Слайд 1Духовно- нравственное воспитание и развитие детей и молодежи, как приоритетное направление
развитие современного образовательного процесса
Презентацию подготовила:
учитель русского языка и литературы
МОБУ « Урканская СОШ»
Бабей Наталья Васильевна
Слайд 2Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью
и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Слайд 3Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как
устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores - нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)
У Ожегова С. И "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами"
Сухомлинский считал, что "незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает"
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса.
Слайд 4В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Характерными причинами данной ситуации явились:
∙ отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения,
∙ резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе,
∙ спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью;
∙ резкое снижение физической подготовки молодежи,
∙ подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей идеями “безопасного секса” и другие
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем
Слайд 5
В августе 2009 г.
по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской Федерации дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.
Слайд 7Зачем в школе вводится новый предмет
«Основы религиозных культур и светской
этики»?
Данный вопрос происходит от другого вопроса: почему в своей стране мы живем, словно чужие, не в ладу с собой и другими, скудно питаясь от своих честных трудов? Все есть в России: несметные природные богатства, обилие земли, богатейшая история и культура, образованное, культурное, законопослушное население, все еще сохраняющие передовые мировые позиции наука и образование, демократические права и свободы, гарантированные Конституцией, вся необходимая для гражданского общества и продуктивной экономической деятельности правовая система. Но чего-то не хватает, из-за чего, при наличии всех необходимых условий, нашу страну пока только условно можно отнести к цивилизованным, высокоразвитым государствам, с благоприятными условиями для жизни человека. Недостает нам нравственности в душе и морали в обществе.
Слайд 8Нравственные качества человека
будущего общества должны закладываться сегодня
Слайд 9 Предполагаемый результат
Активизация духовного, культурного потенциала учащихся.
Формирование целостного мировоззрения учащихся и
картины мира, адекватной современному уровню знаний и духовным ценностям русской культуры.
Позитивная динамика духовно- нравственного роста учащихся.
Педагогическое просвещение родителей по вопросам духовно- нравственного воспитания.
Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
Потребность и готовность проявлять сострадание.
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Деятельное отношение к труду.
Ответственность за свои дела и поступки.
Слайд 10 Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики»
- это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства и уважения к человеку, так как основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, милосердие, семья, жизнь, честь, достоинство.
Слайд 11Переходя к тому, каким образом осуществлять формирование духовно-нравственных качеств личности на
уроках ОРКСЭ, скажу немного о своей работе в этом направлении.
Я практически все уроки провожу с использованием презентаций, с применением парной и групповой работы. Регулярно применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, технологию проектной деятельности, различные творческие задания, головоломки, кроссворды, сканворды. Вместе с этим использую и различные игровые методики.
На уроках стараюсь сделать так, чтобы дети научились проявлять активность, творчество при выполнении различных заданий, при этом приветствую активность детей при использовании ими необходимого иллюстративного материала, репродукций и других материалов.
В своей работе постоянно использую компьютер.
Слайд 12
Содержание учебного предмета на уроке – мощный инструмент воздействия на структуру
личности ребёнка. Внести позитивные изменения в эту структуру возможно, когда сам освоил этот предмет и понимаешь его воспитательные возможности. Поэтому огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству.
Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Слайд 13Я поняла, что для выполнения основных задач курса очень важно в
школе сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.
Слайд 14 Для формирования личностных УУД на уроках
ОРКСЭ немаловажную роль играет использование литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений, басен,), рассказывающих о людях, о жизненных ситуациях, в которые они попадают, о нравственно-этических проблемах, о жизненном выборе, который им предстоит сделать.
Ситуации, описанные авторами книг, будут близки и понятны
современным детям, многим из которых приходилось их переживать или
быть их свидетелями.
Слайд 15 Важной особенностью выбора произведений для обсуждения
на уроке, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что темы уроков дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, способность сопереживать, готовности помогать другому.
Слайд 16Добро сделанное тайно, вознаграждается явно
Например, опираясь на содержание сказок «Морозко», «Двенадцать
месяцев», у детей развиваются представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, тактичность.
Слайд 17Тот, кто делает добро другу-делает добро себе
В русской народной сказке «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка» важное место занимает взаимодействие брата и сестры, испытание этих отношений жизненными обстоятельствами. Знакомясь со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.
Слайд 18Род и семья – исток нравственных отношений
С идеями дружной крепкой семьи,
теплых родственных отношений без которых не мыслима духовная личность, дети знакомятся на таких произведениях, как: «Еще мама» Андрей Платонович Платонов (о взаимоотношениях сына и мамы).
Читая стихотворение Я. Акима «Моя родня» ребята приходят к очень важному выводу: родители, родные - самое дорогое, что есть на свете, с ними нужно дружить и ценить их дружбу.
Слайд 19Дружба кончается там, где начинается недоверие
На примере произведений
Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского у учащихся развиваются такие важные качества, как дружба, взаимоотношения друзей.
Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит , даже если друг - это просто плюшевый медвежонок. Учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр и в отношении к людям.
Слайд 20Золотое правило нравственности
Рассматривая отрывок из сказочной повести Э.Н. Успенского «Крокодил Гена
и его друзья», обсуждаются интересные и важные для детей вопросы: что дает дружба и чего она требует от человека, как надо и как не надо общаться с друзьями, как проявлять чуткость к другу и как важно быть вежливым и тактичным. Тактичный человек знает, как поступить в той или иной ситуации, так как он воспитан и внимателен к людям. Он знает золотое правило: к людям нужно относиться так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Слайд 21Иван Никитин «Детская молитва»
Молись, дитя! Тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слёз
твоих считает,
И отвечать тебе готов.
Быть может, Ангел твой хранитель
Все слёзы эти соберёт
И их в надзвёздную обитель
К Престолу Бога отнесёт.
Молись, дитя! Мужай с годами!
И дай Бог – в пору поздних лет
Такими ж светлыми глазами
Тебе глядеть на Божий свет.
Слайд 22
Художественное произведение - это не только картина, но и зеркало, где
можно разглядеть самого себя. Вопросы и задания побуждают маленьких читателей всматриваться в окружающую жизнь, получившую отображение в художественном произведении; приложить к себе то, что можно разглядеть в литературных персонажах; поставить себя на место какого-либо героя; мысленно перенестись в ситуацию, описанную в произведении.
Таким образом, литература как искусство слова формирует духовно-нравственные ценности человека и оказывает влияние на его
мировосприятие и отношение к людям
Слайд 23
О том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но
как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.
Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь. Нравственный человек не знает смерти: его душа обретает вечную жизнь (таков религиозный взгляд), а его личность живет в сознании тех, кого он любил, и кто продолжает любить его. Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живет долго.
Слайд 24У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать;
нет ничего
глупее,
чем пытаться подменить у них это умение нашим.
Жан-Жак Руссо
Слайд 25
Очень хорошо, что учебный предмет ОРКСЭ преподается при выходе из начальной
школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются детьми и принимаются. Нравственная культура необходима каждому человеку. Школьники умеют хорошо и правильно рассуждать о морали и нравственности, ответственном отношении к окружающим людям сверстникам и взрослым, природе, Родине, здоровью, и стараются не только говорить, но и поступать правильно. Этот курс продолжился в 5 классе во внеурочной деятельности .
Слайд 26Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему
нравственному человеку.
Николай Васильевич Шелгунов
Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
Слайд 27
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя,
своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.
Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией
Слайд 28Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе,
умение наслаждаться окружающим миром.
Слайд 29Источники:
http://www.orkce.org/
http://kolesnikova-zvr.narod.ru/index/0-14
http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402
http://www.koiro.edu.ru/act/projects/relig/