Слайд 1 Использование знаковой системы Макатон
Выполнил:
учитель-логопед
Буримова Екатерина Сергеевна
Слайд 2
МаКаТон — это
1.Уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и
звучащей речи,
помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться.
Сутью языка МаКаТон является использование речи, затем сопровождение слова жестом и подкрепление всего этого устойчивым зрительным образом (пример-мама).
В зависимости от трудностей, которые испытывает человек, он либо будет использовать все три составляющие языка МаКаТон, либо выберет то, что ему подходит лучше всего.
Но выбираем не мы, а сам ребенок, человек.
Слайд 32.Системный мультимодальный подход – используется несколько модальностей (каналов для передачи информации) –
звучащая речь (слух), жесты (руки), символы (зрение)
3.Очень гибкая программа, которая может быть адаптирована под нужды каждого конкретного пользователя и применяться на подходящем для него уровне, расширяет возможности для самовыражения и социализации, облегчает доступ к обучению, образованию и получению информации.
4.Источник высокофункционального лексикона для людей с особыми коммуникативными потребностями и тех, кто с ними взаимодействует
Слайд 4История возникновения МаКаТон
Макатон был разработан в Великобритании в 70х годах ХХ
века логопедом и дефектологом МАргарет Уокер и ее коллегами КАрен Джонстон и ТОНи Комфорс.
Собственно говоря, МаКаТон – это аббревиатура, первые слоги имени «MA» – Маргарет, «КА» – Карен и «ТО» — Тони. Изначально в МаКаТон были только жесты (использовались речь+жест).
Позже появились символы – для людей, которым жесты не подходят или не могут быть единственными из-за моторных трудностей (ДЦП) или низкой подражательности (РАС)
Слайд 5Сейчас программа широко используется в школах, больницах, социальных службах Великобритании.
МаКаТон адаптирован
более чем в 40 странах мира.
С 2008 по 2012 –МаКаТон был переведен на русский язык, адаптировали жесты, и тренеры ЦЛП прошли обучение программе МаКаТон в Великобритании.
С 2013г. РБОО «Центр лечебной педагогики» проводит тренинги по программе МаКаТон.
Слайд 6Пользователи программы МаКаТон:
дети и взрослые с широким спектром коммуникативных трудностей (РАС, ДЦП,
генетические синдромы, множественные нарушения и др.) которым трудно:
удерживать внимание и слушать другого человека;
понимать речь других;
прогнозировать дальнейшее развитие событий;
осуществлять процесс говорения;
говорить так, чтобы другие их поняли;
сообщать другим о своих чувствах, желаниях, мыслях и предпочтениях
обучаться письму и чтению.
их окружение (родители, воспитатели, специалисты, родственники, друзья и др.)
работники образовательных, социальных учреждений, осуществляющие «перевод» для лучшего доступа к услугам.
Слайд 7Но что же дает МаКаТон:
Осуществление простой коммуникации (общения)
Помощь в понимании других
людей
Развитие языковых навыков и способностей
Облегчение социального взаимодействия
Выстраивание взаимоотношений с другими
Стремление к равным возможностям для всех
Подготовка к обучению письму и чтению.
Слайд 8Основные характеристики МаКаТон
Основной словарь – является фундаментом программы, туда входят наиболее часто
употребляемые слова, наиболее важные и частотные понятия, распределенные по стадиям по принципу усложнения. Это понятия, связанные с повседневным бытом и окружением человека (семья, еда, предметы, животные, здания, погода, время, числа, чувства, отношения, основные глаголы действия и т.д.). С него и начинают работу в рамках обучения по программе МаКаТон.
Слайд 9Ресурсный словарь, в который входит более 11000 единиц, он состоит из
огромного множества понятий, распределенных по разнообразным темам (школьные предметы, музыка, сад и огород и т.д.) Он необходим тем людям, возможности которых позволяют им выйти за пределы ограниченного основного словаря с тем, чтобы расширить свой жизненный опыт. Но на настоящий момент русскоязычной версии ресурсного словаря не существует, пока идет работа по его созданию.
Слайд 10Основной словарь
В него входит около 450 ПОНЯТИЙ. ПОНЯТИЕ выражается при помощи слова
(устно или письменно), жеста и символа. Сначала появляются существительные, затем глаголы, прилагательные и др., затем обучаем пользователя построению фразы
Базовый уровень программы Макатон включает первые 4 ступени:
Семья. Основные нужды. Начинаем общаться
Еда. Привычное окружение. На улице. Свойства объектов.
Поощрения. Животные. Транспорт. Повседневные действия. Признаки принадлежности.
Школа. Работа. Предметы и виды деятельности. Пространственные ориентиры.
Слайд 11Главная задача при использовании программы МаКаТон:
1.Поддержка импрессивной речи (понимания) и развитие экспрессивной
(собственной) речи.
2.Первостепенное значение имеет функциональный подход – педагог или родитель обучает ребенка самым простым понятиям в повседневной жизни, по мере надобности дополняя их более сложной лексикой.
3.Нельзя забывать и про развивающий подход – обучение в рамках структурированных занятий за столом, что поможет ребенку усваивать более сложные понятия и понимать, как символы отражают грамматическую структуру языка.
Слайд 12Как начинать обучение МаКаТону
Формирование индивидуального словаря для каждого ученика (отбор наиболее значимых
понятий)
Поэтапное структурированное обучение (объединяем слова в тематические группы, в рамках которых они будут изучаться))
Применение жестов и символов в разных условиях и ситуациях (соотнесение опыта, постоянной поддержки информации)
Спонтанное использование жестов и символов в естественной среде, функциональное использование (обучение окружающих)
Слайд 13Как улучшить понимание символов и жестов?
Использовать в работе реальные объекты и
игрушки, картинки и фотографии
Соотносить/сравнивать жесты и символы
Применять метод поэтапного обучения при выполнении повседневных дел (функциональный подход) и на структурированных обучающих занятиях (развивающий подход)
Слайд 14Основные принципы работы с системой альтернативной коммуникации
1.Принцип – от более реального
объекта к более абстрактному (от фотографии к схематическому рисунку)
2.Принцип избыточности символов – жест, картинка, письменное слово, устное слово
3.Принцип постоянной поддержки информации
4.Принцип функционального использования в коммуникаци.
Слайд 15Наиболее важно в процессе обучения
Расширять словарный запас – не стоять на
месте (ограниченном словаре), вводить новые слова
Обучать глаголам
Соединять слова друг с другом для построения фраз – иди кушать, садись на стул, где мама, дай сок, не хочу мыться
Партнер по общению (взрослый) должен использовать фразы из 2х и более слов-жестов
Обучать грамматическим единицам, двигаться в сторону связной речи – и, в, на, под, т.е использовать предлоги
Работать над развитием социальных навыков и поощрять функциональное использование жестов и символов.
Слайд 16Способы использования:
Совместное составление расписания с использованием символов
Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением
Совместное
рассматривание (название, что с этим делают, какого цвета, формы и т.д.)
Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображать, рисовать его)
Картинки, графические изображения прикрепляются в самых распространенных местах, вводятся в рутину (маркировать предметы и помещения)
Соотнесение объектов и картинок разной степени абстракции и написанным словом
Игра в лото, парные картинки и др.
Составление ритмических стихов с жестами
Слайд 17Вывод
Система альтернативной коммуникации помогает в
перспективе «неговорящим» детям перейти на
речевое
общение.
Использование жестов (знаков), карточек-символов, помогает развивать абстрактное
мышление и символическую деятельность, таким образом,
способствуя развитию понимания вербальной (звуковой) речи, повышает уровень социализации, улучшает качество жизни, дает возможность почувствовать себя полноценной личностью.