Слайд 1Составление и применение презентаций на логопедических занятиях как средство оптимизации и
коррекции письменной речи у младших школьников
Выполнила: учитель-логопед
КГУ «ОСШ №1» г. Темиртау
Гешеле Яна Юрьевна
Слайд 2Актуальность
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и,
соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции. В настоящее время в системе коррекционного школьного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей школьного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационно - коммуникационных технологий, в первую очередь компьютерных. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Слайд 3Проблема:
Проблема заключается в недостаточном материально-техническом оснащении логопедического кабинета.
Слайд 4Цель: разработка комплекса логопедических занятий на основе мультимедийных презентаций.
Задачи:
Расcмотреть
возможности ИКТ в работе с младшими школьниками.
Представить нарушение письменной речи у младших школьников.
Разработать комплекс логопедических занятий на основе мультимедийных презентаций.
Слайд 5Основные возможности ИКТ в работе с младшими школьниками.
Информатизация начальной школы играет
важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
· повысить мотивацию обучения;
· повысить эффективность процесса обучения;
· способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
· совершенствовать методики проведения уроков;
· своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
· планировать и систематизировать свою работу;
· использовать, как средство самообразования;
· качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
Слайд 6
создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы,
чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);
· создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;
· использование готовых программных продуктов;
· поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
· создание тестовых работ;
· обобщение методического опыта в электронном виде.
Слайд 7Виды нарушений письменной речи:
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Проявляется
в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.
Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма.
Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.
Дизорфография - это стойкое нарушение способности пишущего применять орфографические правила при написании заданий или своего речевого замысла.
Алексия (от др.-греч. ἀ- — отриц. частица и λέξις — слово) — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. Нередко алексия сочетается с потерей способности писать (аграфией) и нарушением речи (афазия). В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм алексии.
Слайд 8Аграфия (от а — отрицательная частица и греч. gráphō — пишу),
расстройство речи, выражающееся потерей способности писать. Наблюдается, как правило, при недоразвитии или повреждении затылочной или теменно-затылочной областей левого (у правшей) полушария коры головного мозга. При А. либо утрачивается возможность соединять буквы в слова, либо больной при письме выпускает или переставляет отдельные слоги.
Слайд 9Разработка комплекса логопедических заданий на основе мультимедийных презентаций
С целью оптимизации процесса
развития познавательной деятельности и развития речи школьников, я стала использовать обучающие презентации в программе Power Point, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, значительно возросла мотивация, заинтересованность детей в занятиях.
Слайд 10Использование презентаций-это:
Обучающая электронная звуковая книга с красивыми картинками;
Отличное пособие для воспитателе,
учителей- логопедов, родителей, позволяющее рассказать ребенку об окружающем мире так, как они сами его видят, не выходя из дома и не летая в дальние страны;
Удобный и эффективный способ предоставить малышу информацию об окружающем его мире
Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.
Слайд 11Цели авторских презентаций:
развития речевого дыхания с использованием звуковых волн различного цвета;
развития
связной речи и познавательных способностей («Сериация», «Четвертый лишний», «Загадки», «Составляем рассказ»).
дифференциации звуков и букв.
автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи.
Слайд 12Коррекционно – образовательные:
Коррекционно – развивающие
Развивать индивидуальные способности детей в творческой
речевой
деятельности. Развитие психических процессов. Совершенствование моторики.
Слайд 13Коррекционно – воспитательные
Совершенствовать навыки самообслуживания, аккуратности, опрятности,
этикета.
Слайд 14На сегодняшний день мною разработаны презентации по следующим темам:
«Мебель»
«Противоположности»
«Профессии»
«Что перепутал художник?»
«Любимый
вид транспорта»
«Дифференцмация С-Ш»
«Противоположности»
«Алфавит»
«Неправильная буква»
«Звук [Р]»
«Звук [С]»
«Звук [Ш]»
Слайд 18Используя в своей деятельности информационно-коммуникативные технологии с целью повышения эффективности процесса
коррекционно-логопедического воздействия, я решаю следующие задачи:
- повышение мотивации детей к логопедическим занятиям;
- формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом;
- адекватная (осознанная) оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой;
- положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.
Слайд 19Заключение:
Таким образом, использование ИКТ и в частности мультимедийные презентации в процессе
коррекции нарушений речи учащихся позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха школьника. В процессе коррекции речи у детей младшего школьного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно- развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников.
Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия.
В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.