Слайд 1Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях
инклюзивной образовательной среды
Создала: педагог-психолог Дворецкая Е.А.
ГКОУ «Вохомская школа-интернат».
Слайд 2Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности
контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников. Наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблему усугубляет тот факт, что взрослые иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии нашего учреждения по отношению к детям с ОВЗ является формирование толерантности.
Слайд 3Задачи:
Способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в
нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.
Воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 4Можно выделить восемь принципов толерантного отношения к детям с ОВЗ:
1. Ценность
каждого человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 5КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»
Жила-была на свете семья. Она
была не простая.
Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров не было.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.
Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Слайд 6– Действительно, с точки зрения происхождения, понятие “толерантность” образовано от латинского
глагола “tolerare”, что означает дословно “переносить” – это, прежде всего, терпимость, признание и принятие достоинств и недостатков других людей.
Слайд 8Направления формирования толерантности:
1.Позитивное отношение к людям с ОВЗ, разной национальности и
вероисповедания.
2.Обучение детей общению со сверстниками и взрослыми, а также способам разрешения конфликтов.
3.Развитие толерантного самосознания (личностного и профессионального) у родителей и специалистов.
Слайд 9Формы проведения:
неделя толерантности,
психологические акции;
тренинги и игровые занятия;
выставка коллажей, плакатов;
информационные стенды;
психологический забор;
анкетирование.
Слайд 10Методические приёмы:
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального
общения: «Изобрази и угадай эмоцию»
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», « «Если бы», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств и желаний других людей: «Избушка на курьих ножках»
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Подойди ко мне»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек».
Слайд 112. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций, направленных на практическое применение
навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам).
3. Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».
Слайд 12
Одна из главных задач в работе по теме «Толерантность» - сделать
это понятие близким и ясным для каждого ребенка. Она решается через ознакомление учащихся не только с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина. Для этого на занятиях в форме тренинга, кроме специальной лекции, используется групповой «мозговой штурм» по выработке определений толерантности в группе, формулированию общего, итогового определения. Это определение сравнивается с уже существующими.
Слайд 13
Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других.
Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроение обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого. На занятиях с учащимися этой проблеме я уделяю особое внимание.
Слайд 14
Занятия с детьми провожу в форме тренинга продолжительностью 40-50 мин. Каждое
занятие состоит из трех частей:
Энергизаторы: упражнения, способствующие активизации участников, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности.
Основное содержание занятия: включает в себя мини-лекции, игры «Мозговой штурм» и задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.
Рефлексия.В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. Кроме того, на любом занятии можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, например:
- Что вы сейчас чувствуете?
- Какими мыслями вы хотели бы поделиться?
- Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Что показалось вам наиболее интересным, неожиданным?
Слайд 16В рамках традиционной для психологов формы работы с "забором" мы разрешили
рисовать и писать жителям школы что угодно, но в рамках заданной "Днем толерантности" темы. В течение нескольких перемен невольно удалось собрать рейтинг самых любимых учителей, предметов и дружных классов. Первая перемена.
Слайд 17Вторая и третья перемена. Восторгу учащихся не было предела. В течение
нескольких дней угол коридора привлекал всю школу, дети записали все обои комплиментами друг к другу и педагогам школы. Психологическая акция «День комплиментов» и Забор «Рисуем радость общения, дарим, друг другу комплименты», требовала явного продолжения. Старшеклассники приклеили листочки с комплиментами на всех кабинетах школы, общежития, гаража, столовой, т.е комплименты были подарены всему коллективу школы-интерната.
Слайд 18В течение недели были оформлены очень красивые, содержательные газеты на тему
«Толерантность-это».
Очень интересные выводы были сделаны после проведения анкетирования в 10-11-х классах по анкете «Толерантность».
Слайд 19В каждом классе были проведены занятия, тренинги о толерантности. На этих
занятиях учащиеся были познакомлены с актуальностью проблемы толерантного отношения в обществе, было позволено каждому в образной форме представить свое понимание "толерантности".
Слайд 20Игровое занятие «Планета толерантности» в 6 классе
Слайд 21Игровое занятие в 4-м классе по сказке"Звездная страна», о том, что
все мы разные. У каждого свое тело, своя форма, а чем мы наполним эту форму любовью или нелюбовью к себе и окружающим зависит от каждого из нас.
Слайд 22
Эта неделя позволила в короткие сроки ощутить огромный эффект воздействия доброго
слова и улыбки на душу каждого человека. Мероприятие затевалось и проводилось на определенной площадке, но часто находило отклик в самых отдаленных уголках, что создало особую уютную доверительную атмосферу в школе. Мудрец был прав. Любовь, прощение, терпение есть основа жизни всякой хорошей семьи, в том числе и школьной.
Слайд 23
Специалисты, работающие в детском учреждении должны уметь общаться с любыми детьми.
Поэтому я провожу тренинги на развитие правильного эффективного общения, развития умения оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения, знать принципы и методы общения и, конечно же, формировать толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 24В рамках работы региональной стажировочной площадки.
Обучающий тренинг для педагогов
«Невербальное
и вербальное сопровождение в педагогическом процессе»
Слайд 25В рамках работы региональной стажировочной площадки.
Обучающий тренинг для педагогов
«Формирование
толерантности к детям с ОВЗ»
Слайд 26Психологический тренинг для педагогов
«Роль психологической установки в жизни человека»
Слайд 27Психологический тренинг для педагогов «В роли ребёнка с ОВЗ»
Слайд 28Наша школа, каждый класс - это маленькая семья. И хочется, чтобы
в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание!