обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия
отношение зависимости человека от чего-то, что воспринимается им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий
есть мотивы ответственного поведения и отношения к другим
Установка на ответственность
осознанное применение
знаний в жизни
ребенок понимает слова «нет» и «нельзя»; появляются четкие границы желательного и порицаемого поведения, начинает формироваться ответственность за свое здоровье, успехи и неудачи
у ребенка формируется способность к самоконтролю, он несет ответственность в разных областях жизнедеятельности (ответственность за сохранность вещей и др.)
у ребенка появляется больше обязанностей; оцениваются не только последствия поступков, но и их мотивы
подросток более самостоятелен, несет ответственность за свои решения и слова; к 18 годам (у некоторых – к 20-25) появляется осознание полной ответственности за свою жизнь
Побудить к проявлению ответственности в привычных ситуациях
Мотивировать к самостоятельной деятельности
Мотивационный компонент
Когнитивный компонент
Эмоциональный компонент
Поведенческий компонент
Проведение бесед: индивидуальных, групповых
Деловые игры
Тренинги
Дискуссии
Формирование активной позиции подростка
Расширение сферы деятельности с необходимостью ответственности
Повышение устойчивости мотивов ответственного поведения
Перенос опыта в новые условия
Накопление опыта ответственного поведения
Конференции
Разработка упражнений
1. Научить подростков формулировать
Я-высказывания
Упражнение «Я говорю»
Цели
1. Один из подростков продумывает наиболее актуальное «Ты-высказывание». Группа старается угадать, какая потребность доминирует у автора высказывания, и стремится переформулировать ты-высказывание в «Я-высказывание»
2. На листе бумаги подростки записывают «Я-высказывания» (больше 10), касающиеся любой ситуации
3. Формулируется несколько «Ты-высказываний». Подростки должны заменить их на «Я-высказывание»
2. Формирование у подростков доверия к окружающему миру
Упражнение «Слепой и поводырь»
Цели
Упражнение проводится в парах. В каждой паре выбирается «слепой» (закрывает глаза) и «поводырь». Участники в парах расходятся по комнате (возможен выход за пределы помещения). «Поводырь» ведет «слепого» за собой (или поддерживает его), знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через десять минут участники меняются ролями.
Обсуждение: участники рассказывают, как они себя чувствовали в той или иной роли, было ли им удобно в этой роли, доверяли ли они своему партнеру.
2. Приобретение подростками навыков ответственного поведения
Упражнение «Марионетка»
Цели
На расстоянии 3х метров ставится два стула.
Группа учащихся делится на тройки. В каждой тройке двое будут «кукловодами», один – «марионеткой». «Кукловоды» управляют всеми движениями «марионетки», они обязаны перевести марионетку с одного стула на другой. «Кукла» не должна сопротивляться тому, что с ней делают «кукловоды».
Обсуждение: что учащиеся чувствовали, когда были в роли «куклы»? Понравилось ли им это чувство, комфортно ли вам было? Хотелось ли что-либо сделать самому?
2. Формирование у подростков навыков ответственного поведения
Упражнение «Рисунок на спине»
Цели
Ученики делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый ученик смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Последний в колонке рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание – почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце стоящие первыми в командах рисуют то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Первый рисовавший достает свою картинку и сравнивает.
Обсуждение: какие ошибки находки были в процессе упражнения? Выводы?
Повторить упражнение, поменяв первых и последних
членов команд местами.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть