Слайд 1 дисграфия
(нарушение письменной речи
младших школьников)
900igr.net
Слайд 2Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких,
повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Слайд 5 Причины дисграфии:
органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих
в процессе чтения и письма - нарушена работа речевого, слухового, зрительного и двигательного анализаторов;
запаздывание созревания этих систем мозга;
нарушением их функционирования;
длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития
Слайд 6На что нужно обратить особое внимание:
Если Ваш ребенок левша.
Если он -
переученный правша.
Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
Если в семье говорят на двух или более языках.
Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.)
Слайд 7 Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не
наступила психологическая готовность к такому обучению.
Если у вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье;
недостаточность речевых контактов;
неблагоприятная семейная обстановка.
Слайд 8Акустическая дисграфия:
Замены букв, обозначающих акустически сходные звуки (Д-Т, П-Б, К-Г,
З-С, Ж-Ш, В-Ф)
Причины:
Затруднения в слуховой дифференциации звуков речи;
ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию;
не различают мягкость отдельных звуков.
Слайд 9 Типичные ошибки
Замены звонких согласных парными глухими и наоборот
(«томик» вместо «домик» или «удюг» вместо «утюг»).
Замены мягких согласных соответствующими твёрдыми и наоборот («ден» вместо «день» или «клюмба» вместо «клумба»).
Разнообразные замены в группах свистящих (С, 3, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков: «сапка» вместо «шапка»; «зук» вместо «жук»;
Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ): «глачи» вместо «грачи»; «ледиска» вместо «редиска»;
Орфографические ошибки (Парные согласные. Смягчение согласных при помощи гласных и мягкого знака)
Слайд 10Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Типичные ошибки:
пропуски букв
в словах («лто» вместо «лето»)
вставка лишних букв («стлол» вместо «стол»)
перестановка букв («вебра» вместо «верба»)»
пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»)
вставка лишних слогов («гололова»)
перестановка слогов («мотолок» вместо «молоток»)
слияние нескольких слов в одно слово
(«детиигралиналугу»)
разделение одного слова на части («у тюг»,«о кно»)
Слайд 11Приёмы формирования звукового анализа и синтеза:
Научить различать гласные- согласные;
определять твёрдость-мягкость
согласных;
последовательно называть звуки в слоге;
составлять схему слога;
делить слова на слоги, определять количество слогов и их последовательность;
выделять гласные;
определять количество звуков в каждом слоге и общее количество звуков в слове.
Слайд 12Последовательно называть звуки в слове, определять каким по счёту стоит заданный
звук.
Составлять схему слова.
Узнавать слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных звуков или слогов.
Образовывать новые слова с помощью «наращивания» звуков, слогов ( рот – крот, пол – полка)
Образовать новые слова путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук, слог (дом –сом, лом; сок –песок –носок)
Письменные задания: вставить пропущенную букву, выбрать нужную букву, найти «опасные буквы».
Слайд 13 Оптическая дисграфия
Замена букв по принципу оптического сходства и искажённое
их написание
Ребенок, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.
Слайд 14 Типичные ошибки:
В недописывании элементов букв
В добавлении лишних элементов.
В написании
вместо нужного элемента относительно сходного с ним.
В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу.
Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв.
Слайд 15Для различения сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания:
Сравнить картинки,
найди отличия.
Выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию букв.
Называние написанных рядом сходных по начертанию букв (печатных и рукописных).
Узнавание недописанных букв.
Слайд 16Узнавание букв, наложенных друг на друга.
Конструирование букв из элементов.
Найди неправильные буквы.
Переделать
букву, сделать из одной буквы другую.
Письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы.
Расшифруй слово.
Найди ошибки.
Слайд 17
Аграмматическая дисграфия
Задержка речевого развития
Бедный словарный запас и неумение грамматически правильно связывать слова между собой.
Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.).
Слайд 18 То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не
может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также когда ребенок обучается на неродном языке.
Слайд 19
Основные направления работы:
Уточнение и обогащение словаря
Подобрать синонимы, антонимы.
Подобрать глагол, прилагательное
к существительному.
Образовывать прилагательное от существительного.
Образовывать глаголы с различными приставками.
Слайд 20Формирование структуры предложения:
Составление графической схемы предложения.
Изменение порядка слов в предложении.
Изменить одно
слово в предложении.
Дополнить предложение.
Увеличивать предложение по одному слову.
Считать слова в предложении. Назвать слово (3, 2, 5 и т.д.) в предложении.
Сократить предложение по одному слову.
Составить из слов предложение.
Слайд 21 Возможно ли устранить дисграфию?
К счастью, при определенных усилиях как
со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения.
Слайд 22 Не нужно забывать, что "дисграфик" очень часто остро чувствует свою
проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.
Слайд 23
Желаю удачи и успехов
в обучении!
Спасибо за внимание!