Деловые партнеры всех типов хотят и проявляют свои индивидуальные различия при воздействии, получении информации, но в способах наложения контакта и развертывания ситуации общения они выходит контакта и развертывания ситуации общения они выходят на несколько его уровней.
В литературе по общению рассматриваются шесть типов взаимовлияния:
Взаимное облегчение – действия партнеров по общению становятся результативными благодаря благотворному влиянию друг на друга;
Взаимное затруднение –взаимодействие неэффективно, действия партнеров затрудняются достижение результатов общения;
Одностороннее облегчение – взаимодействие способствует повышению эффективности действий одного из партнеров;
Одностороннее затруднение – для одного из партнеров намеренно или непреднамеренно создаются помехи;
Асимметричное облегчение – один из партнеров испытывает затруднения из-за того, что в ситуации общения облегчает действия другого;
Независимость – поведение партнеров не влияет на степень эффективности действий дрг друга.
Межличностные отношения – это субъективно переживаемые связи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний партнеров в ходе совместной деятельности.
Основой для установления отношения с другим человеком прежде всего является потребность в получении информации и уменьшении неопределенности. Мы получаем информацию о деловом партнере пассивно, когда наблюдаем за его действиями и поведением, активно, когда получаем информацию от других, и интерактивную, когда обращаемся непосредственно к человеку.
В неформальных межличностных отношениях существует баланс самораскрытия (люди обмениваются биографическими данными, личными идеями, трудностями, проблемами и описывают свои чувства) и обратной связи (вербальные и физические реакции на людей и их сообщения).
К ним относятся:
Единая цель, ее жесткая регламентация и определение способов осуществления контактов между людьми;
Общность мотивов, побуждающая людей к взаимодействию;
Наличие единого пространство и времени взаимодействия;
Разделение единого процесса деятельности на отдельных функции и их распределение между участниками;
Координация индивидуальных действий и управление ими;
Знание каждым участником норм, правил и процедур общения;
Необходимость передачи информации, обмен ею;
Эффективная обратная связь по вертикали.
Формальная группа – взаимодействия в них позволяет упорядочить и ограничить информационные потоки, которые определяются следующими регламентами:
Организационными (схема организационной структуры предприятия);
Функциональными(положение об отделах и службах).
Степень формальности группы характеризуется следующие принципы:
-обязательность контактов всех участников общения независимо от их симпатий и антипатий;
предметно-целевой характер содержания взаимодействия;
соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностей ролей, прав и функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета;
заинтересованность всех участников взаимодействия в достижении конечного результата и при этом реализация личных намерений;
коммутативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий;
формальные ограничения:
конвенциональные, т.е. действия по инструкции;
ситуативные, т.е. форма деятельности которая предлагается;
эмоциональные, т.е. проявляется способность к самоуправлению;
насильственные, т.е. допустима прерывания неконструктивных контактов или действий.
Взаимопонимание - это результат познания партнера, формирования общих целей и метод взаимодействия.
Координация - поиск таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров.
Согласование – механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно - потребностной стороны общения.
Партнерство предполагает отношение к другому человеку как к равному, с кем надо считать, но в то же время стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности.
Роли, связанные с межличностным взаимодействием:
ведущие - так называемые «предпочитаемые» лица: «звезды», авторитетные, харизматичные, честолюбивые, лидеры мнений или чем-то иные привлекательные для окружающих;
ведомые - все остальные, включая «непредпочитаемых», с которыми сотрудничают только вынужденно и, как правило, делают их ответственными за все промахи и неудачи.
Сработанность - это согласованность в работе между участниками совместной деятельности.
Для эффективности групповой работы также имеет значение ценностно-ориентационное единство участников совместной деятельности.
Позиции и ориентации в деловом взаимодействии.
Э.Берн выделяет три способа поведения: Родитель, Ребенок, Взрослый.
Каждый тип состояния важен для участников взаимодействия:
партнер-Родитель все знает, все понимают, никогда не сомневается, со всех требует, за все отвечает;
партнер-Взрослый трезво, реально анализирует, не поддается эмоциям, логически мыслит;
партнер-Ребенок эмоциональный, импульсивный и нелогичный.
Ориентация на контроль предполагает стремление одного из участников делового взаимодействия контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей.
Ориентация на понимания включает в себя стремление понять ситуацию и других людей.
Кооперация – форма групповой интеграции – это действия по объединению и согласованию общих усилий при реализации совместной деятельности в команде.
«неписаные правила» - корпоративный кодекс, миссия и политика;
устойчивость и стабильность взаимодействия;
знание особенностей поведения людей и на этой основе сохранение их работоспособности и эмоциональной устойчивости;
уважение партнеров по взаимодействию, лояльность;
эффективные вербальные и невербальные контакты;
регуляция социально-психологического климата и создание условия для совместности и срабатываемости;
владения навыками социальной компетентности, развитие эмоционального интеллекта участников взаимодействия;
способность понимать и следовать нормам совместной деятельности;
владение и гибкое использование различных стилей и стратегий;
умение управлять групповыми и межличностными конфликтами;
способность каждого к саморазвитию и самообучению.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть