Слайд 1Факторы создания благоприятного психологического климата урока
Слайд 2Педагогическая деятельность осуществляется в разных формах, среди которых особое место занимает
урок.
Урок, как основная форма организации обучения школьников, прошел длительный путь своего становления и совершенствования.
Слайд 3В настоящее время совершенствование урока
обуславливается
современными целями обучения;
воспитанием и развитием
творческой, высоко нравственной личности;
особенностями совместной деятельности учителя;
обучение по достижению запланированной цели.
Слайд 4В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность
происходит очеловечивание
процесса обучения;
создаются условия для развития интересов и стремлений учащихся;
стимулируются реализации их потребностей и мотивов;
происходит вовлечение в творческий учебный труд, который приносит учащимся радость от осознания достигнутого и уважение к личному достоинству.
Слайд 5Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и
учащихся.
Слайд 6Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность
как основную особенность нормального тона классного коллектива.
Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:
Слайд 7Дружеское единение в системе «учитель-ученик»
Во внутренних отношениях можно критиковать
и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;
Слайд 8Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию
Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
Слайд 9Защищенность всех членов классного коллектива
Ни один ученик не должен чувствовать
своей обособленности и беззащитности;
Слайд 10Разумная и полезная деятельность всех на уроке;
Слайд 11Умение быть сдержанным в движениях, словах.
Слайд 12 Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения
и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя.
Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям:
«… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность».
При этом он отмечал, что этому надо учиться.
Слайд 13Действительно, овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального
становления.
Этот аспект обучения самый сложный и требует от учителя трезвой самооценки.
«Когда постоянно находишься в позиции обучающего, воспитывающего, руководящего, организующего, когда сама позиция учителя предопределяет возможность постоянно что-то изрекать, получать, надо обладать немалым мужеством, чтобы сказать самому себе:
«Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить».
А.В. Мудрик
Слайд 14Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.
Учителю
важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока.
Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
Любое эмоциональное состояние можно выразить в деликатной форме.
Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке.
Слайд 15
Одним из самых «взрывоопасных » этапов урока является регулирование и коррекция
поведения учащихся, оценка их знаний.
Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащихся. Психологически важно не захватить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко)
Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухолинский.)
Слайд 16Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся,
часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
Слайд 17Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале,
следует отметить ее закладкой заранее, приучить дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
Слайд 18Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои
силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
Мотивируя оценки знаний, следует знать ученику, над, чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
Слайд 19Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все
испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживать от излишних замечаний.
Слайд 20Помнить, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь
не идет на пользу.
Обращаться за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.
Слайд 21Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не
затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
Слайд 22 Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к
ученику.