Презентация, доклад на тему Игры и упражнения, направленные на развитие словесно-логического мышления и речи у младших школьников.

Содержание

ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИАнализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и

Слайд 1ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ У

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Слайд 3ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие

его части или характеристики.
Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.
Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.
ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИАнализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.Синтез – мыслительная

Слайд 4ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения

предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными.
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯПонятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или

Слайд 5 МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАННЫ. ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРОТЕКАЕТ В

СЛОВАХ, ИСПОЛЬЗУЕТ В КАЧЕСТВЕ ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ РЕЧЬ
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ  НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАННЫ.   ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРОТЕКАЕТ В СЛОВАХ, ИСПОЛЬЗУЕТ В КАЧЕСТВЕ

Слайд 6В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ СИСТЕМА ЯЗЫКА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЭЛЕМЕНТЫ И ПРЕДПИСАННЫЕ

ПРАВИЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТИХ ЭЛЕМЕНТОВ.
В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ СИСТЕМА ЯЗЫКА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЭЛЕМЕНТЫ И ПРЕДПИСАННЫЕ ПРАВИЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТИХ ЭЛЕМЕНТОВ.

Слайд 7В РАЗВИТИИ РЕЧИ ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
работа над словом (лексический уровень);
работа

над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);
работа над связной речью (уровень текста);
произносительная работа – дикция, орфоэпия, выразительность, просодия, исправление произносительных недостатков.

В РАЗВИТИИ РЕЧИ ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: работа над словом (лексический уровень);работа над словосочетанием и предложением (синтаксический

Слайд 8
Антонимы – это слова, противоположные по значению.
Омонимы – это однозвучные слова,

отличные по значению.
Синонимы –это слова близкие по значению.
Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений.
Ключ (гаечный, скрипичный, родник, ключ от замка)
Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются говорящим, а воспроизводятся в готовом виде. Пословицы, поговорки, изречения.

Антонимы – это слова, противоположные по значению.Омонимы – это однозвучные слова, отличные по значению.Синонимы –это слова близкие

Слайд 9РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПРОХОДИТ КАК МИНИМУМ ДВА

ЭТАПА.

Ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач.
Им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения.

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПРОХОДИТ КАК МИНИМУМ ДВА ЭТАПА. Ребенок усваивает значения слов, относящихся

Слайд 10ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
К концу дошкольного детства, т.е. к

возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯК концу дошкольного детства, т.е. к возрасту около 6 лет, многие дети

Слайд 11ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Понимание переносного значения употребляемых в художественных

текстах слов и словосочетаний, аллегории, пословицы, метафоры оказывается сначала совершенно недоступным для 7 - 8летнего ребенка.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Понимание переносного значения употребляемых в художественных текстах слов и словосочетаний, аллегории,

Слайд 12ОТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ЗАВИСИТ НАСКОЛЬКО

УСПЕШНЫМ БУДЕТ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ, НАСКОЛЬКО ОНИ СМОГУТ ЭФФЕКТИВНЕЕ ВСТУПАТЬ В КОММУНИКАЦИЮ С ОКРУЖАЮЩИМИ ИХ ЛЮДЬМИ. В СВЯЗИ С ЭТИМ РАСТЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ.
ОТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ЗАВИСИТ НАСКОЛЬКО УСПЕШНЫМ БУДЕТ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В

Слайд 13 ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ

Слайд 14
Узнавание предметов по заданным признакам.
Объединение предметов, понятий одним словом.
Найти

общие свойства.
Сравнение двух или более предметов.




Узнавание предметов по заданным признакам. Объединение предметов, понятий одним словом. Найти общие свойства.Сравнение двух или более предметов.

Слайд 15ИГРА «УКРАСЬ СЛОВО».
Ведущий предлагает слово (урок, учитель, математика, школа, одноклассники

и т. п.), а играющие отвечают на вопрос «Какой это предмет?», «украшая» его, чтобы было приятно его слышать. Например, урок - весёлый, интересный, познавательный и т. д.

ИГРА «УКРАСЬ СЛОВО».  Ведущий предлагает слово (урок, учитель, математика, школа, одноклассники и т. п.), а играющие

Слайд 16УПРАЖНЕНИЕ «СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Детям показывают две картинки, например, на одной – кошка,

на второй – дерево. Даётся задание придумать такое слово, которое соединит эти слова в вместе (кошка залезла на дерево).
Набор слов:
рыба - река;
цветы – поляна;

УПРАЖНЕНИЕ «СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Детям показывают две картинки, например, на одной – кошка, на второй – дерево. Даётся

Слайд 17УПРАЖНЕНИЕ «А ЧТО ЭТО У ЧЕЛОВЕКА?».
Детям предлагается быстро, не раздумывая продолжить

предложение.
У птицы это крыло – у человека …,
У зверя лапа – у человека …,
У собаки морда - …,
У конфеты фантик - …,
У льва пасть - …, У машины мотор - …,
У рыбы жабры - …, У берёзы сок - …,
У экскаватора ковш - …

УПРАЖНЕНИЕ «А ЧТО ЭТО У ЧЕЛОВЕКА?». Детям предлагается быстро, не раздумывая продолжить предложение.У птицы это крыло –

Слайд 18ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ : «КЕМ БЫЛ?»
Психолог предлагает детям встать

в круг. Он бросает каждому ребёнку мяч и задаёт вопрос: «Кем (чем) был раньше?»:
Цыплёнок – … Корова - …
Дуб - … Рыба - …
Лягушка - … Бабочка - …
Хлеб - … Рубашка - …
Птица - …

ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ : «КЕМ БЫЛ?» Психолог предлагает детям встать в круг. Он бросает каждому

Слайд 19УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Развитие понятийного мышления, пополнение словарного запаса.
Варианты предложений:
1Лимоны кислые, а

сахар…
2Собака лает, а кошка…
4 Из шерсти вяжут, а из ткани…
5 Дрова пилят, а гвозди…
6Самолёт летит, а пароход…

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Развитие понятийного мышления, пополнение словарного запаса.Варианты предложений:1Лимоны кислые, а сахар…  2Собака лает, а

Слайд 20УПРАЖНЕНИЕ «СМЫСЛОВЫЕ РЯДЫ»
Детям  предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее

слово.
Волк – заяц, кошка - …
Быстро – быстрее, медленно - …
Лиса – лисенок, волк -…
Белка – орешки, медведь - …
Человек – дом, крот - …

УПРАЖНЕНИЕ «СМЫСЛОВЫЕ РЯДЫ» Детям  предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.Волк – заяц, кошка -

Слайд 21УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Загадки

Пословицы

Поговорки Ребусы
Кроссворды

Логические задачи
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯЗагадки          ПословицыПоговорки

Слайд 22УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕВЕРНУТЫЕ СЛОВА»
Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами.

Необходимо восстановить нормальный порядок слов.
Пример: маиз – зима.

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕВЕРНУТЫЕ СЛОВА» Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.Пример:

Слайд 23УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ПО КОНСТРУКЦИИ»
Предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с

которыми необходимо подобрать слова.
Составить 6 слов, в которых первые две буквы св, а количество остальных не ограничено. Например: свобода, свирель и т.д.
За 3 мин. написать как можно больше слов, состоящих из 3-х букв.
Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово. Например: фотография – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д.
Добавлять другие буквы воспрещается!

УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ПО КОНСТРУКЦИИ» Предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо подобрать слова.Составить 6

Слайд 24  УПРАЖНЕНИЕ «КТО НАЗОВЕТ БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.
– Что можно

делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

  УПРАЖНЕНИЕ «КТО НАЗОВЕТ БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ» Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.– Что можно делать с цветами? (Рвать,

Слайд 25Анализ трех логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо

признаком. Объяснить ход рассуждений.
елка, береза, сосна;




Анализ трех логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.елка, береза, сосна;

Слайд 26Подобрать слово противоположного значения(антоним).




Подобрать слово противоположного значения(антоним).

Слайд 27К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним.
С каждой парой слов

составить предложение.
Например, умный друг- глупый враг
Составить предложение из набора слов к картинке.



К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.Например, умный друг- глупый враг

Слайд 28ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ
Составление рассказа по картинкам.
Понимание грамматической конструкции предложений.
«Наташа пошла гулять

после того, как полила цветы».- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?



ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙСоставление рассказа по картинкам. Понимание грамматической конструкции предложений.«Наташа пошла гулять после того, как полила цветы».- Что

Слайд 29Логические задачи
- Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал

раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?
Пересказ сюжета.
Сочинение историй в кругу.

Логические задачи- Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже,

Слайд 30ЗАКАНЧИВАЯ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ, УЧЕНИК ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ СМЫСЛ ИЗУЧАЕМЫХ ПОНЯТИЙ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ

РЕЧЬ КАК ИНСТРУМЕНТ МЫШЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИТИЮ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ, СВЯЗНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СВОИХ ИДЕЙ, УМЕНИЕ ДОКАЗАТЬ СВОЮ МЫСЛЬ, БОГАТЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС И ГРАМОТНОСТЬ.
ЗАКАНЧИВАЯ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ, УЧЕНИК ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ СМЫСЛ ИЗУЧАЕМЫХ ПОНЯТИЙ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕЧЬ КАК ИНСТРУМЕНТ МЫШЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Слайд 31ТАК КАК РЕЧЬ АКТИВНО РАЗВИВАЕТСЯ В ОБЩЕНИИ, ТО УМЕСТНО ВКЛЮЧАТЬ В

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ.


ТАК КАК РЕЧЬ АКТИВНО РАЗВИВАЕТСЯ В ОБЩЕНИИ, ТО УМЕСТНО ВКЛЮЧАТЬ В РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ

Слайд 32КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Пресс-конференция»
цель игры –развитие мышления, речи и воображения
Упражнение «Карусель»
- формирование навыков

быстрого реагирования при вступлении в контакты;
- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.


КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ«Пресс-конференция»цель игры –развитие мышления, речи и воображенияУпражнение «Карусель»- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;-

Слайд 33КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Конкурс хвастунов. (Дети сидят в кругу)
Упражнение «Умение слушать и доносить

информацию» (с помощью рисунка или передача услышанного текста)


КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯКонкурс хвастунов. (Дети сидят в кругу)Упражнение «Умение слушать и доносить информацию» (с помощью рисунка или передача

Слайд 34КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение «О чем речь?»
Дети объясняют разными способами значение слова.

Другие отгадывают. Нельзя повторять ранее услышанные способы.
КЛЮЧ
ШЛЯПА

КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнение «О чем речь?»Дети объясняют разными способами значение слова. Другие отгадывают. Нельзя повторять ранее услышанные

Слайд 35УПРАЖНЕНИЕ «БУРИМЕ»
Ход упражнения: «Буриме» (в переводе с французского) означает стихотворение обычно

шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом.

УПРАЖНЕНИЕ «БУРИМЕ» Ход упражнения: «Буриме» (в переводе с французского) означает стихотворение обычно шуточного характера на заранее заданные

Слайд 36УПРАЖНЕНИЕ «БУРИМЕ»
Допустим, стихотворцу задают рифму «тишина – весна». Немного подумав, тот

выдает двустишие:

Вмиг пропала тишина: По земле пошла весна!

Или такое:
Все умолкло. Тишина. Где же ты, скажи, весна?

УПРАЖНЕНИЕ «БУРИМЕ» Допустим, стихотворцу задают рифму «тишина – весна». Немного подумав, тот выдает двустишие:Вмиг пропала тишина: По

Слайд 37УПРАЖНЕНИЕ «БУРИМЕ»
Придумайте собственные буриме на рифмы:

-КРАСКИ – СКАЗКИ;
В ЛЕСУ –

ПРИНЕСУ;
КОЛДУНЫ – НЕ СТРАШНЫ.
УПРАЖНЕНИЕ «БУРИМЕ»Придумайте собственные буриме на рифмы: -КРАСКИ – СКАЗКИ;В ЛЕСУ – ПРИНЕСУ;КОЛДУНЫ – НЕ СТРАШНЫ.

Слайд 38НА ЗАНЯТИЯХ НАРЯДУ С РАЗВИТИЕМ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЕ.
НА ЗАНЯТИЯХ НАРЯДУ С РАЗВИТИЕМ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, ВОСПРИЯТИЯ,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть