Слайд 1Игровые технологии в воспитательном процессе
в интернате коррекционной школы
Абдуллина Светлана
Александровна,
воспитатель КШИ № 59 г.Уфы
Слайд 2Игра - путь детей к познанию мира,
в котором они живут
и
который призваны изменить.
А. М.Горький
Слайд 3
Психолог Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что дети с дефектом
могут достигнуть то же, что и нормальные, но «иным способом, на ином пути, иными средствами». И ещё «Для развития высших функций внимания и мышления умственно отсталого ребёнка должно быть создано нечто, напоминающее шрифт Брайля для слепого или дактилологию для глухонемого, т.е. систему обходных путей культурного развития там, где
прямые пути оказываются отрезанными вследствие его природного недостатка».
Слайд 4Цель игры –
помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным
и интересным
для воспитанников.
Слайд 5«Только, то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведёт его за собой»,
а не служит просто обогащению ребёнка новыми сведениями, легко входящими в его сознание».
Л.С.Выготский
Слайд 6Игровые технологии
-тренируют память;
-помогают воспитанникам выработать речевые умения и навыки;
-стимулируют умственную
деятельность воспитанников;
-развивают внимание и познавательный интерес к занятиям;
-способствуют усилению работоспособности всех воспитанников;
-помогают повысить эффективность коррекционной работы;
-способствуют социализации воспитанников, раскрепощают;
Слайд 7Игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В
то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок.
Слайд 8С. П. Рубинштейн подчёркивает, что «...ребёнок, играя ту или иную роль,
не просто переносится в чужую личность; входя в роль, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность».
Слайд 9Функции игры
развивающая
занимательная
терапевтическая
коррекционная
обучающая
коммуникативная
Слайд 10В своей работе определяю цели:
1. развитие познавательных процессов воспитанников (внимания, восприятия,
воображения, мышления, памяти);
2. коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников;
3. овладение воспитанниками здоровьесберегающими технологиями;
4. формирование коммуникативных навыков и социальная адаптация.
Слайд 11Поставленные задачи :
-корригировать внимание
-коррекция и развитие памяти
-коррекция и развитие
зрительного восприятия, слухового восприятия, тактильного восприятия;
-коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук
-коррекция и развитие мыслительной деятельности
-коррекция и развитие личностных качеств , эмоционально-волевой сферы
-воспитывать умение работать в паре, в команде;
-воспитывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию;
-воспитывать самостоятельность;
-воспитывать нравственные качества.
Слайд 12Обязательно соблюдение следующих условий:
-соответствие игры учебно-воспитательным целям занятий;
-доступность для воспитанников данного
возраста;
-умеренность в использовании игр на занятиях
Слайд 13Виды игр
Дидактическая
игра
Терапевтическая
игра
Слайд 14Методика проведения игр:
-Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных
пособий.
-При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности обучающихся с интеллектуальными недостатками детей.
-Обязательное условие - игра не должна выпадать из общих целей занятий, содействовать их реализации.
-Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств - выявление победителя.
-Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.
Слайд 15Дидактическая
игра
реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения и воспитания
Слайд 16Терапевтическая
игра
В ходе проведения игры становится возможным:
выявление скрытых страхов ребенка;
помочь ребенку
снять накопившееся напряжение;
уменьшить проявления аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми;
научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.
Слайд 17К терапевтическим играм относятся:
психогимнастика, релаксация,
гимнастика для пальцев рук, самомассаж,
гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутки, логопедические минутки, артикуляционная гимнастика.
Слайд 18Эммануил Кант говорил:
«Рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Слайд 19Сюжетно-ролевые игры:
-придают общению коммуникативную направленность, -создают условия реального общения;
-формируют социокультурную компетенцию;
-развивают
языковую компетенцию воспитанников;
-позволяют раскрыть личностный потенциал каждого воспитанника, развивают его положительные качества;
-помогают успешной социализации воспитанников
являются важным компонентом в воспитательном процессе с точки зрения здоровьесбережения.
-сюжетно - ролевые игры не требуют специальной подготовки и сложного оформления
Слайд 20Вывод:
игры необходимы на процессах воспитания, их надо использовать на разных
этапах занятий, включать в них разные виды деятельности. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определённым темам, для более эффективного их использования.