Слайд 1Интеллектуальная игра
«Битва эрудитов»
4 класс
Автор: методист МБУ ДО Лежневского ЦВР Крылова Т.А.
Слайд 2 «Аз да буки, а потом науки»
(русский язык)
Слайд 3Ответ: а)Подснежник. б)Подорожник
Вопрос №1: Отгадай и запиши слово?
а) Корень в слове
снежинка
приставка в слове поехали
суффикс в слове ученик
б) Приставка в слове посмотрел
корень в слове дороженька
суффикс в слове лыжник
Слайд 4Ответ: Близко, обманывать, медленно, быстро, замолчать, ругать, сплетничать.
Вопрос №2: Раскройте смысл
выражений, которые называются крылатыми?
Рукой подать –
Морочить голову –
В час по чайной ложке –
Во весь дух –
Прикусить язык –
Склонять по падежам –
Перемывать косточки -
Слайд 5Ответ: Па - Пар – парк – парик - парник.
Вопрос №3:
Движение в танце называется «Па». Добавляя по одной букве, составьте цепочку слов со следующим значением: вода в виде газа; место отдыха; искусственная прическа; теплица.
Слайд 6Ответ: Слово – камыш,
зверь - мышь.
Вопрос №4: В каждом из
данных, ниже слов спрятался какой – нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился.
В каком слове и какой зверь?
Палисадник, камыш, заслонка, поселок, укротитель.
Слайд 7Ответ: Код, ток, пара.
Вопрос №5.
Прочитайте слова: дог, кот, араб.
Произнесите звуки в обратном порядке. Напишите, какие слова получились?
Слайд 8Вопросы второго тура
«Как хорошо уметь читать!»
(литературное чтение)
по произведениям
А.Л.Барто,
С.Я.Маршака
Слайд 9Ответ: Лидочка.
1. Вопрос. Кто из героев стихотворения А.Л. Барто так говорил:
« А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!».
Слайд 10Ответ: Санитары.
2. Вопрос. Кем являются в классе девочки из стихотворения
А.Л.
Барто «Мы с Тамарой»?
Слайд 11Ответ: Перинку, простынку, подушки, наверху.
3 Вопрос. Вспомните песенку, которую пела девочка,
укладывая спать котенка в стихотворении С.Я. Маршака “Усатый - полосатый”. Вставьте пропущенные слова.
- Вот тебе под спинку
Мягкую ………..
- Сверху на перинку
Чистую … ……..
- Вот тебе под ушки
Белые …………...
- Одеяльце на пуху
И платочек ……….
Слайд 12Ответ: «Вот какой рассеянный»
4.Вопрос: Назовите название стихотворения?
Слайд 13Ответ: С.Я.Маршак
«12 месяцев».
5. Вопрос. Из какой сказки эти слова и
кто автор?
“Ты катись, катись, колечко
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
К Новогоднему костру”?
Слайд 14Вопросы третьего тура
«Занимательный квадрат» (математика)
Слайд 15Ответ: 15 блинов.
Вопрос 1.
Бабушка пекла блины. Внук пришёл из школы и
тут же принялся, их есть. Пока он съедал три блина, бабушка успевала испечь только два. Когда внук пришёл из школы, на тарелке было 12 блинов. Сколько блинов съел внук, если он ушёл, когда на тарелке было только 7 блинов?
Слайд 16Ответ: 15 - (35 + 5) ꞉ 4 = 5
Вопрос
2.
Расставь скобки так, чтобы равенство было верным:
15 - 35 + 5 : 4 = 5
Слайд 17Ответ:
Нужно перевернуть в одно время часы на 4 и 7
минут.
Как только пройдет 4 минуты, опустить яйцо в кипящую воду.
Вопрос 3.
Имеются песочные часы на 4 минуты и на 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду на 3 минуты. Как это сделать с помощью данных песочных часов?
Слайд 18Ответ: 4 монеты.
Вопрос 4.
У Тани и Алеши денег поровну, У
Тани 20 копеечные монеты, а у Алеши 50 копеечные, Сколько монет у Алеши, если у Тани 10 монет?
Слайд 19Вопрос 5. Расставьте числа 1,2,3,4,5,6,7,8,9, в кружки так, чтобы сумма чисел
на каждой стороне пирамиды равнялось 20?
Слайд 21Вопросы четвертого тура
«Экологическое ассорти» (окружающий мир)
Слайд 22Ответ: Медуница
1. Вопрос. Как и все подснежники, она спешит привлечь внимание
насекомых-опылителей. Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Она занесена в Красную книгу. Какое растение называют живым светофором?
Слайд 23Ответ: Красная книга.
2.Вопрос. В Мире она впервые была издана в 1966
году, в СССР - в 1978г. году. Её цель - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. У неё разноцветные страницы. На её Чёрных страницах виды, которые навсегда исчезли с лица Земли. Как называется эта книга?
Слайд 24Ответ: Сыроежка
3.Вопрос. Какой гриб в этой группе лишний? Бледная поганка, мухомор,
ложные опята, желчный гриб, сыроежка.
Слайд 25 Ответ: папоротник
4 Вопрос. У какого комнатного растения никогда не бывает
цветов? Кактус, традесканция, декабрист, папоротник.
Слайд 26Ответ:
Все они протекают по территории Лежневского района.
5 Вопрос. Что объединяет
эти реки? Уводь, Ухтохма, Грибачка, Вязьма.
Слайд 27Вопросы пятого тура
«Великие изобретения рядом с нами»
Слайд 28Ответ: Мыло
Вопрос. Древние египтяне смазывали волосы на голове жиром. В дни
траура посыпали голову пеплом. Если в такие дни шел дождь, волосы на голове покрывались пеной, Что было изобретено на основе этого эффекта?
Слайд 29Ответ: Шариковая ручка
2. Вопрос. В 1938 г. венгерский художник и журналист
Ласло Биро и его брат Георг, химик, запатентовали устройство, которое они назвали биро. Специальная жидкость из баллончика внутри прибора поступала на легко вращающийся стальной шарик.
О каком предмете идёт речь?
Слайд 30Ответ: Радио.
3.Вопрос. Изобретение русского учёного Александра Попова. Прибор, разновидность беспроводной связи,
при которой в качестве носителя сигнала используются специальные волны, свободно распространяемые в пространстве.
Слайд 31Ответ: Термос.
4.Вопрос. Английский учёный Джеймс Дюар в 1892 году изобрёл необычайную
флягу, в которой чай или кофе долго не остывали. У этой фляги были двойные стенки, а между ними пустота. Позднее этому изобретению придумали название. Скажите, какое?
Слайд 32Ответ: Бумага.
5.Вопрос. В первом веке нашей эры человек по имени Цай
Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получилось великое изобретение.
О каком изобретении идёт речь?
Слайд 33Ответ: Велосипед
6 Вопрос. В названии этого изобретения объединились два латинских слова:
«велокс» – «быстрый» и «педос» – «ноги». Дословно: для быстроногих.
О каком изобретении идёт речь?
Слайд 34Вопросы шестого тура
- «Помоги себе сам» (безопасность)
Слайд 35Ответ: Воспользоваться светоотражающими наклейками и нашивками, прикрепив их на одежду и
портфель .
Вопрос 1. Как можно (и нужно) сделать себя более заметным для водителей в темное и сумеречное время суток, и тем самым обеспечить большую безопасность?
Слайд 36Ответ:
Нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади. Следует дойти до
ближайшего пешеходного перехода, а если его нет, подождать пока транспортное средство отъедет от остановки и удалится на безопасное расстояние, и только потом переходить дорогу, причем в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Вопрос 2. Как переходить через дорогу, при выходе из любого маршрутного транспорта?
Слайд 37Ответ: Предупреждающий знак «Осторожно, дети» в виде треугольника с красной каймой.
Внутри которого нарисованы два бегущих человечка.
Вопрос 3. Выберите один из знаков, который подходит к картинке.
Слайд 38Ответ: Не доверять незнакомым; не открывать дверь чужим; не разговаривать с
чужими людьми; не брать ничего у незнакомцев.
Вопрос 4. Какие правила безопасности нарушены в этих сказках?
1 .«Золотой ключик или приключения Буратино»
2. «Волк и семеро козлят»
3. «Красная шапочка»
4. «Белоснежка и семь гномов»
Слайд 39Ответ:
Страшнее огня бывает дым.
В задымленном помещение трудно дышать, легко
заблудиться и не найти выход.
Вопрос 5.
Чем опасен пожар, кроме огня?