Слайд 1«ТАКОЙ ВОТ
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ …»
Слайд 2Подростничество — это период становления личности. В данном возрасте формируются черты
характера и основные формы поведения, складываются основы нравственности.
МОТИВАЦИОННЫЕ ЛИНИИ ПОДРОСТНИЧЕСТВА
Само-познание
Самовыражение
Само-утверждение
Слайд 3Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным
недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.
Для подросткового возраста характерно стремление быть похожим на старших
Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина».
В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания
Слайд 4
Подростки начинают систематически и целенаправленно заниматься самовоспитанием и саморазвитием.
Для мальчиков
характерно подражание мужественным, смелым, обладающими характером и силой воли героям в жизни; участие в делах, требующих проявления воли.
Имеется определенная последовательность в выработке волевых качеств личности у мальчиков.
ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
Слайд 5Стремление к выработке у себя полезных качеств личности свойственно и девочкам-подросткам.
Качества, аналогичные волевым, вырабатываются в процессе следующих занятий.
Описанные различия между мальчиками и девочками способствуют тому, что у них вырабатываются настойчивость и работоспособность как раз в таких видах деятельности, которыми им придется заниматься, став взрослыми.
Слайд 6Подростков отличает повышенная познавательная творческая активность. Желание узнать что-то новое, чему-либо
научиться стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы. На основе таких интересов в подростковом возрасте зачастую формируются неформальные группы товарищей и друзей.
Подростки заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и по кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития.
Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом.
Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки эти людей и самооценку.
Создаются условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, умения налаживать деловые контакты.
РАЗВИТИЕ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
Слайд 7Наличие противоречий и конфликтов. Например, интеллектуальная развитость подростков в учебной деятельности
и инфантильность при обсуждении различного рода проблем.
Главная новая черта — это более высокий уровень самосознания.
Происходит становление индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде.
Формируются новые критерии оценок личности и деятельности взрослых людей.
Появляется дифференцированное отношение к разным учителям: одних любят, других нет, к третьим относятся безразлично.
ДОСТИЖЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ
Слайд 8ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА
Слайд 15Подростковый возраст
переломный
критический
переходный
трудный
возраст полового созревания
Подросток
– …«уже не ребёнок, но ещё не взрослый
!!!»
Слайд 16 Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью
ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным
Слайд 17Три ступени подросткового возраста
Младший подростковый возраст
10-13 лет
Средний подростковый возраст
13-15
лет
14 лет – наиболее опасный
Старший подростковый возраст
15-18 лет
Слайд 18Дети
Родители
Самоутвердиться любыми способами
Как себя вести: запрещать или разрешать
Этот период психологи называют
самым конфликтным
Слайд 19Что лежит в основе
конфликтов отцов и детей?
Потребность в общении с родителями в
подростковом возрасте снижается, уступая место
потребности в общении со сверстниками. Почему?
Общением с матерью подростки удовлетворены
только на 30%, а с отцом – 12%.
Причиной такого психологического барьера,
возникающего между подростками и родителями,
психологи называют неумение и нежелание
родителей выслушать, понять, принять).
Слайд 20Основной закон, на котором
строится поведение подростка
Любое поведение подчинено
общей цели –
чувствовать себя востребованным
ощущать свою состоятельность в интеллектуальной сфере (учении);
чувствовать свою значимость в семье и коллективе, в котором подросток находится;
вносить свой особый вклад в жизнь семьи , класса
(реализация творческого потенциала).
Слайд 21Данные статистики
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли…
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
Подростковый период характеризуется
высоким уровнем тревожности, озабоченности
и неудовлетворённости своей внешностью.
В этот период жизни к нелюбимым чертам
характера ребята относят физические
характеристики.
30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12
лет испытывают беспокойство по поводу
своего роста.
Слайд 22Физиология подростка
15 лет
13 лет
Интенсивность роста скелета опережает развитие мускулатуры (непропорциональность тела,
подростковая угловатость, неуклюжесть)
В организме ребёнка происходят гормональные изменения
График изменений роста см/год
юноши
девушки
Слайд 23Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования
являются основой общей
Изменение
артериального
давление
Раздражительность
Повышенная
утомляемость
Резкие перепады
настроения
неуравновешенности
Подросток: «В 14 лет моё тело будто взбесилось»
Слайд 24Растущему организму требуется нормальное питание!
Слайд 25Вредна ли свобода для подростка?
В отношении с детьми,
особенно в подростковом возрасте,
необходимо придерживаться умеренности во всём – не лишать
детей того, что им необходимо, но не потакать всем их
желаниям.
Необходимо интересоваться с кем общается Ваш ребёнок,
знать имена и интересы друзей. Вести беседы о вредных
последствиях дурных компаний, помогать ему разбираться в
людях и их поступках.
Каково влияние улицы на поведение детей?
Если подросток проводит много времени на улице, в компании
случайных людей, они привыкают к такому времяпрепровождению и начинают получать удовольствие от такой «свободы» и «общения».
Подростки привыкают бездельничать дома и в школе, не задумываются о своём будущем.
В дальнейшем дети будут следовать только своим желаниям,
избегая родительского воспитания и указаний учителя.
Слайд 26АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Выберите наиболее предпочитаемый для вас пункт
Выполнять домашнее задание
или 1. Пообщаться с друзьями
2. Поговорить о какой -либо проблеме с мамой, или 2. Поделиться проблемой, возникшей папой или кл. руководителем трудностью с подругой, другом
3. Почитать книгу, ухаживать за животными или 3. Послушать музыку, сходить на дискотеку
4. Пойти с родителями в гости или 4. Остаться дома, поболтать по телефону или пригласить друга,
подругу домой
5. Ты согласишься с мнением родителей, или 5. Ты стараешься высказать свое мнение, т.к учителей, если даже у тебя совсем ты уже достаточно взрослый
другое мнение
Слайд 271
Главным для многих подростков становится не учёба, а возможность общаться с
друзьями.
Результаты анкетирования
Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и другое место , где собираются подростки, общаются, курят, выпивают.
45 %
55 %
Слайд 282
На психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественное мнение
товарищей.
Учитель и родители для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников.
Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности взрослых.
48 %
52 %
Слайд 293
Для подростков характерна разбросанность интересов.
В старших классах интерес
всё больше перемещается с учебных предметов в другую среду вне школьной деятельности. Активно формируется не познавательные интересы, а спортивные, технические, художественные.
Интерес к урокам снижается, успеваемость падает.
29%
71%
Слайд 30В свободное от уроков время подростки любят:
проводить с друзьями на
улице –52 %,
участвовать в вечерах и дискотеках — 13 %,
заниматься в спортивных секциях и кружках — 34 %.
Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован.
Слайд 314
21%
79%
Главным для многих подростков становится не семейные традиции, а возможность общения
с друзьями.
Слайд 325
Чувство взрослости проявляется в желании, чтобы и сверстники, и в первую
очередь взрослые относились к нему как к взрослому человеку.
Соглашусь с мнением взрослых, даже если у меня другое мнение
Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него ещё нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Выскажу своё мнение, так как я уже достаточно взрослый
48%
52%
Слайд 33Основной закон, на котором строится поведение подростка
Любое поведение подчинено общей цели
– чувствовать себя востребованным, быть значимым:
Ощущать свою состоятельность в учёбе,
Чувствовать свою значимость в семье,
Строить отношения со сверстниками,
Вносить свой вклад в жизнь семьи, класса (реализовать свой творческий потенциал)
Слайд 34ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1.Старайтесь, говорить со своим ребенком открыто и откровенно на
самые деликатные темы.
2.Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
3.Будьте открыты для общения с ребёнком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
4.Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
5.В период полового созревания мальчикам важно получить поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
6.Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
7.Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребёнка.
Слайд 35"Давайте подумаем, как сделать лучше!"
Слайд 36Тема педагогической запущенности приобретает в настоящее время всё большую актуальность.
Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляющих новые, усложнённые требования к психической конституции, интеллектуальным возможностям ребёнка и к его личности.
Слайд 37 Педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы,
следствием которых является несформированность ребёнка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Её проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребёнка и низкий уровень его субъектности в учебно-познавательном процессе.
У дошкольников это выражается в неразвитости комплекса игровых способностей, недостаточной активности в игре.
У школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, низкий уровень целенаправленности и осознанности учебной деятельности, недостаточная учебно-познавательная активность.
Слайд 38 Педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы,
сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью с учителями, негативным отношением к учёбе, социальной дезадаптацией и различными асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками).
Слайд 39Проблемы "трудных" подростков, пути их предупреждения и решения
Слайд 40 Для каждого ребёнка встреча с учителем - это прежде
всего встреча с новым, особо значимым человеком.
Учитель воплощает в себе всё, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребёнку стать хорошим учеником, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни.
Слайд 41 Речь пойдёт о запущенных детях. Это те дети, которым
не хватает заботы, внимания. На современном этапе, когда речь идёт о гуманистической педагогике, работа с такими детьми становится во главу угла.
Поэтому тема нашей беседы очень актуальна сегодня. На мой взгляд, запущенные дети - это социально неадаптированные дети, т. к. требуют больше внимания, заботы, такта общения с ними.
Слайд 42Характеристика запущенных детей
Педагогическая запущенность обусловлена прежде всего недостатками воспитательно-образовательной
работы, следствием которых является несформированность ребёнка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Её проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребёнка и слабовыраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе.
У школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, они не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности, учебно-познавательная активность недостаточно развита.
Слайд 43 Педагогическая запущенность - это состояние, противоположное развитости, образованности
(обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приёмами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов.
Слайд 44 Ребёнок проходит через три стабильные воспитательные среды: семью,
детский сад и школу .
И каждая среда создаёт массу социально-педагогических ситуаций для его развития, которые по-разному отражаются на результатах последнего. Однако в каждой воспитательной среде можно выделить множество социально-педагогических ситуаций, которые по-разному влияют на состояние запущенности . Остановимся на самых важных из них.
Условно обозначим их как ситуации «взаимного безразличия, «односторонней симпатии», «взаимной агрессии», «подавления активности ребёнка».
Слайд 45 Взаимное безразличие и взаимная агрессия взрослого и ребёнка,
как - правило, порождают глубокую социально-педагогическую запущенность .
Ситуация т. е. позитивное, заинтересованное (или неустойчивое) отношение воспитателей к ребёнку, их стремление учесть его индивидуально-личностные особенности, преодолеть дисгармонии в его развитии при сильном сопротивлении ребёнка, приводит к так называемой количественной динамике запущенности.
Слайд 46 В поведении ребёнка продолжают накапливаться негативные привычки,
его поступки всё больше не соответствуют социальным ожиданиям.
Подавление активности ребёнка, его инфантилизация приводят к качественным изменениям в формировании ребёнка как субъекта познания, деятельности, общения и самосознания.
Это можно назвать качественной динамикой социально-педагогической запущенности .
Слайд 47 При неблагоприятной ситуации развития признаки и проявления запущенности
накапливаются и переходят в качественное образование симптомо - комплексы.
Проявляются они сначала в поведении ребёнка, не затрагивая его личность, находящуюся в стадии становления (дошкольное детство). В дальнейшем запущенность распространяется на личностный уровень.
Слайд 48 В школьном возрасте в связи с переходом к учению в
развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения и др.
Возникает дидактическая запущенность . В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье и школе затрагиваются все личностные структуры ребёнка, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития ребёнка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие её субъективных свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным.
Слайд 49 Запущенные школьники излишне чувствительны к отношению окружающих, причем отношение
взрослых к себе они связывают в первую очередь оценивающей деятельностью учителя («плохой ученик», «плохая успеваемость», «неумный», «слабо учится» и др.).
Обычные дети, ориентируясь на позитивные оценки взрослых («молодец», «умница») их новой деятельности - учения, во-первых, выделяют эти характеристики как основные, во-вторых, положительно оценивают эти качества у себя
(«Я умный и хочу быть еще умнее, как наша учительница»).
Позиция хорошего ученика, умеющего и желающего подчиняться, добросовестного, аккуратного, способствует уравновешенности ребенка и обусловливает, с одной стороны, его открытость в отношении к миру, а с другой - сдержанность и высокий самоконтроль.
Слайд 50 Запущенный ребёнок ощущает себя неумным, плохим учеником, непринятым,
нелюбимым окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязаний на успех.
У запущенных школьников просматриваются тенденции непонимания со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности в признании, трудностей общения, противоречивого отношения к себе и окружающим. При этом у ребёнка возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряжённость, эмоциональная нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность.
Слайд 51 Понятие “трудный” – очень широкое. К этой категории обычно
относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям.
Слайд 52 В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с
приставкой “не”; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д.
Неужели эти дети – какие-то злоумышленники? Ничего подобного! Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования.
В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то набрал наоборот бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды. Вариантов здесь тысячи. Есть трудные дети-больные, запущенные плохими родителями и воспитателями.
Но существует и мнимая трудность-нестандартность, оригинальность ребенка. Каждый трудный ребенок труден по-своему.
Слайд 53 В какой же период жизни формируется ребенок с
признаками “трудного»?Почему-то считается, что трудные дети появляются в школе, а тянется всё с детского сада. Многие считают, что это просто детские шалости.
Поведенческое отклонение детей формируется именно в детском возрасте.
Так как этот период в жизни ребёнка считается важнейшим. Еще А. С. Макаренко говорил о том, что “личность ребёнка формируется к 5 годам, а после 5 лет ребёнка уже трудно перевоспитывать.
Психолог Л. М. Зюбин, на вопрос: “С какого возраста могут проявляться признаки трудновоспитуемости?”, отвечал: “С того момента, как он начинает подвергаться воспитательному воздействию, а точнее, осознавать его”.
Слайд 54 Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит,
рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными.
Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков.
Слайд 55 Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребёнка
здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания.
Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.
Слайд 56 Анализ отношения “трудных” детей с окружающей действительностью, характер их
взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что лишь недостатки семейного воспитания, углубленные недостатки школьного воспитания, несогласованность позиции школы и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.
Слайд 57 Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде
всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений.
Слайд 58 Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества
подростка.
Для воспитателя недопустимо категорическое осуждение “трудного”, высказывание окончательных мрачных прогнозов типа “из такого-то все равно толку не будет” или “он законченный преступник”, “он все равно кончит в тюрьме” и т. д.
Умение видеть положительное в поведении “трудного”, умение опираться и развивать это хорошее – важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.
Слайд 59 Не менее важным является формирование будущих жизненных устремлений
подростка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии.
Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днём, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка.
Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.
Слайд 60
Желаю удачи, терпения
и творческого вдохновения
в
воспитании подростка!
Слайд 61
Составитель презентации к родительскому лекторию
Коломиец А.К.
кл.руков. 5 класса