шести слогов.
б) «Выбери слово на звук У»
Для этого варианта можно предложить малышу следующие ряды слов:
УТКА-ИРА-АИСТ, ОСЫ-УЖИН-ЭХО и т.д. Если трудно выбрать из трёх,
оставим только два слова, если легко, увеличим до четырёх-пяти: ИНЕЙ-УЛИТКА-ОБЛАКО-ЭММА, ЭЛЬФ-ОСЛИК-УХО-АРМИЯ-ИРА.
в) «В каком слове звук У прячется в середине?»
Принцип игры Вы, наверняка, усвоили. Ряды однослоговых слов могут быть следующими: СТУЛ-ЛАК-ЛИФТ, РЫСЬ-ФРУКТ-ПОЛ и т.д. Ряд слов можно сократить или увеличить, в зависимости от способностей крохи.
г) «Выбери слово, заканчивающееся на звук У»
И здесь не ограничивайте свою фантазию в выборе слов: ДОМИНО-СТЕНА-НЕСУ, КАКАДУ-ВЕСЛО-НОСЫ.
Слайд 13Если Вы хотите по-настоящему поработать над развитием фонематического слуха, придётся приложить
немало усилий!
В случае затруднений обратитесь за помощью к логопеду. К сожалению, многие родители даже не знают, что он непосредственно занимается развитием фонематического слуха и помогает детям справиться с дисграфией.
Развитие слухового внимания и памяти
у детей во многом определяет его
дальнейшее обучение в школе, и чем
раньше и своевременней начнётся работа
по развитию фонематического слуха,
тем больше вероятности того, что его
учёба будет успешной!