Слайд 1Формирование гражданских, патриотических позиций учащихся
Из опыта работы
2014-2015 учебный год
Воспитатель Белая Т.В.
Слайд 2 "Детские годы, тот возраст, который мы, взрослые, считаем
возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, что возмутило и заставило плакать – не от личной обиды, а от переживания за судьбу других, - от этого зависит, каким гражданином будет наш воспитанник. Перед взором ребёнка открывается многогранный мир с его противоречиями и сложностями, в нём дети видят красоту и уродство, счастье и горе. Всё, что происходит в окружающем мире, всё, чем жили люди в прошлом и чем живут сейчас, дети разделяют на добро и зло. Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребёнку правильное видение добра и зла".
(В. А. Сухомлинский)
Слайд 3 «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины,
патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием»,- писал В.А.Сухомлинский
Слайд 4Школа занимает особое место в жизни общества и каждого человека. В
ней, как в зеркале, отражаются негативы и позитивы нашей действительности. И много сил надо приложить педагогу, чтобы нейтрализовать негативы и спроецировать лучшее будущее в личности. Наша профессия одна из массовых, потому вклад учителя в развитие детей способствует росту творческого потенциала страны в целом.
Слайд 5Каждое утро, начиная новый день, педагог задумывается над тем, для чего,
чему и как учить. Есть методические пособия, масса литературы, но всё это рассчитано на абстрактного ученика. А в классе каждый – это неповторимая индивидуальность. И чтобы эта индивидуальность максимально реализовалась, необходимо мастерство, творчество, напряжение духовных сил.
Слайд 6 Работа педагога специфична в том, что она спрессована во
времени, осуществляется публично, на людях, в сотворчестве с учащимися, коллегами, родителями. Это требует быстрого анализа и оптимальных решений, отсроченности конечного результата. Наиболее успешно стиль деятельности педагога складывается в условиях сотрудничества, сотворчества, увлечённости совместной работой, дружеского расположения.
Слайд 7 Человек от природы - существо коллективное. Если семья - не
коллектив, если школа - тоже не коллектив, формируется эгоист, индивидуалист, носитель бед и несчастий. Поэтому целью своей работы я считаю эмоциональную стабильность в классе, а именно, адекватно оценивая ситуацию, ищу оптимальные решения без нервозности, поспешности и предвзятости.
Один мудрый старец сказал как-то: "Чего там мудрить с воспитанием. Всё очень просто - наполняйте душу ребёнка прекрасным – и он будет воспитан".
Слайд 8 ". Следует вспомнить идеи одного из выдающихся педагогов XIX в.
И.Ф. Гербарта (1776-1841 гг.), который ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение». Обучение без нравственного воспитания характеризовалось им как средство без цели, а нравственное воспитание без обучения - как цель, лишенная средства. Молодежь не увлечешь обобщенно-отвлеченными разговорами, инструкциями в области морали. Ей нужны живые примеры из истории и современной жизни, способные пробудить интерес к духовному опыту наших славных предков и героев-современников.
Слайд 9
Сегодня жизненно важно возродить в нашем обществе чувство
истинного патриотизма как духовно – нравственную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он может применить в созидательном процессе .
Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриотаРоссии, основанное на изучении её правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.
Слайд 10 Среди форм, методов и средств патриотического воспитания молодежи
выделим следующие: влияние старших, сила примера; рассказы о замечательных деятелях России и их доблестных подвигах, проникнутые искренним патриотическим чувством самого наставника; празднование дней, имеющих особенно важное значение в жизни Отечества; уход за памятниками и монументами; организация конкурсов, викторин, фестивалей патриотического характера.
Слайд 11 Некоторые из названных форм работы используются мной в
течение всей педагогической деятельности. Так, на протяжении неполных четырёх лет обучения моего класса была проделана следующая работа: поездки в город-герой Севастополь, подготовлены и проведены классные часы, посвящённые героям Великой Отечественной войны, присоединению Крыма к России, изучение Конституции России, выпуск газет к памятным датам, создание проектов «Война в истории моей семьи», постоянная и систематическая работа на братском захоронении в селе Танковое, неустанный поиск данных о воинах, похороненных в братской могиле.
Слайд 12 Серьёзная работа проводится при подготовке открытых мероприятий ,
освещающих события Великой Отечественной войны: учащиеся отбирают материал для слайд-презентаций, готовят запоминающиеся выступления.
Ребята участвуют в соревнованиях «А ну- – ка, парни!», Уроках мужества, встречах с ветеранами.
Воспитание учащихся в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за своё Отечество, повышает интерес к военно – прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества.
Слайд 26 Начиная с 2001 года, постановлениями Правительства Российской Федерации, каждые пять
лет вводится в действие обновлённая Государственная программа патриотического воспитания граждан. В своём содержании Программа предусматривает единый комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания граждан России, способный на основе формирования патриотических чувств и патриотического сознания, обеспечить решение задач по консолидации общества, по поддержанию социальной и экономической стабильности, по упрочению единства и дружбы народов многонациональной России.
Слайд 27 Правовыми основами патриотического воспитания учащейся молодёжи являются Закон Российской
Федерации «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».
Слайд 28На решение этих задач ориентирована Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»: «Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» .
Слайд 29 Отсюда становится очевидным, что главными критериями решения социальных проблем в современном
российском обществе должны выступать духовно–нравственные ценности, любовь к своей Родине, к своему народу, осознание ценности созидательной деятельности человека во всех её проявлениях. В этой связи, одной из важнейших функций образовательных учреждений выступает становление ценностных ориентаций, наряду с развитием нравственных качеств формирующейся личности учащегося, — в качестве фундаментальных основ гражданского самоопределения, социально-личностного развития и успешной самореализации молодого человека.
Слайд 30Патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины – эти вопросы
всегда были и остаются важными направлениями государственной политики России. Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, рассматривая его как необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.