Слайд 1Формирование универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
Подготовила :Потапова
Наталья Вячеславовна
учитель начальных классов
ГОУ РК «С(К)Ш №42» г.Воркуты
Слайд 2«Ребёнок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто
силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдёт за наставником искать эти самые знания и овладевать ими».
Шалва Амонашвили
Слайд 3«Великая цель образования - это не знания, а действия».
Герберт Спенсер
Слайд 4Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования-от цели
усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности обучающегося.
Слайд 5Актуальность формирования УУД обусловлена
Новыми социальными запросами, отражающими трансформацию России из индустриального
в постиндустриальное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале.
Требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании.
Социальными запросами, определяющими цели образования, как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся и обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Слайд 6Универсальные учебные действия (УУД)-
совокупность способов действия учащегося (а так же связанных
с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 7Функции УУД
Обеспечение возможностей детей самостоятельно учиться
(ставить учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы достижения);
Контролировать и оценивать процесс и результаты своего учения;
Создание условий для развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности, высокой социальной и профессиональной мобильности;
Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков.
Формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Слайд 9Личностные УУД
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Слайд 10Рекомендации по развитию личностных УУД
Помните, что каждый ребёнок индивидуален. Помогайте найти
в нём его индивидуальные личностные особенности;
В жизни ребёнка, в каком бы возрасте он не был, взрослый-это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные позитивные личные качества и умения;
Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики;
Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а педагог.
Слайд 11Примерные виды заданий для формирования личностных УУД
Участие в проектах
Подведение итогов урока
Творческие
задания
Самооценка событий, происшествий
Дневники достижений
Слайд 12Регулятивные УУД
обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование,
контроль в форме сличения действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция).
Слайд 13Рекомендации по развитию регулятивных УУД
Научите ребёнка контролировать свою речь при выражении
своей точки зрения по заданной тематике;
Научите ребёнка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу;
Помогите ребёнку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Слайд 14Примерные виды заданий для формирования регулятивных УУД
«Преднамеренные ошибки»
Поиск информации в предложенных
источниках
Взаимоконтроль
«ищу ошибки»
Контрольный опрос на определённую проблему
Слайд 15Познавательные УУД
обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный
поиск, обработку и использование информации.
Слайд 16Рекомендации по развитию познавательных УУД
Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал
по вашему предмету, научите их мыслить системно;
Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться;
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребёнка применять свои знания;
Творческое мышление развивается всесторонним анализом проблем. Познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задания;.
Слайд 17Примерные виды заданий для формирования познавательных УУД
«Найди отличия»
«На что похоже?»
Поиск лишнего
Лабиринты
Составление
схем-опор
Работа со словарями
Работа с разными видами таблиц
Слайд 18Коммуникативные УУД
обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность
в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. Обеспечивают:
- социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей;
- участие в коллективном обсуждении проблем;
- интегрирование в группу сверстников;
- продуктивное взаимодействие;
- сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Слайд 19Рекомендации по развитию коммуникативных УУД
Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время
его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы;
Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала;
Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала;
Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы;
Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять;
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Слайд 20Примерные виды заданий для формирования коммуникативных УУД
Составь задание партнёру
Отзыв на работу
товарища
Групповая работа п составлению кроссворда
«Подготовь рассказ ….»
Диалоговое слушание
Слайд 21Основные направления внеурочной деятельности:
Спортивно-оздоровительная деятельность
Художественно-эстетическая деятельность
Военно-патриотическая деятельность
Общественно-полезная деятельность
Проектная деятельность
Слайд 22Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего
на :
апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС;
осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
умение давать оценку своим действиям;
ориентацию в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);
умение выражать собственное мнение и т. д.
Слайд 23Формирование универсальных учебных действий - неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной
деятельности. Главное в работе учителя - найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.