Презентация, доклад на тему Использование знаковой системы Макатон в коррекционной педагогике.

Содержание

МаКаТон — это1.Уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться. Сутью языка МаКаТон является использование речи, затем сопровождение слова жестом и подкрепление всего этого устойчивым зрительным образом (пример-мама).

Слайд 1 Использование знаковой системы Макатон
Выполнил:
учитель-логопед
Буримова Екатерина Сергеевна

Использование знаковой системы МакатонВыполнил: учитель-логопедБуримова Екатерина Сергеевна

Слайд 2


МаКаТон — это
1.Уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и

звучащей речи, 
помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться.
Сутью языка МаКаТон является использование речи, затем сопровождение слова жестом и подкрепление всего этого устойчивым зрительным образом (пример-мама).
В зависимости от трудностей, которые испытывает человек, он либо будет использовать все три составляющие языка МаКаТон, либо выберет то, что ему подходит лучше всего.
Но выбираем не мы, а сам ребенок, человек.
МаКаТон — это1.Уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями

Слайд 32.Системный мультимодальный подход – используется несколько модальностей (каналов для передачи информации) –

звучащая речь (слух), жесты (руки), символы (зрение)
3.Очень гибкая программа, которая может быть адаптирована под нужды каждого конкретного пользователя и применяться на подходящем для него уровне, расширяет возможности для самовыражения и социализации, облегчает доступ к обучению, образованию и получению информации.
4.Источник высокофункционального лексикона для людей с особыми коммуникативными потребностями и тех, кто с ними взаимодействует
2.Системный мультимодальный подход – используется несколько модальностей (каналов для передачи информации) – звучащая речь (слух), жесты (руки), символы

Слайд 4История возникновения МаКаТон

Макатон был разработан в Великобритании в 70х годах ХХ

века логопедом и дефектологом МАргарет Уокер и ее коллегами КАрен Джонстон и ТОНи Комфорс.

Собственно говоря, МаКаТон – это аббревиатура, первые слоги имени «MA» – Маргарет, «КА» – Карен и «ТО» — Тони. Изначально в МаКаТон были только жесты (использовались речь+жест).

Позже появились символы – для людей, которым жесты не подходят или не могут быть единственными из-за моторных трудностей (ДЦП) или низкой подражательности (РАС)
История возникновения МаКаТонМакатон был разработан в Великобритании в 70х годах ХХ века логопедом и дефектологом МАргарет Уокер и

Слайд 5Сейчас программа широко используется в школах, больницах, социальных службах Великобритании.

МаКаТон адаптирован

более чем в 40 странах мира.

С 2008 по 2012 –МаКаТон был переведен на русский язык, адаптировали жесты, и тренеры ЦЛП прошли обучение программе МаКаТон в Великобритании.

С 2013г. РБОО «Центр лечебной педагогики» проводит тренинги по программе МаКаТон.

Сейчас программа широко используется в школах, больницах, социальных службах Великобритании.МаКаТон адаптирован более чем в 40 странах мира.С

Слайд 6Пользователи программы МаКаТон:
дети и взрослые с широким спектром коммуникативных трудностей (РАС, ДЦП,

генетические синдромы, множественные нарушения и др.) которым трудно:
удерживать внимание и слушать другого человека;
понимать речь других;
прогнозировать дальнейшее развитие событий;
осуществлять процесс говорения;
говорить так, чтобы другие их поняли;
сообщать другим о своих чувствах, желаниях, мыслях и предпочтениях
обучаться письму и чтению.
их окружение (родители, воспитатели, специалисты, родственники, друзья и др.)
работники образовательных, социальных учреждений, осуществляющие «перевод» для лучшего доступа к услугам.
Пользователи программы МаКаТон:дети и взрослые с широким спектром коммуникативных трудностей (РАС, ДЦП, генетические синдромы, множественные нарушения и др.)

Слайд 7Но что же дает МаКаТон:

Осуществление простой коммуникации (общения)

Помощь в понимании других

людей

Развитие языковых навыков и способностей

Облегчение социального взаимодействия

Выстраивание взаимоотношений с другими

Стремление к равным возможностям для всех

Подготовка к обучению письму и чтению.
Но что же дает МаКаТон:Осуществление простой коммуникации (общения)Помощь в понимании других людейРазвитие языковых навыков и способностейОблегчение социального

Слайд 8Основные характеристики МаКаТон

Основной словарь – является фундаментом программы, туда входят наиболее часто

употребляемые слова, наиболее важные и частотные понятия, распределенные по стадиям по принципу усложнения. Это понятия, связанные с повседневным бытом и окружением человека (семья, еда, предметы, животные, здания, погода, время, числа, чувства, отношения, основные глаголы действия и т.д.). С него и начинают работу в рамках обучения по программе МаКаТон.
Основные характеристики МаКаТонОсновной словарь – является фундаментом программы, туда входят наиболее часто употребляемые слова, наиболее важные и частотные

Слайд 9Ресурсный словарь, в который входит более 11000 единиц, он состоит из

огромного множества понятий, распределенных по разнообразным темам (школьные предметы, музыка, сад и огород и т.д.) Он необходим тем людям, возможности которых позволяют им выйти за пределы ограниченного основного словаря с тем, чтобы расширить свой жизненный опыт. Но на  настоящий момент русскоязычной версии ресурсного словаря не существует, пока идет работа по его созданию.
Ресурсный словарь, в который входит более 11000 единиц, он состоит из огромного множества понятий, распределенных по разнообразным

Слайд 10Основной словарь
В него входит около 450 ПОНЯТИЙ. ПОНЯТИЕ выражается при помощи слова

(устно или письменно), жеста и символа. Сначала появляются существительные, затем глаголы, прилагательные и др., затем обучаем пользователя построению фразы


Базовый уровень программы Макатон включает первые 4 ступени:
Семья. Основные нужды. Начинаем общаться
Еда. Привычное окружение. На улице. Свойства объектов.
Поощрения. Животные. Транспорт. Повседневные действия. Признаки принадлежности.
Школа. Работа. Предметы и виды деятельности. Пространственные ориентиры.
Основной словарьВ него входит около 450 ПОНЯТИЙ. ПОНЯТИЕ выражается при помощи слова (устно или письменно), жеста и символа.

Слайд 11Главная задача при использовании программы МаКаТон:

1.Поддержка импрессивной речи (понимания) и развитие экспрессивной

(собственной) речи.
2.Первостепенное значение имеет функциональный подход – педагог или родитель обучает ребенка самым простым понятиям в повседневной жизни, по мере надобности дополняя их более сложной лексикой.
3.Нельзя забывать и про развивающий подход – обучение в рамках структурированных занятий за столом, что поможет ребенку усваивать более сложные понятия и понимать, как символы отражают грамматическую структуру языка.
Главная задача при использовании программы МаКаТон:1.Поддержка импрессивной речи (понимания) и развитие экспрессивной (собственной) речи.2.Первостепенное значение имеет функциональный подход

Слайд 12Как начинать обучение МаКаТону

Формирование индивидуального словаря для каждого ученика (отбор наиболее значимых

понятий)

Поэтапное структурированное обучение (объединяем слова в тематические группы, в рамках которых они будут изучаться))

Применение жестов и символов в разных условиях и ситуациях (соотнесение опыта, постоянной поддержки информации)

Спонтанное использование жестов и символов в естественной среде, функциональное использование (обучение окружающих)
Как начинать обучение МаКаТонуФормирование индивидуального словаря для каждого ученика (отбор наиболее значимых понятий)Поэтапное структурированное обучение (объединяем слова в тематические

Слайд 13Как улучшить понимание символов и жестов?

Использовать в работе реальные объекты и

игрушки, картинки и фотографии

Соотносить/сравнивать жесты и символы

Применять метод поэтапного обучения при выполнении повседневных дел (функциональный подход) и на структурированных обучающих занятиях (развивающий подход)
Как улучшить понимание символов и жестов?Использовать в работе реальные объекты и игрушки, картинки и фотографииСоотносить/сравнивать жесты и

Слайд 14Основные принципы работы с системой альтернативной коммуникации

1.Принцип – от более реального

объекта к более абстрактному (от фотографии к схематическому рисунку)

2.Принцип избыточности символов – жест, картинка, письменное слово, устное слово

3.Принцип постоянной поддержки информации

4.Принцип функционального использования в коммуникаци.
Основные принципы работы с системой альтернативной коммуникации1.Принцип – от более реального объекта к более абстрактному (от фотографии

Слайд 15Наиболее важно в процессе обучения

Расширять словарный запас – не стоять на

месте (ограниченном словаре), вводить новые слова
Обучать глаголам
Соединять слова друг с другом для построения фраз – иди кушать, садись на стул, где мама, дай сок, не хочу мыться
Партнер по общению (взрослый) должен использовать фразы из 2х и более слов-жестов
Обучать грамматическим единицам, двигаться в сторону связной речи – и, в, на, под, т.е использовать предлоги
Работать над развитием социальных навыков и поощрять функциональное использование жестов и символов.
Наиболее важно в процессе обученияРасширять словарный запас – не стоять на месте (ограниченном словаре), вводить новые словаОбучать

Слайд 16Способы использования:
Совместное составление расписания с использованием символов
Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением
Совместное

рассматривание (название, что с этим делают, какого цвета, формы и т.д.)
Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображать, рисовать его)
Картинки, графические изображения прикрепляются в самых распространенных местах, вводятся в рутину (маркировать предметы и помещения)
Соотнесение объектов и картинок разной степени абстракции и написанным словом
Игра в лото, парные картинки и др.
Составление ритмических стихов с жестами
Способы использования:Совместное составление расписания с использованием символовМанипулирование игрушками с жестовым сопровождениемСовместное рассматривание (название, что с этим делают,

Слайд 17Вывод
Система альтернативной  коммуникации  помогает  в 
перспективе  «неговорящим»  детям  перейти  на 
речевое 

общение. 

Использование  жестов (знаков), карточек-символов,  помогает  развивать  абстрактное 
мышление  и символическую  деятельность,  таким  образом, 
способствуя  развитию понимания  вербальной (звуковой)  речи, повышает  уровень  социализации,  улучшает  качество  жизни,  дает возможность почувствовать себя полноценной личностью.
ВыводСистема альтернативной  коммуникации  помогает  в  перспективе  «неговорящим»  детям  перейти  на  речевое  общение.  Использование  жестов (знаков), карточек-символов,  помогает 

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть