Презентация, доклад на тему Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ

Содержание

МБОУ Школа № 105 Куйбышевского района г.о Самара осуществляет образовательную интеграцию детей с ОВЗ и детей с особенностями психофизического развития. Поэтому мы работаем над решением следующих задач:создание безбарьерной, пространственной среды, включающей свободный доступ как в учреждение

Слайд 1Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой саморегуляции у школьников с ОВЗ с

использованием здоровьесберегающих технологий «Шаг за шагом»
Коррекционно-развивающая программа по развитию  эмоционально-волевой саморегуляции у школьников с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий «Шаг за

Слайд 2МБОУ Школа № 105 Куйбышевского района г.о Самара
осуществляет образовательную интеграцию

детей с ОВЗ
и детей с особенностями психофизического развития. Поэтому мы работаем над решением следующих задач:

создание безбарьерной, пространственной среды, включающей свободный доступ как в учреждение образования, так и в его помещения;
создание доступного развивающего пространства;
пропаганда инклюзивных процессов в образовании;
воспитание культуры толерантного отношения к учащимся с особенностями психофизического развития в социуме школы как фактора, способствующего повышению качества процесса и результата образовательной интеграции.
МБОУ Школа № 105 Куйбышевского района г.о Самара осуществляет образовательную интеграцию детей с ОВЗ и детей с

Слайд 3Актуальность:
Детям с ОВЗ и ОПФР прису­щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность.

Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая на­полняемость класса (23-25 человек). Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуж­дения и формированию эмоцио­нальной культуры детей.
В процессе совместного обуче­ния актуальны положительные вза­имоотношения не только между учи­телем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время.

Актуальность:Детям с ОВЗ и ОПФР прису­щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая

Слайд 4формы, методы и приемы:
Демонстрация здоровым детям сильных сторон и положительных качеств

личности особого ребенка (трудолюбие, старательность).
Создание ситуаций успеха, стимулирующих данную категорию детей к самостоятельности. Педагогу необходимо отмечать и положи­тельно оценивать даже незначительные успехи и достижения ребенка
Демонстрация достижений взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью в профессиональной деятельности и самостоятель­ной жизни (овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи; ориентируются в социальных отношениях и взаимодействуют с другими людьми).
Оказание помощи особым детям со стороны здоровых сверстников (поддерживать в порядке рабочее место, выполнять общественные поручения).

Обзор популярной литературы, фильмов, мультфильмов содержание которых формирует систему отношений к данной категории детей.

формы, методы и приемы:Демонстрация здоровым детям сильных сторон и положительных качеств личности особого ребенка (трудолюбие, старательность). Создание

Слайд 5Материально технические условия

Зал для занятий;
спортивный инвентарь для развития крупной моторики;
коврики

для выполнения статических упражнений и проведения сеанса психофизической релаксации (в положении лежа);
аудио и видеоаппаратура; доска SMART
средства для изобразительной деятельности.
Материально технические условияЗал для занятий; спортивный инвентарь для развития крупной моторики;коврики для выполнения статических упражнений и проведения

Слайд 7 Характеристика группы:
В группе 12 учащихся детей с ОВЗ 5-8

классов МБОУ СОШ №105. Дети имеют статус ОВЗ, речевую патологию, особенности психоэмоционального развития, ЗПР, инвалидности –нет.
По результатам психологического обследования школьники имеют:
низкие познавательные способности, чрезмерную утомляемость, нарушения поведения и общения, изменение эмоционально-волевой сферы, отсутствие умения организовать целенаправленную деятельность.
Группа открытая. Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества.

Характеристика группы:В группе 12 учащихся детей с ОВЗ 5-8 классов МБОУ СОШ №105. Дети имеют

Слайд 8Программа рассчитана на учащихся 5-8- х классов. Группа может быть сформирована

из учеников разного возраста. Участники программы могут иметь разную степень ограничения возможностей здоровья, могут быть как мотивированными, так и слабо мотивироваными. Уровень физической подготовки-любой. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Продолжительность курса. Состоит из 30 занятий, которые проводятся 2 раз в неделю.
Продолжительность занятий. 45–60 минут в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.
Условия проведения. Оптимальное количество детей в группе — 4–16 человек. Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников «обратной связи».

Программа рассчитана на учащихся 5-8- х классов. Группа может быть сформирована из учеников разного возраста. Участники программы

Слайд 9 Цель: Содействовать развитию эмоциональной сферы личности, укреплению здоровья и

социальной адаптации детям с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
1.Содействовать накоплению положительного эмоционального опыта.
2.Формировать адекватную самооценку.
3.Способствовать развитию когнитивных способностей ребёнка.
4.Развивать навыки межличностного взаимодействия с окружающими.
5.Развивать произвольную регуляцию поведения.
6.Повысить физическую активность.
Данная программа позволяет школьникам в доброжелательной обстановке улучшить психологическое и физическое здоровье. Способствует преодолению барьеров в общении, снижению психического напряжения.

Цель: Содействовать развитию эмоциональной сферы личности, укреплению здоровья и социальной адаптации детям  с ограниченными

Слайд 10 Ожидаемый результат.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях

по развитию эмоционально-волевой саморегуляции с использованием здоровьесберегащих технологий, обучающиеся должны:
Знать:
Основы ЗОЖ, основные эмоции, чувства и приемлемые способы их выражения, приемы эмоциональной саморегуляции и снижения нервно-мышечного напряжения.
Уметь:
адекватно выражать своё эмоциональное состояние,
понимать эмоциональное состояние другого человека
проявлять саморегуляцию в общении и деятельности.  
длительное время удерживать внимание
быстро переключаться с одного вида действий на другой
регулировать свою деятельность.


В результате работы - повышение активности и самостоятельности у учащихся; коррекция самооценки, улучшение показателей внимания и памяти, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.


Ожидаемый результат. В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию  эмоционально-волевой саморегуляции с

Слайд 11Структура занятия:
Каждое занятие включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку,

основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.
1 этап: Разминка- настрой детей на активную работу и контакт друг с другом. На этом этапе выполняются игры на внимание и подвижная игра.
2 этап: Психомышечная тренировка.
Задача: работа с мышечными ощущениями. Работа с использованием спортивного инвентаря и на тренажерах. Здесь необходимо соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений:
напряженных и расслабленных;
резких и плавных;
частых и медленных;
вращений тела и прыжков;
свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами,

Структура занятия:Каждое занятие включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного

Слайд 133 этап: Эмоции. Психогимнастика.
Задача: работа над воспроизведением чужих эмоций, умением фиксировать

внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций.
4 этап: Общение
Задача: тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга. Это могут быть эмоциональные контакты посредством пантомимы, обмена ролями партнёров
5 этап: Поведение
Задача: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции. Ей отвечает сюжетное и психологическое содержание упражнений, взятое из бытовых ситуаций и конфликтов: ссоры, стеснительность, переживание наказания, обиды и т. д.
6 этап: Саморегуляция. Релаксация
Задача: снятие психоэмоционального напряжения, закрепление положительного настроения, приведение в равновесие эмоционального состояния, улучшение самочувствия. Обычно это или релаксационный комплекс или гимнастика, самомассаж, аутотренинг, дыхательная гимнастика, арттерапия, цветотерапия.

3 этап: Эмоции. Психогимнастика.Задача: работа над воспроизведением чужих эмоций, умением фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как

Слайд 19Преимущество взаимодействия детей «нормы» и детей с ОВЗ
Преимущества социального характера:
развитие самостоятельности

всех детей через предоставление помощи;
обогащение социального (коммуникативного, нравственного) опыта детей;
развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие;
Преимущества психологического характера
исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;
Преимущества медицинского характера:
подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;
исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
Преимущества педагогического характера:
рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)
активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации.

Преимущество взаимодействия детей «нормы» и детей с ОВЗПреимущества социального характера:развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;обогащение социального

Слайд 20Преимущество взаимодействия детей «нормы» и детей с ОВЗ

Преимущество взаимодействия детей «нормы» и детей с ОВЗ

Слайд 21Мероприятия :
Выставка рисунков «Мир глазами ребенка»
Спортивные праздники
Экскурсии
Музыкальный калейдоскоп «Минута славы»
Индивидуальные консультации

родителей по социально-правовой поддержке детей с ОВЗ, вопросам их воспитания и обучения.
Индивидуальное консультирование учителей, выступления на родительских собраниях, подготовка памяток для классных руководителей.

Праздничные концерты, выставки, спортивные праздники дают возможность учащимся с ОПФР показать себя наравне с другими ребятами.
Мероприятия : Выставка рисунков «Мир глазами ребенка»Спортивные праздникиЭкскурсииМузыкальный калейдоскоп «Минута славы»Индивидуальные консультации родителей по социально-правовой поддержке детей

Слайд 22 Оценка эффективности коррекционной программы:
На протяжении всего учебного года осуществляется контроль

за развитием обучающихся. В начале и в конце учебного года проводятся диагностические процедуры:
Исследование самооценки с помощью методики Дембо - Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена позволяет измерять как общий уровень социального интеллекта, так и частные способности к пониманию поведения (способности предвидеть последствия поведения, адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию поведения, понимать логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия).
Методика "Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)". Опросник направлен на оценку самочувствия, активности и настроения.
Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина (теппинг-тест).
Корректурная проба (тест Бурдона) для оценки объема, концентрации и устойчивости внимания.
Для исследования памяти использовались:
тест Чередниковой Т.В. «9 геометрических фигур»
методика В. Истоминой «25 картинок». 
Анкетирование.

Оценка эффективности коррекционной программы:На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием обучающихся. В начале и

Слайд 23Дети научились анализировать собственные эмоции и поведение.
Дети научились выбирать наиболее эффективные стратегии эмоционального

реагирования.
Дети научились выражать собственные чувства и понимать чувства других.
Дети усвоили эффективные способы регуляций эмоций и выражения негативных эмоций социально приемлемыми способами.
Таким образом, групповые занятия являются эффективным способом развития произвольной эмоциональной саморегуляции школьников.

Дети научились анализировать собственные эмоции и поведение.Дети научились выбирать наиболее эффективные стратегии эмоционального реагирования.Дети научились выражать собственные чувства и

Слайд 24Нормативные документы
Письмо МОиН РФ 11.03.2016 Методические материалы ВК-452_07 от 11.03.2016.
Письмо Минобрнауки

России от 16.02.2015 №ВК-333/07 "Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ(план действий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ)"
Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

Нормативные документыПисьмо МОиН РФ 11.03.2016 Методические материалы ВК-452_07 от 11.03.2016.Письмо Минобрнауки России от 16.02.2015 №ВК-333/07

Слайд 25Список литературы, использованной при разработке программы:

Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными

детьми // Активные методы в работе школьного психолога. - Киров: Эниом, 1991.
Фоминова А.н. Диагностическая программа по изучению эмоционального состояния и особенностей индивидуальной саморегуляции учащихся младших классов.- Н. Новгород, 2003.
Азарова Т. В., Барчук О. И., Беглова Т. В., Битянова М. Р., Королева Е. Г., Пяткова О. М.; под редакцией М. Р. Битяновой. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками
И. И. Мамайчук Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии СПб.: Речь, 2006.
программа формирования эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы Н.П.Слободяник “Шаг навстречу” (2004);
эмоциональное развитие детей И.О.Карелина (2006);
М.И Чистякова “Психогимнастика” (1990);
эмоционально развивающие игры сборник Т.Л. Шишовой “Застенчивый невидимка”(1997).
Лабиринт души. Терапевтический сказки. Под редакцией О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева
Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). Генезис, М., 2005.







Список литературы, использованной при разработке программы:Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе

Слайд 26Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть