Слайд 1Подготовила
Педагог- психолог
Лисина Д.В.
Инклюзивное образование
особенности работы с детьми испытывающими
трудности в обучении
Слайд 2Что такое инклюзивное образование
Это система образовательных услуг, которая базируется на принципе
обеспечения основного права детей на образование и право обучатся, что предусматривает обучение в условиях общеобразовательного учебного заведения.
Слайд 3Дети с особенностями психофизического развития разделяются по следующим категориям
С нарушениями слуха
(глухие, оглохшие, со сниженным слухом);
С нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);
С нарушениями интеллекта
( умственно отсталые, с задержкой психического развития);
С речевыми нарушениями;
С нарушениями опорно- двигательного аппарата;
Со сложной структурой нарушений ( умственно отсталые слепые или глухие, слепоглухонемые)
С эмоционально – волевыми нарушениями и аутизмом.
Слайд 4Диагностическая работа педагога - психолога направлена:
⮛ соотношение уровня умственного развития и
возрастной нормы
⮛ уровень развития когнитивной сферы
⮛ особенности эмоционально-волевой сферы
⮛ индивидуально-типологических особенностей
⮛ уровень сформированности мотивации к обучению
⮛ уровень развития коммуникативных способностей
⮛ уровень трудоспособности и темпа развития умственной деятельности
Слайд 5Основная документация для детей с ООП
На основе указанного рабочего учебного плана
разрабатывается индивидуальный учебный план для детей с ООП ( с учетом заключения ПМПК);
ИУП разрабатывается командой, в состав которой входят: педагоги, которые работают с ребенком, специалисты, которые будут привлечены к учебно- воспитательному процессу, родители ребенка, руководители учебного заведения. Составленные ИУП подписывается директором и родителями.
Ответственность за реализацию ИУП возлагается на всех членов команды.
Отслеживание хода выполнения целей, очерченных в ИУП, возлагается на заместителя директора.
Слайд 6Основные особенности подачи материала
Применение психодиагностического инструментария и коррекционных программ в
работе с детьми с особыми образовательными потребностями как правило требуют адаптации (изменение подачи материала, без изменений содержаний или концептуальной сложности задания), реже модификацию в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
Слайд 7Расписание
Расписание уроков для детей с ООП составляется с учетом
индивидуальных особенностей их учебно – познавательной деятельности, динамики умственной трудоспособности на протяжении дня и недели придерживаясь санитарно- гигиенических требований.
Особенностью учебно – воспитательного процесса детей с ООП является коррекционная направленность
Слайд 8Оценивание детей с ООП
Оценивание учебных достижений детей с ООП производится
согласно с критериями оценивания учебных достижений учащихся и объёмом материала, определенный индивидуальной учебной программой. Система оценивания учебных достижений детей с ООП должна быть стимулирующей.
Государственная итоговая аттестация детей с ООП производится в соответствии с положением о ФГОС.
Дети с ООП привлекаются к внеклассной и внешкольной работе с учетом интересов, наклонностей, способностей, пожиланий, возраста.
Слайд 9Основные компоненты индивидуального учебного плана
Личные данные.
Текущий уровень знаний.
Цели и
задачи.
Специальные и дополнительные услуги.
Адаптация классной среды и организации работы.
Сроки действий.
Информация об успехах ребенка.
Включение в общую учебную среду.
Слайд 10
Коррекционная работы должна быть направлена на развитие всех видов
восприятия, особенно зрительного и слухового, на базе которых развиваются высшие психические функции.
Особое внимание требует развитие учебной мотивации, желание учиться, формировать веру ребёнка в собственные возможности, что возможно только благодаря осознанию и оцениванию реальных достижений.
Слайд 11При изучении индивидуальных особенностей ребёнка необходимо учитывать особенности его развития и
Слайд 12Индивидуальная программа развития разрабатывается группой специалистов (заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
учителя, ассистент учителя, психолог, учитель дефектолог. Обязательно привлекаются родители, или лица которые их заменяют с целью определения конкретных учебных стратегий и подходов к обучению ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Программа содержит:
- общую информацию об учащемся
- определяет систему дополнительных услуг других специалистов
- средства и пути для необходимой адаптации учебной среды
- модификация учебных материалов
- индивидуальная учебная программа
- при необходимости индивидуальный учебный план
Слайд 13Задачи педагога - психолога:
Предоставить к программе обобщенную информацию по результатам проведённого
изучения и рекомендации для учёта индивидуальных особенностей ребёнка в учебно-воспитательном процессе и взаимодействия с школьным окружением;
формировать психологическую готовность участников учебно-воспитательного процесса в инклюзивной среде (учащихся, родителей, учителей, представителей администрации) к взаимодействию с ребёнком с особыми образовательными потребностями;
Слайд 14
Психологическая готовность всех участников учебно-воспитательного процесса формируется через:
- тренинговые
занятия
лектории
семинары
консилиумы
выступления
Слайд 15
Содержание занятий с учащимися необходимо направлять на формирование у них умение
видеть и ценить отличия, слушать и учитывать различные точки зрения, высказывать свою мысль и уважать мнение других, овладивать навыками сотрудничества с разными людьми. Формировать толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями.
Слайд 16Алгоритм деятельности практического психолога и социального педагога в условиях инклюзивного образования
включает:
⮛ знакомство с ребёнком и родителями
⮛ беседу с ребёнком и родителями, с целью определения уровня возможностей ребёнка
⮛ оценку образовательной среды, определения соответствия к потребностям и возможностям ребёнка ⮛ изучение индивидуальных особенностей и психического развития ребёнка
⮛ проведение психолого-педагогического консилиума с целью разработки с целью разработки индивидуальной программы развития
Слайд 17 проведение встреч с родителями и учащимися школы, педагогами с целью
формирования их психологической готовности к взаимодействию с ребёнком с особыми образовательными потребностями
⮛ проведение психокоррекционной работы с целью развития потенциальных возможностей ребёнка и соответсвующего формирования личности
⮛ отслеживание социально-психологического климата в коллективе и статуса ребёнка в группе
⮛ содействие социальной интеграции ребёнка:вовлечение во внеклассную и внешкольную деятельность
⮛ мониторинг уровня адаптивности и интегрированности учащегося, адаптация соответствующих индивидуальных программ, планов