Слайд 1ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Слайд 3ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие
его части или характеристики.
Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.
Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.
Слайд 4ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения
предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными.
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.
Слайд 5 МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАННЫ.
ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРОТЕКАЕТ В
СЛОВАХ, ИСПОЛЬЗУЕТ В КАЧЕСТВЕ ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ РЕЧЬ
Слайд 6В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ СИСТЕМА ЯЗЫКА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЭЛЕМЕНТЫ И ПРЕДПИСАННЫЕ
ПРАВИЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТИХ ЭЛЕМЕНТОВ.
Слайд 7В РАЗВИТИИ РЕЧИ ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
работа над словом (лексический уровень);
работа
над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);
работа над связной речью (уровень текста);
произносительная работа – дикция, орфоэпия, выразительность, просодия, исправление произносительных недостатков.
Слайд 8
Антонимы – это слова, противоположные по значению.
Омонимы – это однозвучные слова,
отличные по значению.
Синонимы –это слова близкие по значению.
Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений.
Ключ (гаечный, скрипичный, родник, ключ от замка)
Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются говорящим, а воспроизводятся в готовом виде. Пословицы, поговорки, изречения.
Слайд 9РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПРОХОДИТ КАК МИНИМУМ ДВА
ЭТАПА.
Ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач.
Им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения.
Слайд 10ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
К концу дошкольного детства, т.е. к
возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.
Слайд 11ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Понимание переносного значения употребляемых в художественных
текстах слов и словосочетаний, аллегории, пословицы, метафоры оказывается сначала совершенно недоступным для 7 - 8летнего ребенка.
Слайд 12ОТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ЗАВИСИТ НАСКОЛЬКО
УСПЕШНЫМ БУДЕТ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ, НАСКОЛЬКО ОНИ СМОГУТ ЭФФЕКТИВНЕЕ ВСТУПАТЬ В КОММУНИКАЦИЮ С ОКРУЖАЮЩИМИ ИХ ЛЮДЬМИ.
В СВЯЗИ С ЭТИМ РАСТЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ.
Слайд 13
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Слайд 14
Узнавание предметов по заданным признакам.
Объединение предметов, понятий одним словом.
Найти
общие свойства.
Сравнение двух или более предметов.
Слайд 15ИГРА «УКРАСЬ СЛОВО».
Ведущий предлагает слово (урок, учитель, математика, школа, одноклассники
и т. п.), а играющие отвечают на вопрос «Какой это предмет?», «украшая» его, чтобы было приятно его слышать. Например, урок - весёлый, интересный, познавательный и т. д.
Слайд 16УПРАЖНЕНИЕ «СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Детям показывают две картинки, например, на одной – кошка,
на второй – дерево. Даётся задание придумать такое слово, которое соединит эти слова в вместе (кошка залезла на дерево).
Набор слов:
рыба - река;
цветы – поляна;
Слайд 17УПРАЖНЕНИЕ «А ЧТО ЭТО У ЧЕЛОВЕКА?».
Детям предлагается быстро, не раздумывая продолжить
предложение.
У птицы это крыло – у человека …,
У зверя лапа – у человека …,
У собаки морда - …,
У конфеты фантик - …,
У льва пасть - …, У машины мотор - …,
У рыбы жабры - …, У берёзы сок - …,
У экскаватора ковш - …
Слайд 18ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ : «КЕМ БЫЛ?»
Психолог предлагает детям встать
в круг. Он бросает каждому ребёнку мяч и задаёт вопрос: «Кем (чем) был раньше?»:
Цыплёнок – … Корова - …
Дуб - … Рыба - …
Лягушка - … Бабочка - …
Хлеб - … Рубашка - …
Птица - …
Слайд 19УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Развитие понятийного мышления, пополнение словарного запаса.
Варианты предложений:
1Лимоны кислые, а
сахар…
2Собака лает, а кошка…
4 Из шерсти вяжут, а из ткани…
5 Дрова пилят, а гвозди…
6Самолёт летит, а пароход…
Слайд 20УПРАЖНЕНИЕ «СМЫСЛОВЫЕ РЯДЫ»
Детям предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее
слово.
Волк – заяц, кошка - …
Быстро – быстрее, медленно - …
Лиса – лисенок, волк -…
Белка – орешки, медведь - …
Человек – дом, крот - …
Слайд 21УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Загадки
Пословицы
Поговорки Ребусы
Кроссворды
Логические задачи
Слайд 22УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕВЕРНУТЫЕ СЛОВА»
Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами.
Необходимо восстановить нормальный порядок слов.
Пример: маиз – зима.
Слайд 23УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ПО КОНСТРУКЦИИ»
Предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с
которыми необходимо подобрать слова.
Составить 6 слов, в которых первые две буквы св, а количество остальных не ограничено. Например: свобода, свирель и т.д.
За 3 мин. написать как можно больше слов, состоящих из 3-х букв.
Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово. Например: фотография – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д.
Добавлять другие буквы воспрещается!
Слайд 24
УПРАЖНЕНИЕ «КТО НАЗОВЕТ БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.
– Что можно
делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)
Слайд 25Анализ трех логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо
признаком. Объяснить ход рассуждений.
елка, береза, сосна;
Слайд 26Подобрать слово противоположного значения(антоним).
Слайд 27К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним.
С каждой парой слов
составить предложение.
Например, умный друг- глупый враг
Составить предложение из набора слов к картинке.
Слайд 28ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ
Составление рассказа по картинкам.
Понимание грамматической конструкции предложений.
«Наташа пошла гулять
после того, как полила цветы».- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?
Слайд 29Логические задачи
- Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал
раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?
Пересказ сюжета.
Сочинение историй в кругу.
Слайд 30ЗАКАНЧИВАЯ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ, УЧЕНИК ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ СМЫСЛ ИЗУЧАЕМЫХ ПОНЯТИЙ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ
РЕЧЬ КАК ИНСТРУМЕНТ МЫШЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИТИЮ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ, СВЯЗНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СВОИХ ИДЕЙ, УМЕНИЕ ДОКАЗАТЬ СВОЮ МЫСЛЬ, БОГАТЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС И ГРАМОТНОСТЬ.
Слайд 31ТАК КАК РЕЧЬ АКТИВНО РАЗВИВАЕТСЯ В ОБЩЕНИИ, ТО УМЕСТНО ВКЛЮЧАТЬ В
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ.
Слайд 32КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Пресс-конференция»
цель игры –развитие мышления, речи и воображения
Упражнение «Карусель»
- формирование навыков
быстрого реагирования при вступлении в контакты;
- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
Слайд 33КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Конкурс хвастунов. (Дети сидят в кругу)
Упражнение «Умение слушать и доносить
информацию» (с помощью рисунка или передача услышанного текста)
Слайд 34КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение «О чем речь?»
Дети объясняют разными способами значение слова.
Другие отгадывают. Нельзя повторять ранее услышанные способы.
КЛЮЧ
ШЛЯПА
Слайд 35УПРАЖНЕНИЕ «БУРИМЕ»
Ход упражнения: «Буриме» (в переводе с французского) означает стихотворение обычно
шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом.
Слайд 36УПРАЖНЕНИЕ «БУРИМЕ»
Допустим, стихотворцу задают рифму «тишина – весна». Немного подумав, тот
выдает двустишие:
Вмиг пропала тишина:
По земле пошла весна!
Или такое:
Все умолкло. Тишина.
Где же ты, скажи, весна?
Слайд 37УПРАЖНЕНИЕ «БУРИМЕ»
Придумайте собственные буриме на рифмы:
-КРАСКИ – СКАЗКИ;
В ЛЕСУ –
ПРИНЕСУ;
КОЛДУНЫ – НЕ СТРАШНЫ.
Слайд 38НА ЗАНЯТИЯХ НАРЯДУ С РАЗВИТИЕМ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЕ.