Слайд 1Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в социум
через воспитательную работу
Выполнила:
Сандакова С.С.
Учитель начальных классов
МКОУ «Лицей №1 имени А.П.Гужвина г.Камызяк»
Слайд 2В настоящее время распространение процесса интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
в образовательных учреждениях страны является не только требованием времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с законом об Образовании в РФ. Процессы социализации и интеграции детей с отклонением в развитии протекают на протяжении всей их жизни. Социальная адаптация ребёнка-инвалида, включение его в общественно полезную деятельность, развитие у него позитивного отношения к жизни, обществу, семье, труду, наряду с задачами обучения и воспитания, является одной из наиболее важных задач. Одной из главных задач является задача социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в школьный коллектив и общество.
Слайд 3 В 4 «Д» классе КРО 8 вида (легкая
умственная отсталость) обучаются 15 детей с ОВЗ, из них 3 обучающихся находятся на индивидуальном обучении по программе 2 класса, 5 детей обучаются во 2 классе и 7 мальчиков обучаются по программе 4 класса. Все учащиеся имеют разный уровень сформированности общеучебных умений и навыков.
В неполных семьях воспитываются 6 учеников, 7 учеников из многодетных семей, 6 учеников из малообеспеченных семей, 8 учащихся – это дети-инвалиды, из них 2 ребенка - аутисты.
Слайд 4 В основном ребята имеют сниженный запас представлений об окружающем мире,
не знают многих явлений предметного мира и социальной сферы, чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике из-за ограничения контактов с взрослыми и сверстниками в связи с их особенностями развития и нарушениями.
Слайд 5Особого внимания требуют и семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья.
В концепции семейного воспитания ребёнка с отклонениями в развитии большое внимание уделяется вопросу максимального развития потенциальных возможностей ребёнка, включение семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья в социокультурные мероприятия образовательного учреждения. Каждый ребёнок–инвалид имеет индивидуальную программу обучения и индивидуальные маршруты, где разработаны направления по социальной реабилитации детей.
Слайд 6 За 2 года моей работы в данном
классе сложилась
модель воспитательной работы, в которой важное место отведено мероприятиям по социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на основе творческого развития обучающихся с участием в мероприятиях класса, школы и вне школы. Дети не изолированы от учащихся лицея, они являются активными участниками всех мероприятий по воспитательному плану школы.
Слайд 8 Социально – педагогическая реабилитация -
это совокупность услуг по коррекции и компенсации функций, приспособлению детей с ОВЗ к условиям социальной среды педагогическими методами и средствами. Вся воспитательная работа в школе проводится в несколько этапов. Первый этап – это работа на уровне класса, второй этап - это общешкольная работа, третий этап – внешкольная работа: конкурсы, акции. В воспитательно-образовательном процессе участвуют: педагог, учащиеся, родители, библиотекарь.
Слайд 9Вся воспитательная работа строится в соответствии с принципами:
Целостность педагогического процесса –
единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы;
Взаимодействие трёх факторов: семьи, школы и общества;
Творческое начало воспитания;
Сотворчество – совместный поиск истины.
Слайд 10Основные направления воспитательной работы:
- расширение запаса знаний и представлений у детей
с ограниченными двигательными и сенсорными возможностями здоровья;
- комплексное воспитание: нравственное, патриотическое, эстетическое, умственное, физическое;
- коррекционная работа в рамках развития продуктивной деятельности (ручной труд, музыка, изобразительное искусство).
Слайд 11На каждом этапе воспитательной работы ставятся задачи, от успешного решения которых
зависит конечный результат. Так, на уровне класса главная задача – это формирование у учащихся знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, обучение детей жизненным навыкам самообслуживания, культуры общения и толерантного поведения, социальной независимости, а также сплочение детского коллектива и формирование коммуникативных навыков у младших школьников.
Слайд 13На общешкольном уровне у учащихся закрепляются и обобщаются знания о явлениях,
происходящих в окружающем мире: природе и обществе, а также формируются навыки общения в большем коллективе, умения выступать перед аудиторией (родители, педагоги, гости).
Слайд 14На внешкольном уровне дети продолжают знакомиться с окружающим миром, социальной и
культурной средой, историческим прошлым и настоящим России.
Слайд 15
Одной из главных целей социальной адаптации является приспособление ребёнка к реальной
жизни, познание внешнего мира. Социокультурная реабилитация включает в себя проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия в них детей, удовлетворяющих их духовные запросы, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения.
Слайд 16По плану воспитательной работы учащиеся
принимают участие в мероприятиях по календарю:
День Учителя, Фестиваль Тыквы, День Матери, Новый год, Масленица, Встреча выпускников, 23 февраля, 8 марта, День Космонавтики, День Победы. Дети своими руками готовят подарки родителям и педагогам. Дети и родители принимают участие во всех акциях: Подарок солдату, Подарок ребенку детдома, Чистота нашего края, Георгиевская ленточка, Зеленая весна, Бессмертный Полк, Голубь Мира.
Слайд 17Много мероприятий было проведено в школьной библиотеке по развитию речи учащихся,
для развития кругозора, по юбилейным мероприятиям. Ребята принимают участие в спортивных соревнованиях и военно-патриотических мероприятиях «Мы - Великой России частица»
Слайд 18Простроенная таким образом воспитательная работа способствует формированию у учащихся умений в
общении и потребности в творчестве.
Все обучающиеся класса заняты в школе кружковой работой, посещая занятия кружка «Доверие» (Д.Н.Букенбаева ЦВР). Необходимо вовлечение учащихся в участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях, с учётом индивидуальных способностей и особенностей каждого ребёнка для поднятия самооценки учащихся.
Слайд 19Особое место в социокультурной реабилитации младших школьников принадлежит экскурсиям. Но в
связи с низким материальным положением семей у детей нет возможности посещать выставки, театры, музеи. По возможности дети посещают данные мероприятия, организованные в школе: планетарий, новогодний театр.
Слайд 20Важное место в повышении социального статуса
детей с ОВЗ принадлежит конкурсам,
выставкам, фестивалям. Под руководством учителя начальных классов, педагога дополнительного образования учащиеся готовят различные поделки и рисунки для участия в конкурсах и выставках регионального и федерального уровня. Многие ребята становятся победителями и награждаются дипломами, грамотами и подарками.
Слайд 21Грамоты за участие в международном конкурсе детского творчества «Эрудит» Зимний Марафон
новогодних поделок . Январь 2018