Слайд 1Педагог-психолог Петрова Т. Е.
МБОУ «Саранпаульская СОШ»
«Формы и методы работы с детьми
«группы риска»
Слайд 2Детство, как почва, в которую падают семена.
Они крохотные, их не видно,
но они есть.
Потом они начинают прорастать…
Некоторые становятся чистыми
и яркими цветами,
некоторые – хлебными колосьями,
некоторые - злым чертополохом.
В. Солоухин
«Камешки на ладони»
Слайд 3Девиантное поведение –
это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных
социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Слайд 4Выделяют три формы девиантного поведения:
Антисоциальное поведение
Асоциальное поведение
Аутодеструктивное поведение
Слайд 5Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку
и благополучию окружающих.
- Какие поступки являются антисоциальными?
Насилие над младшими и слабыми сверстниками, животными;
Воровство;
Мелкое хулиганство;
Вандализм;
Порча чужого имущества;
Торговля наркотиками.
Слайд 6 Асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе,
угрожающее благополучию межличностных отношений.
Какие поступки являются асоциальными?
Побеги из дома;
Систематические пропуски в школе;
Агрессивное поведение;
Ложь;
Настенные надписи и рисунки непристойного характера;
Ненормативная лексика.
Слайд 7Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее
целостности и развитию личности:
Какие поступки являются аутодеструктивными?
Курение;
Токсикомания;
Наркомания;
Вскрытие вен;
Алкоголизм;
Суицид;
Беспорядочные половые связи.
Слайд 8- Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся
потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители?
Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся.
Как достигается такой результат?
Слайд 9Когда ребенка не замечают в семье … .
Когда ребенка не принимают
сверстники… .
Когда ребенка не понимают учителя … .
Когда он перестает верить в себя… .
Когда он становится никому не нужен,…что происходит с его душой?
Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.
Слайд 10- Какие факторы риска подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение.
Семья
Наследственность
Проблемы в
подростковом возрасте
Отсутствие прочных социальных связей.
Слайд 11Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов.
Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников.
Слайд 12Отсюда возникает:
- Конфликтное отвержение со стороны сверстников;
- Вымогательства денег, давление, шантаж;
-
Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания, унижения;
- Принуждение совершать поступки против воли.
Слайд 13Но для того, чтобы «воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно
познать во всех отношениях» - так говорил в свое время К.Д.Ушинский.
Какова же роль педагогов и родителей в профилактической работе?
Профилактика заключается не в избежание конфликтных ситуаций – это невозможно,
а в создании такого психологического климата, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным.
Нужно очень хорошо разбираться, что именно травмирует ребенка.
Слайд 14Итак,
что должны знать взрослые
о работе с такими детьми?
МЫ должны знать:
Формы
отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений;
Факторы риска, формирующие девиантное поведение;
Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние.
Слайд 15 Основные направления работы с
девиантными детьми:
Нарушения в обучении:
Оказание учителями индивидуальной методической
помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.
В первую очередь мы используем диагностику, наблюдения, беседы , чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом опять же с помощью учителей оказываем ребенку реальную помощь. В то же время мы наблюдаем за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи и заносим наблюдения в журнал наблюдений.
Слайд 16Нарушения в поведении:
Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком.
При
нарушениях в поведении каждый раз мы должны побеседовать как с ребенком, так и с родителем по поводу совершенного поступка, и вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий.
Слайд 17Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения:
Чтобы показать ребенку настоящие
поступки, которые ценятся в обществе, чтобы закрепить их и сделать нормой поведения, необходимы часы общения, беседы и практикумы. Особенно помогают осознать свои проблемы в поведении ролевые игры.
Но чтобы нормальное поведение вошло в привычку, такие мероприятия должны быть систематичны и каждый раз отрефлексированы вместе с ребенком.
Слайд 18Создание комфортных условий ребенку в коллективе:
Использовать индивидуальные и групповые беседы
с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны.
Слайд 19Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе,
волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха.
Это может быть включение ребенка в КТД, школьное самоуправление, кружки доп. образования и др.
Слайд 20В работе с такими детьми желательно взаимодействие с другими структурами социума
– психологом, соц. педагогом, участковым, инспектором по делам несовершеннолетних, представителями церкви и т.д.
Слайд 21Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для
коррекции поведения,
необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет привести в систему работу с детьми
такой категории .
Слайд 22Алгоритм действий:
- Групповое изучение класса (выявить детей с отклоняющимся поведением
с помощью наблюдения, анкетирования, беседы диагностировать наличие отклоняющегося поведения ребенка);
- Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты;
- Анализ полученных данных;
- Выявление причин отклонений;
- Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);
- Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса;
- Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия;
- Анализ динамики развития. Корректировка плана работы с детьми.