Слайд 1Мотивация учения – основное условие успешного обучения.
Зубец Елена Сергеевна
учитель информатики и
ИКТ
Слайд 2Ключевые понятия
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека
(принадлежит субъекту поведения).
Мотивация – 1) система факторов, влияющих на поведение человека; 2) процесс, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.
Слайд 3Мотивы учения
Познавательные мотивы.
Социальные мотивы.
Слайд 4Возрастные особенности
1 класс - потребность приобрести новый статус, узнать новое.
3-4 классы
- переломный этап.
5-8 классы – уменьшение старательности, падение авторитета педагога.
9-11 классы – повышение мотивации учения
Слайд 6Внутренняя мотивация -
поставленные в ходе учебной деятельности задачи не
только понятны учащимся, но и внутренне приняты ими .
Слайд 7Мотивирование - управление мотивационными процессами.
Создание условий для развития собственных мотивов ученика
(внутренние источники активности ребёнка).
Внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний (метод «кнута и пряника»).
Слайд 8Внутренние источники:
Интерес к информации.
Интерес к способу действия.
Интерес к людям, организующим процесс
или участвующим в нём.
Потребность в самовыражении и самопрезентации.
Потребность в самопознании и самовоспитании.
Актуализация творческой позиции, проявление нестандартности, создание нового продукта.
Осознание значимости происходящего для себя и для других.
Потребность в социальном признании.
Избегание наказания, получение выгод и преимуществ.
Слайд 9Уровень развития мотива достижения успеха.
Стремление к успеху.
Желание избегать неудач.
Слайд 10Развитие мотива у школьников
(мотива достижения как системы самооценки)
Создание реалистического уровня притязаний.
Развитие
чувства ответственности.
Поддержка уверенности ученика в своих силах.
Слайд 11Аффективные реакции:
Отказ от деятельности.
Агрессивное самоутверждение.
Пассивность и уныние.
«Выученная беспомощность».
Слайд 12Способы развития
познавательного мотива.
Сделать урок и кабинет более привлекательными и интересными.
Учебный
материал должен включаться в «картину мира» ученика, связываться с его жизненным опытом.
Использовать «метод проектов», проблемное обучение.
Слайд 13Способы развития
социальных мотивов.
Совместная работа.
Групповые соревнования.
Взаимообъяснение и взаимоконтроль.
Физическая и психологическая безопасность.
Привлечение
к объяснению нового материала.
Слайд 14Способы влияния педагога
на мотивацию достижения на уроке.
Ориентация учеников на самооценку
деятельности.
Учёт разного уровня развития мотива достижения.
Создание ситуации выбора.
Воспитание ответственности за удачи и промахи.
Обучение рефлексии.
Слайд 15Компоненты мотивационной
сферы учения:
Смысл учения.
Мотив учения.
Постановка целей.
Эмоции.
Интересы.
Слайд 16Смысл учения -
внутреннее отношение школьника к учению, осознание
значимости учения.
Мотив учения –
побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Слайд 17Постановка целей -
направленность ученика на выполнение отдельных действий,
входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.
Слайд 18Эмоции -
реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних
раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, сопровождаемая эмоциями , протекает успешнее той деятельности, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
Слайд 19Интересы -
познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя
это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
Слайд 20Мотивация на уроках
информатики
На уроки информатики школьники любых классов идут с
удовольствием, и связано это пока с тем, что компьютер сам по себе уже является стимулом к изучению предмета.
Слайд 21Сегодня информатика и вычислительная техника, проникнув во многие сферы человеческой деятельности
человека, постепенно становятся неотъемлемой частью практически всех профессий, прочно входят в наш быт, образование, культуру. Именно поэтому знание информатики, умение использовать компьютер совершенно необходимы любому образованному человеку в современном обществе
Слайд 22Информатика — область человеческой деятельности, связанной с процессами хранения, преобразования и
передачи информации.
Основная задача в процессе изучения информатики — не только научиться пользоваться компьютером, но и осознать его возможности, определить роль, которую он играет в жизни каждого человека, понять, какую помощь он может оказать при исследовании окружающего мира
Слайд 23Методы мотивирования
апелляция к жизненному опыту учащихся
ссылка на то, что приобретаемое сегодня
знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает
создание проблемной ситуации
кроссворды, квадворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.
ролевой подход
решение нестандартных задач на смекалку и логику
исследовательские и практико-ориентированные проекты.