Слайд 1«Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»
Е.О.Андреева, педагог-психолог МБОУ
«СОШ №13 г. Горно-Алтайска»
Слайд 2
История появления МАК
Первая колода карт была создана в 1975
году Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения. Он хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям. Колода карт получила название «OH» (междометие в английском языке обозначающее удивление). Совместно с психотерапевтом Джо Шлихтером были разработаны правила и принципы использования карт как психологического инструмента
В 1983 году Эли Раман познакомился с Моритцом Эгетмейером, который разглядел в картах «О» столь долго искомый инструмент, с помощью которого можно было бы подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах. Сегодня карты «О» переведены на многие языки, в том числе и на русский
Слайд 3
Источники
• Идея ассоциаций заимствована из тестов Роршаха, ТАТ, САТ (диагностика личности).
• Техники опроса заимствованы из рисуночных техник, арттерапии, песочной терапии, что позволяет съэкономить время и обойти сопротивления рисованию.
Слайд 4Выбор карт
Посмотрите у коллег и друзей на их колоды. Поспрашивайте. Соберите,
одним словом, информацию об инструменте, которым будете работать.
Покрутите колоду будущих метафорических ассоциативных карт в руках. Картинки должны быть приятны вам и сюжеты понятны и многозначны. Если отрисовка картинок вызывает у вас малейший негатив — лучше колоду не брать.
Как минимум вы сами должны видеть на каждой карте два противоположных сюжета. Положительный и отрицательный. Лучше три. Поэтому выбирайте колоду, над которой вы сами можете поразмышлять.
Не стоит брать колоду, только исходя из мнения коллег, или из-за просмотра видео с работой мастера. У вас так все равно не получится и есть высокая вероятность того, что вы разочаруетесь в методе.
Слайд 55 правил в работе с МАК
1. Любая из карт может описываться
по-разному разными людьми, и каждый раз любое из описаний будет правильным;
2. Строгое соблюдение права клиента на неприкосновенность его личной жизни;
3. Никакие аргументы и замечания критического характера о пояснении карт не допускаются;
4. Уважение индивидуальности клиента;
5. Когда клиент говорит и описывает карты, его нельзя перебивать
Слайд 6Что могут метафорические карты в ходе консультации?
1.МАКи очень аккуратно и деликатно
раскрывают наболевшую проблему
Человек в ходе консультации просто описывает ту карту, которую он вытянул. О других людях или нарисованных героях говорить легче, чем о себе.
Так незаметно для себя человек втягивается в разговор, раскрывается. И даже, когда он говорит о том, что думает герой на картинке или о чем он мечтает, то все эти мысли и чувства можно в полной мере отнести к самому человеку.
Слайд 7Что могут метафорические карты в ходе консультации?
2.Волшебные МАКи погружают человека в
его подсознание.
Сначала человек просто рассказывает то, что видит на картинке, – это срабатывает наше левое (логическое) полушарие.
Потом в работу включается правое (интуитивное, творческое) полушарие. Карта осторожно погружает человека в его душевный мир и открывает его настоящие желания.
Слайд 8Что могут метафорические карты в ходе консультации?
3.МАКи извлекают наружу те проблемы,
которые являются истинным тормозом сегодняшней полноценной жизни.
Вспомните айсберг – под водой скрывается 90% его реального объема. Так вот, МАКи открывают человеку его собственный айсберг, состоящий из неуверенности, страхов и заморочек. А у нас их, к сожалению, достаточно.
К примеру, человек может не видеть связи между детским страхом и неудачной семейной жизнью. Но в глубине души он каждый погружается в детские воспоминания и эмоции, когда видит свою семейную лодку.
Слайд 9Что могут метафорические карты в ходе консультации?
4.МАКи помогают найти самый наилучший
вариант выхода
Исходя из того, что наша душа – сущность вечная, которая помнит все, что было, есть и будет, картам можно задавать вопросы «Как мне выйти из кризиса?», «Что душа советует сделать в данной ситуации?», «Что будет, если…?»
Анализируя выпавшую карту, человек сам отвечает на поставленный вопрос.
Слайд 10Что могут метафорические карты в ходе консультации?
5.МАКи показывают настоящие желания клиента
Здесь все просто: всплывают детские мечты,нереализованные устремления, юношеские порывы и тайные мечтания. И это здорово! МАКи открывают перед человеком новую жизнь, приглашая начать завтрашний день с нового листа.
А главное, все эти открытия идут из глубины души, а значит, из сердца.
Если человеку нужны перемены в жизни, то он обязательно увидит в метафорических картах подсказку и помощь.
А если не нужны? Тогда он будет и дальше жить привычной жизнью.
Слайд 11Виды работы
-групповая;
-индивидуальное консультирование;
-краткосрочная психотерапия;
-коучинг;
-по скайпу;
-в арт-терапии;
-в песочной терапии;
-в телесной терапии.
Слайд 12
Классификация
По содержанию
-Картинки. Запускают образный процесс. Правое полушарие
-Слова. Запускают логический процесс. Левое
полушарие
Картинки+слова. Запускают сразу два процесса.
Слайд 13Специализация (направление) школы
-немецкие;
-израильские;
-российские;
-украинские.
Слайд 14По исполнению
-рисуночные;
-абстрактные;
-фотокарты.
Слайд 15По возможности применения
-Универсальные - «ОН», «Хабитат»;
-Персонифицированные (портретные) - «Персона», «Персонита», «Лица»,
«Образ женщины», «Тотемные животные»;
-Ресурсные - «Морено», «Источник», «Большая маленькая я»;
-Специальные – «Танду», «Семейные отношения»;
-Для работы с детьми – «Ежкины сказки», «Номиналс» «Кактусы», «Детство», «Роботы»;
-Коучинговые - «Быть Действовать Обладать»,« Коучинговые решения»;
Сторителлинг- рассказывание историй. «Карты дождевого червя Ивана»;
Прочие- «Окна и двери», «Пути-дороги», «Деревья».
Слайд 16Упражнение №1
Мое настроение
Цель: знакомство, создание благоприятных условий для работы группы.
Материалы: метафорические карты «Экко».
Содержание. Участникам предлагается вытянуть любую карту из колоды «Экко» и не смотреть на нее пока не подойдет очередь говорить. Один из участников начинает говорить, называет свое имя, открывает карту и глядя на нее сообщает о своем настроении, о том как оно похоже или не похоже на картинку.
Примечание: ведущий, переворачивая свою карту, говорит о своем настроении, рассказывает о задачах занятия.
Слайд 17Упражнение №2
Почему для меня важно близко познакомится
с этим универсальным инструментом?
Слайд 18Вопросы для работы при консультировании
- про что это карта?
-что бы ты
сюда добавил?
-что было? Что произошло, что вижу?
-что я чувствую?
-какое это отношение имеет к вашей ситуации, жизни?
-какие реакции выдало ваше тело?
-какое основное послание этой карты для меня?
Слайд 19Способы работы
-Работа с расстановками
-Работа с песком
-Работа с арт-терапией
-Работа с техниками НЛП
ZOOM.приближаем, отдаляем, прячем
-Работа с метафорическими камнями
-Карта для экологии.
Слайд 20Упражнение №3
Вчера-Сегодня-Завтра
Цель: создание условий для самоанализа и самопознания посредством осознания связей
Материалы:
Метафорические ассоциативные карты «Нонималс», «Персона»
Содержание. Каждый игрок тянет 3 карты, рубашками вверх. Первый участник открывает свои карты, решает, какая подходит к «вчера», какая к «сегодня», какая к «завтра» и соответственно описывает их. При этом отдельные моменты описания должны каким-то образом быть связаны и указывать направление из прошлого в будущее.
Слайд 21Упражнение №4
Сказка о….
Цель: развитие сплоченности, расслабление, завершение.
• Материалы: метафорические
карты «Сага».
• Содержание: Карты раскладываются в центре стола, а участники становятся вокруг стола. Первый участник вытягивает карту из колоды, кладет на стол и продолжая на нее смотреть, начинает рассказывать историю. Когда он закончил, следующий игрок берет карту из колоды, кладет ее рядом с предыдущей и рассказывает продолжение истории.
• Рефлексия занятия: Проводится в виде беседы, обсуждения занятия в целом. Ведущий задает вопросы участникам по поводу их самочувствия, настроения, настоящих желаний, предложений и т.д.
Слайд 22Книги по применению метафорических ассоциативных карт
Автор: Ника Верникова «Метафорические ассоциативные карты -универсальный
инструмент для МАКсимальных результатах;
Автор: Н.В. Буравцова «Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками»;
Автор: Н.В. Буравцова «Ассоциативные карты в психокоррекции отношений привязанности интимности: алгоритмы, техники, примеры»;
Авторы: Н.В. Дмитриева и Н.В. Буравцова «Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии»;
Автор: Екатерина Мухаматулина «Метафорические карты. Руководство для психолога»