Презентация, доклад на тему Духовно- нравственное воспитание и развитие детей и молодежи, как приоритетное направление развитие современного образовательного процесса

Содержание

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что

Слайд 1Духовно- нравственное воспитание и развитие детей и молодежи, как приоритетное направление

развитие современного образовательного процесса Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы МОБУ « Урканская СОШ» Бабей Наталья Васильевна
Духовно- нравственное воспитание и развитие детей и молодежи, как приоритетное направление развитие современного образовательного процесса

Слайд 2Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью

и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.
   

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя.

Слайд 3Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как

устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores - нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)
У Ожегова С. И "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами"
Сухомлинский считал, что "незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает"
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная

Слайд 4В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Характерными причинами данной ситуации явились:
∙     отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения,
∙      резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе,
∙     спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью;
∙     резкое снижение физической подготовки молодежи,
∙     подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей идеями “безопасного секса” и другие  

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем

В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились:∙     отсутствие

Слайд 5
    
В августе 2009 г.

по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской Федерации дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.
           В августе 2009 г. по итогам встречи с лидерами религиозных

Слайд 7Зачем в школе вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской

этики»?


Данный вопрос происходит от другого вопроса: почему в своей стране мы живем, словно чужие, не в ладу с собой и другими, скудно питаясь от своих честных трудов? Все есть в России: несметные природные богатства, обилие земли, богатейшая история и культура, образованное, культурное, законопослушное население, все еще сохраняющие передовые мировые позиции наука и образование, демократические права и свободы, гарантированные Конституцией, вся необходимая для гражданского общества и продуктивной экономической деятельности правовая система. Но чего-то не хватает, из-за чего, при наличии всех необходимых условий, нашу страну пока только условно можно отнести к цивилизованным, высокоразвитым государствам, с благоприятными условиями для жизни человека. Недостает нам нравственности в душе и морали в обществе.

Зачем в школе вводится новый предмет  «Основы религиозных культур и светской этики»? Данный вопрос происходит от

Слайд 8Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться сегодня

Нравственные качества человека  будущего общества должны закладываться сегодня

Слайд 9 Предполагаемый результат
Активизация духовного, культурного потенциала учащихся.
Формирование целостного мировоззрения учащихся и

картины мира, адекватной современному уровню знаний и духовным ценностям русской культуры.
Позитивная динамика духовно- нравственного роста учащихся.
Педагогическое просвещение родителей по вопросам духовно- нравственного воспитания.
Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
Потребность и готовность проявлять сострадание.
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Деятельное отношение к труду.
Ответственность за свои дела и поступки.
Предполагаемый результатАктивизация духовного, культурного потенциала учащихся.Формирование целостного мировоззрения учащихся и картины мира, адекватной современному уровню знаний

Слайд 10 Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики»

- это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства и уважения к человеку, так как основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, милосердие, семья, жизнь, честь, достоинство.

Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения

Слайд 11Переходя к тому, каким образом осуществлять формирование духовно-нравственных качеств личности на

уроках ОРКСЭ, скажу немного о своей работе в этом направлении.
Я практически все уроки провожу с использованием презентаций, с применением парной и групповой работы. Регулярно применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, технологию проектной деятельности, различные творческие задания, головоломки, кроссворды, сканворды.  Вместе с этим использую и различные игровые методики.
На уроках стараюсь сделать так, чтобы дети научились проявлять активность, творчество  при выполнении различных заданий, при этом приветствую активность детей при использовании ими необходимого иллюстративного материала, репродукций и других материалов.
В своей работе постоянно использую компьютер.
Переходя к тому, каким образом осуществлять формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках ОРКСЭ, скажу немного о своей

Слайд 12


Содержание учебного предмета на уроке – мощный инструмент воздействия на структуру

личности ребёнка. Внести позитивные изменения в эту структуру возможно, когда сам освоил этот предмет и понимаешь его воспитательные возможности. Поэтому огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству.    Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. 
Содержание учебного предмета на уроке – мощный инструмент воздействия на структуру личности ребёнка. Внести позитивные изменения в

Слайд 13Я поняла, что для выполнения основных задач курса очень важно в

школе сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.  Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.
Я поняла, что для выполнения основных задач курса очень важно в школе сделать родителей и членов семей

Слайд 14 Для формирования личностных УУД на уроках

ОРКСЭ немаловажную роль играет использование литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений, басен,), рассказывающих о людях, о жизненных ситуациях, в которые они попадают, о нравственно-этических проблемах, о жизненном выборе, который им предстоит сделать.
Ситуации,  описанные авторами книг, будут близки и понятны
современным детям, многим из которых приходилось их  переживать или
 быть их свидетелями.


Для формирования личностных УУД на уроках ОРКСЭ немаловажную роль играет использование литературных произведений

Слайд 15 Важной особенностью выбора произведений для обсуждения

на уроке, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что темы уроков дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, способность сопереживать, готовности помогать другому.

Важной особенностью выбора произведений для обсуждения на уроке, является их соответствие возрастным

Слайд 16Добро сделанное тайно, вознаграждается явно
Например, опираясь на содержание сказок «Морозко», «Двенадцать

месяцев», у детей развиваются представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, тактичность.
Добро сделанное тайно, вознаграждается явноНапример, опираясь на содержание сказок «Морозко», «Двенадцать месяцев», у детей развиваются представления о

Слайд 17Тот, кто делает добро другу-делает добро себе
В русской народной сказке «Сестрица

Алёнушка и братец Иванушка» важное место занимает  взаимодействие брата и сестры, испытание этих отношений жизненными обстоятельствами. Знакомясь со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.

Тот, кто делает добро другу-делает добро себеВ русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» важное место

Слайд 18Род и семья – исток нравственных отношений
С идеями дружной крепкой семьи,

теплых родственных отношений без которых не мыслима духовная личность, дети знакомятся на таких произведениях, как: «Еще мама» Андрей Платонович Платонов (о взаимоотношениях сына и мамы).
Читая  стихотворение Я. Акима «Моя родня» ребята приходят к очень важному выводу: родители, родные - самое дорогое, что есть на свете, с ними нужно дружить и ценить их дружбу. 

Род и семья – исток нравственных отношений С идеями дружной крепкой семьи, теплых родственных отношений без которых

Слайд 19Дружба кончается там, где начинается недоверие
На примере произведений

Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского у учащихся развиваются такие важные качества, как дружба, взаимоотношения друзей. 
Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит , даже если друг - это просто плюшевый медвежонок. Учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр и в отношении к людям.  
Дружба кончается там, где начинается недоверие   На примере произведений Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского у учащихся

Слайд 20Золотое правило нравственности
Рассматривая отрывок из сказочной повести Э.Н. Успенского «Крокодил Гена

и его друзья», обсуждаются интересные и важные для детей вопросы: что дает дружба и чего она требует от человека, как надо и как не надо общаться с друзьями, как проявлять чуткость к другу и как важно быть вежливым и тактичным. Тактичный человек знает, как поступить в той или иной ситуации, так как он воспитан и внимателен к людям. Он знает золотое правило: к людям нужно относиться так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

Золотое правило нравственностиРассматривая отрывок из сказочной повести Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», обсуждаются интересные и

Слайд 21Иван Никитин «Детская молитва»
Молись, дитя! Тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слёз

твоих считает,
И отвечать тебе готов.
Быть может, Ангел твой хранитель
Все слёзы эти соберёт
И их в надзвёздную обитель
К Престолу Бога отнесёт.
Молись, дитя! Мужай с годами!
И дай Бог – в пору поздних лет
Такими ж светлыми глазами
Тебе глядеть на Божий свет.

Иван Никитин «Детская молитва»Молись, дитя! Тебе внимаетТворец бесчисленных миров,И капли слёз твоих считает,И отвечать тебе готов. Быть

Слайд 22
Художественное произведение - это не только картина, но и зеркало, где

можно разглядеть самого себя. Вопросы и задания побуждают маленьких читателей всматриваться в окружающую жизнь, получившую отображение в художественном произведении; приложить к себе то, что можно разглядеть в литературных персонажах; поставить себя на место какого-либо героя; мысленно перенестись в ситуацию, описанную в произведении.
Таким образом, литература как искусство слова формирует духовно-нравственные ценности человека и оказывает влияние на его
мировосприятие и отношение к людям
Художественное произведение - это не только картина, но и зеркало, где можно разглядеть самого себя. Вопросы и

Слайд 23
О том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но

как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.
Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь. Нравственный человек не знает смерти: его душа обретает вечную жизнь (таков религиозный взгляд), а его личность живет в сознании тех, кого он любил, и кто продолжает любить его. Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живет долго.

О том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное,

Слайд 24У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего

глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.  Жан-Жак Руссо
У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать;  нет ничего глупее,  чем пытаться подменить

Слайд 25
Очень хорошо, что учебный предмет ОРКСЭ преподается при выходе из начальной

школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются детьми и принимаются. Нравственная культура необходима каждому человеку. Школьники умеют хорошо и правильно рассуждать о морали и нравственности, ответственном отношении к окружающим людям сверстникам и взрослым, природе, Родине, здоровью, и стараются не только говорить, но и поступать правильно. Этот курс продолжился в 5 классе во внеурочной деятельности .  

Очень хорошо, что учебный предмет ОРКСЭ преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия

Слайд 26Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему

нравственному человеку.  Николай Васильевич Шелгунов


Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку.  Николай Васильевич Шелгунов

Слайд 27
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя,

своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.
Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого

Слайд 28Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе,

умение наслаждаться окружающим миром.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

Слайд 29Источники: http://www.orkce.org/ http://kolesnikova-zvr.narod.ru/index/0-14 http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402 http://www.koiro.edu.ru/act/projects/relig/  

Источники: http://www.orkce.org/ http://kolesnikova-zvr.narod.ru/index/0-14 http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402 http://www.koiro.edu.ru/act/projects/relig/  

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть