Презентация, доклад на тему Формирование связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, по меткому выражению Ф.А.Сохина, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава,

Слайд 1Формирование связной речи у детей дошкольного возраста.
Учитель-логопед:
Мырова Е. С.

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста.Учитель-логопед:Мырова Е. С.

Слайд 2Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников.

Связная речь, по меткому выражению Ф.А.Сохина, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.
В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учиться мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф.А.Сохин).
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.
Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, по меткому выражению Ф.А.Сохина,

Слайд 3Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для

общения. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого дети должны овладеть целым рядом умений:
умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба)

умение беседовать на различные темы,

умение говорить спокойно,
с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

владение разнообразными формулами
речевого этикета,

умение использовать мимику и жесты,

умение общаться в паре,

группе из 3 -5 человек, в коллективе.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Основная цель развития диалогической речи

Слайд 4Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Монологическая речь по

данным психологов начинает формироваться у дошкольников в 5-летнем возрасте. Именно с этого момента необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей монологическим формам речи, среди которых различают пересказ и рассказ.
Пересказ – это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения.
Пересказ является более простой формой монологической речи по отношению к рассказу.
Пересказ – это связное изложение прослушанного ребенком
художественного произведения.
Рассказ – это самостоятельное описание какого-либо
факта, явления или события.


Существуют разные виды пересказа:
- подробный или близкий к тексту;
- краткий или сжатый;
- выборочный;
- с перестройкой текста;
- с творческими дополнениями.

Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Монологическая речь по данным психологов начинает формироваться у дошкольников

Слайд 5Требования к пересказам детей
1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста.
2. Полнота передачи

произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.
3. Последовательность и связность пересказа.
4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.
6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
Алгоритм проведения ООД по формированию у детей навыков пересказа
1. Вводная часть. Ее цель заключается в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, что может достигаться путем вступительной беседы, показа картинки, напоминания наблюдения, загадки.
2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщается его название, жанр, автор.
3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.
4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
5. Пересказы детей.
6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, плоскостного, пальчикового театров, игр-драматизаций детей.
Требования к пересказам детей1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста.2. Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих

Слайд 6 В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:
1) по игрушкам

и предметам; 2) по картине; 3) из опыта; 4) творческие рассказы.

1 Приемы обучения детей рассказыванию по игрушкам и предметам

- образец рассказа

- совместное рассказывание.

- план рассказа

- моделирование

- коллективный разбор плана.

анализ образца рассказа

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:1) по игрушкам и предметам; 2) по картине; 3)

Слайд 7Повысить интерес к описательному рассказу помогают следующие приемы:

Повысить интерес к описательному рассказу помогают следующие приемы:

Слайд 8Методика обучения описанию картин. Рассказ по картине – это разновидность рассказа

по восприятию. Но он сложнее предыдущего, так как при рассматривании картины ребенок вместо реального предмета или группы предметов, воспринимает зрительно отраженный образ предмета или сюжета.
Методика обучения описанию картин. Рассказ по картине – это разновидность рассказа по восприятию. Но он сложнее предыдущего,

Слайд 93 Обучение детей рассказыванию по памяти (из опыта)
Различают два вида рассказов

из опыта:
- рассказы из личного опыта («Как я помогаю маме дома», «Как я учился кататься на велосипеде» и т. п.;
- рассказы из коллективного опыта («Как мы веселились у Новогодней елки», «О нашей экскурсии в детскую библиотеку», «О нашем кролике Яшке», «О смешном случае» и др.).
3 Обучение детей рассказыванию по памяти (из опыта)Различают два вида рассказов из опыта: - рассказы из личного

Слайд 104 Обучение рассказыванию по воображению.


Особенностью творческого рассказывания является преобразование имеющегося опыта

на материале воображения.
4 Обучение рассказыванию по воображению.Особенностью творческого рассказывания является преобразование имеющегося опыта на материале воображения.

Слайд 11Существует множество классических и нетрадиционных методов и приемов развития связной речи

дошкольников

Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей среды, наряду с традиционными методиками можно в работе с дошкольниками использовать  и инновационные комбинированные методы. Такие как:
-Мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника способствует развитию ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, связной речи, мелкой моторики рук.
-Дошкольное детство – это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развить у дошкольников не только изобретательную смекалку, творческое воображение, но и связную речь.
-Постановка проблемного вопроса-еще один эффективный приём для развития связной речи, т.к. учит детей рассуждать.
-Следующий нетрадиционный прием, стимулирующий речевое развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста. Прием – ИЗОСКАЗКИ. В ходе рассказывания сказки педагог быстрыми движениями способом вытягивания лепит сама и предлагает детям лепить вместе с ней сказочных героев. Когда у детей формируются элементарные навыки в рисовании прием ИЗОСКАЗКА можно использовать в сочетании сказка-рисунок.

Существует множество классических и нетрадиционных методов и приемов развития связной речи дошкольниковЧтобы научить детей связно излагать свои

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть