Слайд 1Производственная практика
Малышениной Татьяны Алексеевны
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
основная общеобразовательная
школа № 10 г.Чебаркуля
Слайд 2Изотерапия- один из видов арттерапевтических методик
-
-
-
Слайд 3Что такое изотерапия
Изотерапия - один из эффективных инструментов в психологической работе,
использование которого даёт ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации. Сегодня у многих детей отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная
неустойчивость.
В сочетании с неправильным воспитанием и
неудовлетворенностью ребенка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. Рисуя, ребенок не осознанно дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными травмирующими образами. Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно-развитой личности
Слайд 4Изотерапия позволяет:
-обогатить и развить внутренний мир ребенка
-развить мелкую моторику
-восстановить эмоциональное равновесие
-устранить
имеющиеся у ребенка нарушения
Слайд 5Занятия по изотерапии позволяют решать
следующие важные педагогические задачи:
Воспитательные
Коррекционные
Диагностические
Развивающие
Лечебные
Слайд 6Типы занятий:
-предметно – тематический
-образно – символический
-упражнение на развитие образного восприятия и
символической функции
-игры – упражнения с изобразительными материалами
-задания на совместную работу
Слайд 7Средства изотерапии
-изотерапевтические занятия
-самостоятельная художественно – творческая деятельность ребенка
-игры с изобразительным материалом
-игры
на снятие психо – эмоционального напряжения
-игры на развитие взаимодействия партнера
-сказкотерапия
-цветотерапия
-коммуникативная терапия
Слайд 8Объекты воздействия
-речевые нарушения
-мелкая моторика
-психические процессы
-личностные
Слайд 9Направленность
-активация мышления и речи
-развитие дыхательного аппарата, саморегуляции, контроль дыхания
-развитие мелкой моторики
-снятие
нервно- психического напряжения
-моделирование положительного психоэмоционального состояния
-формирование адекватного межличностного поведения
-формирование адекватной самооценки
Слайд 10Приемы
-игры и упражнения с разными изобразительными материалами
-работа в парах
-совместное групповое рисование
-групповые
изобразительные игры
-упражнения, помогающие при разрешении конфликтных ситуаций
-техники, сочетающие изобразительную деятельность с другими формами самовыражения
Слайд 11Изобразительные средства
-рисование
-лепка
-аппликация
-тестопластика
-аппликационная лепка
-цветотерапия
-ручной труд
-сказкотерапия
Слайд 12Занятие с использованием
изотерапии включает в себя 4 этапа:
Введение и “разогрев”.
Этап изобразительной
работы .
Этап обсуждения.
Завершение.
Слайд 131.Введение
• Введение и “разогрев”. Предполагает
приветствие и подготовку участников к
работе, а также
создание атмосферы
доверия и безопасности. Педагог объясняет
или напоминает основные правила
поведения в группе.
• Последующий “разогрев” представляет
собой разные виды физической активности
и способы “настройки” на изобразительную
работу: общая игра “по теме”, мини-беседа.
Слайд 142.Этап изобразительной работы.
Представление и разработка темы, может быть
и небольшая дискуссия. Учитывая
небольшой
возраст участников, данный этап
целесообразно организовать в форме
рассказывания или драматизации сказки, игры
или путешествия. Можно предложить детям
“прожить” образ в движении (Представь, что в
тебе зазвучала плавная, нежная музыка. Как
ты будешь двигаться?).
Слайд 153.Этап обсуждения
Обсуждение представляет собой рассказ или
комментарии участников о своей изобразительной
работе. Они
не просто описывают то, что
нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку
об изображенном персонаже.
При рассказе воспитанников о своих работах
другие, как правило, воздерживаются от каких-
либо комментариев или оценок, но могут задавать
вопросы автору.
На этом этапе занятия воспитатель может дать
собственные комментарии или оценки хода
работы, ее результатов, поведения отдельных
ребят и т. д. Педагог может также задать вопросы
автору, направленные на уточнение содержания
его работы, а также его переживаний и мыслей.
Слайд 164.Завершение
Завершение занятия. Предполагает
подведение итогов, усиление
положительного эмоционального
переживания.
Варианты завершения занятия:
«Подари улыбку»
«Я хочу подарить
тебе…»
«Подари тепло своего сердца»
«Свиток пожеланий»
Слайд 28Дисковая пластилинография
на свободную тему
Слайд 29Результаты
Дети с удовольствием посещают занятия и бережно относятся к своим
произведениям. Так
же уверенно они используют и время, отведенное для
работы и разделенное на этапы. Хотя не все работают одновременно.
Интересно отметить, как проходило освоение детьми новых материалов.
Замкнутые, стеснительные дети с осторожностью прикасались к краскам, но,
глядя на остальных, преодолевали свою неуверенность и к концу занятия
Хочется отметить, что от занятия к занятию взаимодействие детей
становилось все активнее. Особенно это проявлялось в процессе создания
парных и коллективных работ. Работа в парах часто вызывала споры у
школьников. Но в процессе детям удавалась найти общее решение, и они с
удовольствием представляли результат на обсуждении.
Даже те, кто по началу не мог вообще ничего сказать, сочиняли короткие
рассказы и могли ответить на вопросы по своему рисунку.
Слайд 30С помощью изотерапии дети преодолевают страхи
и застенчивость, улучшается их эмоциональный
настрой, снижаются
эмоциональное напряжение,
агрессивность, тревожность, и улучшается
психологический климат в коллективе.