Презентация, доклад на тему Как научить ребенка слышать звуки (профилактика дисграфии)?

Что надо делать, чтобы у ребенка к школе появился фонематический слух?Появившись на свет, ребёнок сразу же начинает использовать осязание, обоняние, вкус, зрение и слух для активного освоения окружающего мира. В дальнейшем малыш будет неуклонно совершенствовать каждое

Слайд 1 Как научить ребенка слышать звуки (профилактика дисграфии)?
Сорокина Наталья Владимировна
учитель-логопед ГБОУ школа

№217 им. Н.А. Алексеева
Как научить ребенка слышать звуки (профилактика дисграфии)? Сорокина Наталья Владимировнаучитель-логопед ГБОУ школа №217 им. Н.А. Алексеева

Слайд 2Что надо делать, чтобы у ребенка к школе появился фонематический слух?
Появившись

на свет, ребёнок сразу же начинает использовать осязание, обоняние, вкус, зрение и слух для активного освоения окружающего мира. В дальнейшем малыш будет неуклонно совершенствовать каждое из этих чувств, научится использовать их с наибольшей пользой для себя.
Возьмём, к примеру, слуховое восприятие. Оно необходимо для успешного овладения устной и письменной речью.
Каким образом осуществлять развитие слухового восприятия ребёнка?
Что надо делать, чтобы к школе у малыша появился так называемый ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (слух на отдельные звуки родного языка)?
Эти вопросы родители задают логопеду наиболее часто...

Что надо делать, чтобы у ребенка к школе появился фонематический слух?Появившись на свет, ребёнок сразу же начинает

Слайд 3Наличие фонематического слуха предполагает способность вычленять отдельные звуки из общего речевого

потока и умение их различать друг от друга. Он необходим для верного понимания смысла сказанного.
Когда этого нет, человек не может на слух отличить близкие по звучанию слова типа: СУП-ЗУБ, ДОМ-ТОМ, ГНОМ-ГРОМ, КОН-КОНЬ, ЛУК-ЛЮК, КАСКА-КАШКА и т.д.





Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха.

Наличие фонематического слуха предполагает способность вычленять отдельные звуки из общего речевого потока и умение их различать друг

Слайд 4Фонематический слух включает :
-способность слышать есть данный звук в слове

или нет; -способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; -способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Масштаб «разрушений» в слуховом восприятии звуков может быть самый разный. Порой ребёнок не различает только гласные звуки, или только глухие и звонкие согласные. Иногда – только твёрдые – мягкие, иногда свистящие – шипящие (С-Ш, З-Ж, Ц-Ч).
На письме у таких детей бывает
столько ошибок, что учителя
и родители просто хватаются за
голову и приходят в ужас от их работ, - столько в них исправлений и нелепостей.
Фонематический слух включает : -способность слышать есть данный звук в слове или нет;  -способность различать слова,

Слайд 5Как научить ребенка слушать звуки
окружающего мира?
Начинать надо с самого простого:

с умения прислушиваться к окружающему нас миру. Этому поспособствуют, на первых этапах, самые обычные погремушки и игрушки. Если дитё мало, начните с того, что приучите его поворачивать головку на звучащий предмет, и когда ребёнок найдёт его глазами, ещё раз повторите звук. Малыш
наверняка потянется за игрушкой
и захочет самостоятельно извлечь
звук. Предоставьте ему эту
возможность. А сами при этом
не забудьте сказать:



«Ах, как славно гремит погремушка!»

Как научить ребенка слушать звуки окружающего мира?	Начинать надо с самого простого: с умения прислушиваться к окружающему нас

Слайд 6Игры для развитие неречевого слуха:
Звуки природы
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных

звуков: шума дождя и леса, журчания ручья, пения птиц, голосов различных животных. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию.
Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь...
Каждый предмет способен издавать звуки:
скрип двери, звук шагов, телефонный
звонок, свисток, тиканье часов, шум
льющейся и кипящей воды, шелест
страниц и так далее. Ребенок должен
научиться узнавать их звучание с
открытыми и закрытыми глазами.

Игры для развитие неречевого слуха:Звуки природы Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шума дождя и леса, журчания

Слайд 7Игры для развитие неречевого слуха:
Жмурки
Это прекрасная возможность потренировать малыша в

умении находить источник звука. Завяжите малышу глаза и попросите определить, какой музыкальный инструмент: бубен, дудочку, металлофон, барабан,
губную гармошку и прочее, он услышит.
А теперь пусть различит щелчок
выключателя и пальцев, звон
будильника и трель звонка,
звук льющейся воды и шелест
бумаги…. Если в доме есть
различные крупы, может быть,
стоит попробовать различить на слух,
как они пересыпаются из одной
ёмкости в другую, издавая
при этом характерные звуки?

Игры для развитие неречевого слуха:Жмурки Это прекрасная возможность потренировать малыша в умении находить источник звука. Завяжите малышу

Слайд 8Звуки, звуки, слышим вас!
А теперь займёмся фонематическим слухом. Работу над ним

целесообразно начинать уже с четырёх лет. Чтобы малышу было не скучно, возьмём в помощники самый обычный мячик.
Игра «Эхо»
Вы бросаете мяч и произносите, например, звук «А-а-а…». Малыш должен будет поймать мяч и, возвращая его Вам, повторить этот звук. Подобную манипуляцию проделайте со всеми гласными звуками.




Звуки, звуки, слышим вас!	А теперь займёмся фонематическим слухом. Работу над ним целесообразно начинать уже с четырёх лет.

Слайд 9Звуки, звуки, слышим вас!

Игра «Какой звук начинает слово?»
Её можно будет использовать

лишь после того, как ребёнок усвоит звучание всех гласных звуков и сможет их различать. Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово, начинающееся на один из перечисленных выше гласных.
Это могут быть слова: АИСТ, ОСЫ, УТКА, ЭХО, ИНЕЙ и т.д. Необходимо брать слова, в которых ударение падает на первый гласный. Тогда ребёнку будет легче его определить. Услышав слово и
поймав мяч, малыш будет
какое-то время усиленно думать,
какой же звук первый? Когда
звук будет, наконец, найдет,
кроха должен будет его чётко
произнести и возвратить Вам
мяч.




Звуки, звуки, слышим вас!	Игра «Какой звук начинает слово?»Её можно будет использовать лишь после того, как ребёнок усвоит

Слайд 10Игры для развитие речевого слуха:

Игра «Что за звук спрятался в середине

слова?»
Игра проводится аналогично предыдущей, но вот гласный стоит уже в середине однослоговых слов типа ЗАЛ, ЖУК, ДОМ, СЭР, СЫР, МИР и т.д. Берите слова, состоящие только из одного слога! Но при этом ни в коем случае не включайте в игру такие как ЛЕС, ЛЁД, ЛЮК. В них звучит один гласный звук, но вот гласная буква пишется совсем другая. Для многих малышей разница в понятиях звук - буква ещё непонятна, поэтому не перегружайте их лишней информацией. Проводя игру, не забывайте голосом выделить гласный звук в слове.
Игра «Что за звук стоит в конце слова?»
Правила игры те же, только искать гласный надо уже в конце слов: ВЕДРО, НОГА, СТОЛЫ, БЕРИ, КАРАТЭ и проч. Как Вы уже заметили, ударение опять же падает на искомый звук. Это не случайно: в безударной позиции некоторые гласные, например О, Э меняют своё звучание.


Игры для развитие речевого слуха:Игра «Что за звук спрятался в середине слова?»Игра проводится аналогично предыдущей, но вот

Слайд 11Игры на развитие фонематического слуха:

Продолжим работу над фонематическим слухом, но уже

на новом, более высоком уровне. Помощником нам будет всё тот же мячик. Задача для малыша усложняется….
Вы произносите ряд слогов или слов, а ребёнок должен будет из них выбрать лишь слог или слово с заданным звуком. Каждый звук отрабатывается отдельно и поэтапно. На работу с одним звуком отводится несколько дней, а то и недель. Предлагаем использовать несколько вариантов игры «Выбери правильно!».





Она рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет.




Игры на развитие фонематического слуха:Продолжим работу над фонематическим слухом, но уже на новом, более высоком уровне. Помощником

Слайд 12а) «Выбери слог со звуком У»
Например: ТА-ТУ-ТИ, и бросаете ребёнку мяч.

Повторив про себя (или вслух) ряд слогов, он должен найти слог с искомым звуком «У» и, произнося его вслух, вернуть Вам мяч. Если крохе трудно сделать выбор из трёх слогов, сократите ряд до двух. Ну, а если ситуация прямо противоположная, и три слога, - это слишком легко, пусть поищет среди четырёх-шести слогов.
 б) «Выбери слово на звук У»
Для этого варианта можно предложить малышу следующие ряды слов:
УТКА-ИРА-АИСТ, ОСЫ-УЖИН-ЭХО и т.д. Если трудно выбрать из трёх,
оставим только два слова, если легко, увеличим до четырёх-пяти: ИНЕЙ-УЛИТКА-ОБЛАКО-ЭММА, ЭЛЬФ-ОСЛИК-УХО-АРМИЯ-ИРА.
в) «В каком слове звук У прячется в середине?»
Принцип игры Вы, наверняка, усвоили. Ряды однослоговых слов могут быть следующими: СТУЛ-ЛАК-ЛИФТ,   РЫСЬ-ФРУКТ-ПОЛ и т.д. Ряд слов можно сократить или увеличить, в зависимости от способностей крохи.
г) «Выбери слово, заканчивающееся на звук У»
И здесь не ограничивайте свою фантазию в выборе слов: ДОМИНО-СТЕНА-НЕСУ, КАКАДУ-ВЕСЛО-НОСЫ.



а) «Выбери слог со звуком У»Например: ТА-ТУ-ТИ, и бросаете ребёнку мяч. Повторив про себя (или вслух) ряд

Слайд 13Если Вы хотите по-настоящему поработать над развитием фонематического слуха, придётся приложить

немало усилий!

В случае затруднений обратитесь за помощью к логопеду. К сожалению, многие родители даже не знают, что он непосредственно занимается развитием фонематического слуха и помогает детям справиться с дисграфией.

Развитие слухового внимания и памяти
у детей во многом определяет его
дальнейшее обучение в школе, и чем
раньше и своевременней начнётся работа
по развитию фонематического слуха,
тем больше вероятности того, что его
учёба будет успешной!
 




Если Вы хотите по-настоящему поработать над развитием фонематического слуха, придётся приложить немало усилий! В случае затруднений обратитесь

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть