Слайд 1Формирование познавательных универсальных
учебных действий
в начальной школе
Презентацию подготовила
Педагог – психолог
МБОУ «СОШ№7» г.Сафоново
Смоленской области
Самусенко Светлана Геннадьевна
Слайд 2Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные
Логические
Действия постановки и решения
проблем
Слайд 3Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение
необходимой информации;
знаково-символическое моделирование;
умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации.
Слайд 4Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера.
Слайд 5Логические учебные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков
(существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 6Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий:
соответствие возрастным психологическим нормативным требованиям;
сформированность учебной
деятельности у учащихся(уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельности учащихся.
Слайд 7Общеучебные универсальные действия
Слайд 10Способы диагностики:
Наблюдение
Опрос
Контрольные задания
Слайд 14 Способы диагностики:
«Найди отличия» – сравнение картинок (1класс).
«Выделение существенных признаков» (2класс).
«Логические
закономерности» (3класс).
«Исследование словесно – логического мышления» (4класс).
Слайд 15«Найди отличия» – сравнение картинок
Слайд 16«Выделение существенных признаков»
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
Река (берег, рыба, рыболов,
тина, вода).
Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
Газета (правда, приложение, бумага, редактор).
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
Слайд 17«Логические закономерности»
1) 2, 3, 4, 5, 6, 7;
6) 29, 28, 26, 23, 19, 14;
2) 6, 9, 12, 15, 18, 21; 7) 16, 8, 4, 2, 1, 0, 5;
3) 1, 2, 4, 8, 16, 32; 8) 1, 4, 9, 16, 25, 36;
4) 4, 5, 8, 9, 12, 13; 9) 21, 18, 16, 15, 12, 10;
5) 19, 16, 14, 11, 9, 6; 10) 3, 6, 8, 16, 18, 36.
Слайд 18Умозаключение по аналогии
1. Огурец - Овощ
Гвоздика - ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля)
2. Огород - Морковь
Сад - ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка)
3. Учитель - Ученик
Врач - ? (Очки, больница, палата, больной, лекарство)
4. Цветок - Ваза
Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост)
5. Перчатка - Рука
Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка)
6. Темный - Светлый
Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный)
7. Часы - Время
Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач)
8. Машина - Мотор
Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег)
9. Стол - Скатерть
Пол - ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди)
10. Стул - Деревянный
Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная)
Слайд 22 Способы диагностики:
Задания проблемно – поискового характера.
Самостоятельные и практические работы.
Творческие задания.
Создание
проектов.
Слайд 23 Практическая деятельность по формированию познавательных УУД
Младший
школьный возраст – это период интенсивного развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия).
У детей, поступающих в 1 класс, познавательные процессы уже довольно развиты, но имеют некоторые особенности, которые необходимо учитывать при организации занятий.
Слайд 24 Диагностический инструментарий
Предварительная диагностика ( Л.А. Ясюкова «Методика определения готовности
к школе»)
Стартовая диагностика
Диагностика первоклассников (начало уч. года)
( МЭДИС – А)
Диагностика первоклассников (конец уч. года)
( МЭДИС – В)
Слайд 26 Развивающие занятия (РПС)
О.А.Холодова «Юным умникам и
умницам»: Задания по развитию познавательных способностей (для 1-4 кл.).
Данные пособия представляют систему заданий по развитию познавательных способностей (РПС) детей и помогают им освоить программу 1-4-х классов общеобразовательной школы.
Слайд 27 Внеурочная деятельность
«Азбука общения»( кружок в1 классе)
Курс «Азбука общения» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Слайд 28 Внеурочная деятельность
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач (для развития логического,
абстрактного мышления, творческого воображения, наблюдательности, внимания в форме занятий, игр, упражнений)
Программа Effecton.Studio (150 тестов, заданий, игр, упражнений для развития познавательных способностей)
Слайд 32 Стань творцом и тогда каждый новый шаг
в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребенка.