Презентация, доклад на тему Использование техник арт-терапии в работе с кризисными состояниями

Содержание

КРИЗИС или КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ – ЧТО ЭТО ?

Слайд 1 Использование техник арт-терапии в работе с кризисными состояниями
Составил практический психолог :
Егорова

О.В. – МОУ «СШ №93»




Использование техник арт-терапии в работе  с кризисными состояниями Составил практический психолог :Егорова О.В.

Слайд 2 КРИЗИС или КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ – ЧТО ЭТО ?

КРИЗИС  или  КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ –   ЧТО ЭТО ?

Слайд 3Вначале было слово

Вначале было слово

Слайд 4 Критические ситуации

Критические ситуации – это события, которые предшествуют кризисному состоянию человека.
Критическая ситуация – это такая ситуация, выход из которой быстро найти невозможно.
Критическая ситуация – это переломный момент в жизни любого человека.

Критические ситуации        Критические ситуации – это события, которые

Слайд 5Критические ситуации
КРИЗИС -характеризует состояние, порождаемое
вставшей перед индивидом проблемой, от которой

он
не может уйти и которую не может разрешить в
короткое время и привычным способом

КОНФЛИКТ – это момент в межличностных
отношениях двух субъектов, обладающих
индивидуальным внутренним миром, когда
между этими личностями возникает
противоречие


ФРУСТАЦИЯ - сильная мотивация в
достижении цели и преграды,
препятствующие этому достижению (обман,
тщетное ожидание, расстройство)

СТРЕСС – неспецифическая реакция организма на
ситуацию, которая требует большей или меньшей
перестройки организма

Критические ситуацииКРИЗИС -характеризует состояние, порождаемое вставшей перед индивидом проблемой, от которой он не может уйти и которую

Слайд 6 Кризисное состояние
Кризисное психическое состояние — это состояние, которое

порождается вставшей перед человеком проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в быстрое время привычным способом.
Различают два типа кризисов, в зависимости от того, какую возможность они оставляют для человека в последующей жизни.

Кризисное состояниеКризисное психическое состояние — это состояние, которое порождается вставшей перед человеком проблемой, от

Слайд 7 Кризис первого типа — это серьезное

потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровень жизни.

Кризис первого типа —  это серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на

Слайд 8 Кризис второго типа - столкновение

человека с непреодолимой преградой — утрата близкого человека, потеря работы, потеря здоровья, порождает кризисное психическое состояние. Переживание рассматривается как внутренняя работа по восстановлению душевного равновесия.
Кризис второго типа - столкновение человека с непреодолимой преградой — утрата

Слайд 9 Типы переживаний

Гедонистическое переживание- игнорирует свершившийся факт и отрицает его — «ничего страшного не случилось», «ну, уволили и уволили, найду новую работу», формирует и поддерживает иллюзию благополучия и сохранности нарушенного содержания жизни. Это нарушенная защитная реакция инфантильного сознания.
Реалистическое переживание -подчиняется принципу реальности. Человек трезво относится к тому, что происходит, принимает случившееся, приспосабливая свои интересы к новому образу и смыслу жизни. При этом ранее содержавшееся в его жизни отношение к вещам уже невозможно, человек бесповоротно отбрасывает прошлое и полностью находится в настоящем и будущем.

Типы переживаний         Гедонистическое переживание- игнорирует

Слайд 10Ценностное переживание -полностью признает наличие критической ситуации, но отвергает пассивное принятие ударов

судьбы. Ставшее невозможным жизненное отношение не сохраняется и не изгоняется. Ценностное переживание строит новое содержание жизни с учетом понесенной утраты. Например, человек, потерявший близких, строит свою жизнь так, чтобы заменить оставшимся близким того, кого он потерял, сохранить, например, семейное дело или продолжить традиции.
Творческое переживание — этот тип характерен для сложившихся волевых личностей. Поскольку такой человек имеет опыт волевого поведения, то в критических ситуациях он сохраняет способность сознательно искать выход из сложившегося критического положения.

Ценностное переживание -полностью признает наличие критической ситуации, но отвергает пассивное принятие ударов судьбы. Ставшее невозможным жизненное отношение не

Слайд 11 Поведение Импульсивно Пассивно Активно

Поведение  Импульсивно Пассивно Активно

Слайд 12 Принципы кризисной терапии:
не существует каких-либо специальных кризисных технологий

и практик
- кризисная помощь может исключать применение психофармакологии
- основная стратегия помощи личности и группе в кризисном состоянии заключается в объяснении того факта, что все происходящее с человеком в этом состоянии - нормально и имеет свой смысл
- основная тактика при работе с экзистенциальными кризисными состояниями - поддержка, и ничего более.

Принципы кризисной терапии:не существует каких-либо специальных кризисных технологий и практик-	кризисная помощь может исключать применение

Слайд 13 Арт- терапия

«Арт-терапия - это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни»
Сусанина А.В.

Арт- терапия   «Арт-терапия - это область, которая использует

Слайд 14Арт-терапия спешит на помощь
Основная цель – гармонизация развития личности через развитие

способности самовыражения и самопознания.
Основной механизм коррекционного воздействия - механизм сублимации.

Важнейшая техника арт терапевтического воздействия - техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

Арт-терапия спешит на помощьОсновная цель – гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Основной механизм

Слайд 15Техники арт-терапии в работе с кризисными клиентами/группами

Техники арт-терапии в работе с кризисными клиентами/группами

Слайд 16ИЗОТЕРАПИЯ
Терапия с помощью рисунков
(собственно,

арт-терапия изначально) . Возникла на пересечении трех наук –психологии, психиатрии и искусствоведения.Сам термин арт-терапии был введен в употребление художником Адрианом Хиллом в 1938 году
ИЗОТЕРАПИЯ      Терапия с помощью рисунков (собственно, арт-терапия изначально) . Возникла на пересечении

Слайд 17Главной целью изотерапии является перенесение внутренних представлений, образов на бумагу. Иногда

человек не знает, как описать свое состояние, не понимает, что с ним происходит, затрудняется описать чувства словами. В таком случае можно предложить ему нарисовать свое состояние, боль, переживания.

Главной целью изотерапии является перенесение внутренних представлений, образов на бумагу. Иногда человек не знает, как описать свое

Слайд 18Виды изотерапии
Пассивная –заключается в работе с уже созданными

произведениями искусства (срисовка, создание уменьшенных копий и т.д

Активная – создание чего-то нового, своего собственного видения каких-то вещей и предметов и отражения их в рисовании или лепке

Виды изотерапии    Пассивная –заключается в работе с уже созданными произведениями искусства (срисовка, создание уменьшенных

Слайд 19Образно-символический тип - в основе которого рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом

абстрактных понятий "Добро", "Зло", "Счастье", в виде образов, созданных воображением ребёнка, а также изображением эмоциональных состояний и чувств -- "Радость", "Гнев", "Удивление".


Предметно-тематический тип -- основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными -- "Моя семья", "Мое любимое занятие", "Я дома", "Кем я стану" и др.

Образно-символический тип - в основе которого рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий

Слайд 20В изотерапии могут использоваться совершенно различные средства для изображения:

В изотерапии могут использоваться совершенно различные средства для изображения:

Слайд 21Марания

Рисование по мокрому листу

Монотипия, кляксы

Рисование пальцами, ладошками
Техника каракулей

Рисование сыпучими материалами и

продуктами

Приемы изотерапии

Мандала

МаранияРисование по мокрому листуМонотипия, кляксыРисование пальцами, ладошкамиТехника каракулейРисование сыпучими материалами и продуктамиПриемы изотерапии Мандала

Слайд 22Упражнение «Восемь квадратов»
Цель: помощь в отреагировании острого состояния при кризисной ситуации

Упражнение «Восемь квадратов»Цель: помощь в отреагировании острого состояния при кризисной ситуации

Слайд 23Вопросы для анализа.
Посмотрите на все 8 квадратов, оцените по 10-б шкале

– что Вы чувствую сейчас. Каково Ваше эмоциональное состояние (т.е. насколько критичным и дискомфортным чувство является сейчас).
Есть ли у вас потребность что-то добавит или изменить для того, чтобы в работе стало еще больше гармонии и комфорта, безопасности и благополучия.
Какие простые действия в вашей обычной жизни могли бы помочь Вам еще больше освободиться от давления этого чувства, обрести полную свободу.
Вопросы для анализа.Посмотрите на все 8 квадратов, оцените по 10-б шкале – что Вы чувствую сейчас. Каково

Слайд 24Комментарии к технике
Как эта ситуация выглядит глазами Бога – если клиент

находится в остром горе.
Распределение консультативной сессии:
1. Запрос – что актуально сейчас – 15 мин
2. Рисунок – 20 мин
3. Обговаривание – 30мин

Обратная связь – чем полезна была сегодняшняя консультация.
Вытеснять ситуацию не стоит. Наоборот, ее необходимо разложить на составляющие и проработать, прожить метафирически (символически)эту ситуацию.
Комментарии к техникеКак эта ситуация выглядит глазами Бога – если клиент находится в остром горе.Распределение консультативной сессии:1.	Запрос

Слайд 25Упражнение «Линии конфликта»
Цель:
Исследование субъективного восприятия конфликтной ситуации, эмоциональных состояний
Осознание стратегии

поведения в конфликте
Отреагирование эмоций и чувств, в том числе и подавляемых
Выход на конструктивные варианты решения конфликтной ситуации.

Используется для индивидуальной и групповой работы
(5-15 человек)

Упражнение «Линии конфликта»Цель: Исследование субъективного восприятия конфликтной ситуации, эмоциональных состоянийОсознание стратегии поведения в конфликтеОтреагирование эмоций и чувств,

Слайд 26Вопросы для размышления:
1. О чем говорит вам получившийся рисунок?
2. Какой символический смысл

он несет?
Что нового сообщили вам линии о
конфликтной ситуации и способах ее
разрешения?
Вопросы для размышления:1.	О чем говорит вам получившийся рисунок? 2.	Какой символический смысл он несет?  Что нового сообщили

Слайд 27При интерпретации рисунков важно обратить внимание на характер линий и их

расположение относительно друг друга, места соприкосновения, столкновения и расхождения, что является показателем взаимодействия, активности и пассивности участников конфликта.

При интерпретации рисунков важно обратить внимание на характер линий и их расположение относительно друг друга, места соприкосновения,

Слайд 28Петляющие, многократно пересекающиеся линии указывают на
запутанность ситуации, многочисленные попытки к

разрешению конфликта. Такие линии особенно часто встречаются на рисунках внутрисемейных конфликтов («на одной территории»).
Линии, образующие «клубок», характерны для людей, имеющих
внутриличностный конфликт, и могут ассоциироваться с растерянностью, отсутствием порядка, хаосом мыслей и чувств. Это также может свидетельствовать о скрытой враждебности и отсутствии открытых столкновений. Возможно, автор запутался, обеспокоен, гармония его личности нарушена.
Ломаные линии с большим количеством острых углов могут быть
показателем тревоги, возбуждения, напряжения. Если линии пересекаются и в местах пересечения образуют углы, это может расцениваться как показатель резких открытых столкновений.
Непересекающиеся симметричные и зеркально отражающие друг друга
линии с большой долей вероятности означают, что человек не смог актуализировать или отрефлексировать конфликтную ситуацию, или то, что фаза острого стресса пройдена и эмоциональные проявления несколько ослабели.
Петляющие, многократно пересекающиеся линии указывают на запутанность ситуации, многочисленные попытки к разрешению конфликта. Такие линии особенно часто

Слайд 29Линия — один из основных элементов символического выражения в искусстве, наряду

с формой и цветом. С ее помощью человек может отобразить свои переживания и внутренний мир.
Рисуя линии, люди не задумываются об их свойствах. По существу, они создают не столько образ или картинку, сколько выражают свои эмоции и чувства. Большая роль в этом процессе отводится бессознательному. И только на этапе вербализации происходит осознание значимости линий.
Линия может символизировать жизненный путь в целом или его определенный этап.

Американский
арт-терапевтаМ. Бетенски
Линия — один из основных элементов символического выражения в искусстве, наряду с формой и цветом. С ее

Слайд 30Лепка один из методов арт-терапии
Лепка – один из методов изобразительного творчества,

позволяющий создавать всевозможные композиции. Слепить можно всё что угодно, на что хватит фантазии, при желании поделку можно переделать.


Лепка один из методов  арт-терапии Лепка – один из методов изобразительного творчества, позволяющий создавать всевозможные композиции.

Слайд 31Данное направление в арт-терапии имеет потенциал для развития эмоционального интеллекта, формирования

новых чувств и отпускание старых, осознание эмоциональных состояний, имеющих минимальный и максимальный ресурсный потенциал.
Позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт. «Вылепливание» снижает или убирает сопротивление и дает возможность «увидеть» решение.
Благодаря лепке человек может научиться управлять собой. Не имеет противопоказаний и возрастных ограничений. Дает человеку возможность почувствовать себя творцом.
Чаще всего используется при работе с эмоциями (страх, агрессия, обида).

Данное направление в арт-терапии имеет потенциал для развития эмоционального интеллекта, формирования новых чувств и отпускание старых, осознание

Слайд 32По эффективности использования, материалы размещаются в следующей последовательности (по Е. Тарариной)
I

МЕСТО –ГЛИНА (природный материал, экологичный, можно красить, пластичный, мягкий и одновременно упругий)


По эффективности использования, материалы размещаются в следующей последовательности  (по Е. Тарариной)I МЕСТО –ГЛИНА (природный материал, экологичный,

Слайд 33 II место – тесто (более мягкий материал, можно

красить, удерживает форму, менее затратный)
II место – тесто (более мягкий материал, можно красить, удерживает форму, менее затратный)

Слайд 34 III место – пластилин (более упругий,

можно лепить мелкие детали, конкретизировать образ, можно . делать сразу в цвете).
III место – пластилин (более упругий, можно лепить

Слайд 35Новые современные виды пластилина

Новые современные виды пластилина

Слайд 36Показания для занятий тестопластикой (Герус Е.В.)
Трудности эмоционального развития, актуальный стресс,

депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность.
Импульсивность эмоциональных реакций.
Эмоциональная депривация детей, переживание ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества.
Наличие конфликтых межличностных отношений, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией.
Повышенная тревожность, страхи, фобические реакции.
Негативная «Я-концепция», заниженная самооценка, низкая степень самопринятия.
Показания для занятий тестопластикой (Герус Е.В.)  Трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность.

Слайд 37危機
Ресурс - это личностное качество

или свойство организма, помогающее достичь поставленной цели.
危機      Ресурс - это личностное качество или свойство организма, помогающее достичь поставленной

Слайд 38 Наши ресурсы
Проговаривание
Разрядка
Компромисс
Осознание
Принятие
Осмысление
Выставление границ
Эмоции, чувства
Проекция (взгляд

на проблему со стороны)
Проигрывание разных ролей
Наши ресурсыПроговариваниеРазрядкаКомпромиссОсознаниеПринятиеОсмыслениеВыставление границЭмоции, чувстваПроекция (взгляд на проблему со стороны)Проигрывание разных ролей

Слайд 39Упражнение «Дерево моих ресурсов»
Цель:
1. Самоанализ копинг стратегий,
осознание

внутренних и внешних
ресурсов
2. Развитие рефлексивных навыков
Упражнение «Дерево моих ресурсов»Цель: 1. Самоанализ копинг стратегий,   осознание внутренних и внешних   ресурсов2.

Слайд 40Интерпретация техники.
1. Если бы Ваша работа была экспонатом в музее –

как бы она называлась
2. Каких ресурсов на Вашем дереве больше – имеющихся или желаемых? Как это для себя понимаете?
3. Какая часть дерева больше заполнена ресурсами: верхняя или нижняя? Почему для Вас это было важно именно так?
4. Можете ли Вы использовать все эти ресурсы, когда Вы остаетесь наедине с собой или они доступны Вам только тогда, когда Вы в окружении людей?
5. Сколько лет вашему дереву? И кто тот человек. Который чаще всего обращает внимание на Ваши ресурсы?
6. Как вы лично в своей жизни питаете дерево своих ресурсов?
7. Бывают ли ситуации, когда Вы не можете воспользоваться своими ресурсами?
8. В какой момент жизни Вы не смогли воспользоваться своими ресурсами?
9. Кто те люди в Вашей жизни, которые заставляют Вас опираться на свои ресурсы и использовать их?
Интерпретация техники.1. Если бы Ваша работа была экспонатом в музее – как бы она называлась2. Каких ресурсов

Слайд 41НАДО ПОМНИТЬ!
Кризисные ситуации требуют от человека огромной внутренней работы
Причины каждого кризиса

коренятся во внутреннем конфликте
Общая эмоциональная нестабильность порождает чувство неуверенности не только в завтрашнем дне, но и в собственных силах
Погруженность в собственные проблемы не оставляет времени и сил на понимание нужд близких людей, что приводит к дисгармонии во взаимоотношениях
НАДО ПОМНИТЬ!Кризисные ситуации требуют от человека огромной внутренней работыПричины каждого кризиса коренятся во внутреннем конфликтеОбщая эмоциональная нестабильность

Слайд 42Упражнение «Подарок в моей жизни»

Упражнение «Подарок в моей жизни»

Слайд 43Ежедневное напоминание:
человек, в которого вы были влюблены в 16, не будет

значить ничего, когда вам будет 25. Тест по математике, который вы завалили на 1-м курсе, ничего не будет значить, когда вы получите высшее образование. Проблемы, с которыми вы сталкиваетесь сегодня, могут казаться концом света, но они не будут значить ничего через год.
Все будет в порядке.
Ежедневное напоминание:человек, в которого вы были влюблены в 16, не будет значить ничего, когда вам будет 25.

Слайд 44Заповеди борцов со стрессами
Если стрессовое воздействие длится долго — переключайтесь

на новый или другой вид деятельности

В ситуации конфликта следует отступить (здоровье дороже),
далее - понять суть и решить

Если нельзя или невозможно избежать психотравмирующей
ситуации — измените свое отношение к ней. «Человек страдает не
столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает
происходящее» - Монтень

Не стоит самим создавать стрессовых ситуаций. Оберегайте друг
друга, своих близких, родных друзей от излишних стрессовых
ударов . Будьте добры друг к другу!

«Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как добрая улыбка». Посмейтесь, подойдите к зеркалу, постройте себе рожицы, улыбнитесь, похвалите себя. Юмор — это спасательный круг на волнах жизни. Мир уцелел, потому что Смеялся.
Заповеди борцов со стрессами Если стрессовое воздействие длится долго — переключайтесь на  новый или другой вид

Слайд 45И не берите ничего в голову!
Чем ближе к сердцу, тем хуже

для здоровья!
Жизнь стоит того что бы сполна прожить
И не берите ничего в голову!Чем ближе к сердцу, тем хуже для здоровья! Жизнь стоит того что

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть