Слайд 1Диагностика семейных и детско-родительских отношений
Слайд 2Результаты психологических исследований
Кризис самого института семьи
Кризис проявляется тем ярче,
чем выше (в среднем) уровень жизни и материального благополучия людей.
Современная семья, испытывающая нарастающий стресс, связанный с переходной политической системой в нашем обществе, перестает справляться с такой своей важной функцией, как ее сохранность и благополучие.
Слайд 3Показатели неблагополучия семьи
большое число разводов;
катастрофическое снижение рождаемости;
рост внебрачной рождаемости;
рост случаев жестокого
обращения с детьми;
распространение альтернативных типов брака и семьи (материнских семей, сожительства, семей с раздельным проживанием партнеров, гомосексуальных семей, семей с приемными детьми и т. д.).
Слайд 4Значение диагностики семьи
Необходима в целях выработки оптимальных (наиболее благоприятных) условий для
функционирования семьи как социальной общности
Для этого часто используют опросники диадных отношений.
Слайд 5Опросники в диагностике родительско-детских отношений
Опросник родительского отношения к детям А. Я.
Варга и В. В. Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними
Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера также позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. Его можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении
Опросник PARI (Parental attitude research instrument) предназначен для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).
Слайд 6Опросник родительского отношения к детям
А. Я. Варга и В. В.
Столина
В родительское отношение включается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник представляет из себя 61 утверждение, с которыми следует согласиться или нет. При обработке ответы распределяются по пяти шкалам, соответствующим разным типам родительского отношения:
«Принятие-отвержение»;
«Кооперация»;
«Симбиоз»;
«Авторитарная гиперсоциализация»;
«Маленький неудачник».
Слайд 7«Принятие-отвержение»
Высокие значения отражают положительное эмоциональное отношение к ребенку, его принятие, когда
родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.
Низкий показатель означает отвержение. Родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Чаще всего родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
Слайд 8«Кооперация»
Отражает социально-желательный образ родительского отношения.
Высокий показатель по этой шкале: родитель
заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует ребенку. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Слайд 9«Симбиоз»
Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.
При высоких показателях по этой
шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
Слайд 10«Авторитарная гиперсоциализация»
Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.
При высоких
значениях по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
Слайд 11«Маленький неудачник»
Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.
При высоких значениях
по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Слайд 12Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)
Э. Г. Эйдемиллера
уровень
протекции — сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка: чрезмерно много (гиперпротекция) — шкала Г+ или недостаточно (гипопротекция) — шкала Г-;
степень удовлетворения потребностей как материально-бытовых, так и духовных: стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка (потворствование) — шкала У+ или недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка (игнорирование потребностей) — шкала У-;
Слайд 13Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)
Э. Г. Эйдемиллера
Уровень требований к ребенку в семье.
обязанности: чрезмерность требований-обязанностей — шкала Т+ или недостаточность требований-обязанностей, приводящая к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу, — шкала Т-;
запреты: чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации — шкала 3+ или недостаточность требований-запретов, стимулирующая развитие гипертимного, неустойчивого типа характера, — шкала 3-.
наказание: чрезмерность санкций, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения — шкала С+ или минимальность санкций, упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний — шкала С-.
Неустойчивость семейного воспитания: резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство, — шкала Н.
Слайд 14Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)
Э. Г. Эйдемиллера
Опросник состоит из 130 утверждений о воспитании детей, с которыми каждому родителю нужно либо согласиться (обвести кружком номер утверждения в бланке для ответов), либо выразить свое несогласие (зачеркнуть соответствующий номер). Обведенные номера ответов подсчитываются отдельно для каждой шкалы. Классификация типов отклонений или нарушений семейного воспитания приводится в ключе опросника.
Опросник позволяет выявить склонность родителей решать личностные проблемы за счет ребенка.
АСВ широко применяется в практике психологов-консультантов.
Слайд 15Опросник PARI
Разработан американскими психологами Е.С.Шефер и Р. К. Белл, адаптирован
Т.В.Нещерет в Санкт-Петербурге.
В опроснике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них восемь признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений.
Слайд 16Отношение к семейной роли
Оценивается по 8 признакам:
ограниченность интересов женщины рамками
семьи, заботами исключительно о семье;
ощущение самопожертвования в роли матери;
семейные конфликты;
сверхавторитет родителей;
неудовлетворенность ролью хозяйки дома;
«безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи;
доминирование матери;
зависимость и несамостоятельность матери.
Слайд 17Отношение родителей к ребенку
Оптимальный эмоциональный контакт оценивается по 4 признакам:
побуждение словесных
проявлений, вербализаций;
партнерские отношения;
развитие активности ребенка;
уравнительные отношения между родителями и ребенком.
Слайд 18Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком
Оценивается по 3 признакам:
раздражительность, вспыльчивость;
суровость, излишняя строгость;
уклонение
от контакта с ребенком.
Слайд 19Излишняя концентрация на ребенке
Описывается по 8 признакам:
чрезмерная забота, установление отношений зависимости;
преодоление
сопротивления, подавление воли;
создание безопасности, опасение обидеть;
исключение внесемейных влияний;
подавление агрессивности;
подавление сексуальности;
чрезмерное вмешательство в мир ребенка;
стремление ускорить развитие ребенка.
Слайд 20Опросник PARI
Каждый признак описан в опроснике под соответствующим номером и измеряется
с помощью пяти суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания.
Вся методика состоит из 115 суждений.
Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.
Схема пересчета ответов в баллы содержится в ключе методики. В первую очередь анализируются высокие и низкие оценки.
Опросник может применяться с целью изучения специфики внутрисемейных отношений, особенностей организации семейной жизни.
Слайд 21опросник Т. Лири
Может использоваться и для диагностики родительско-детских и супружеских
отношений.
С этой целью дается инструкция: описать свое актуальное и идеальное Я, а затем дать оценку жене (мужу) и идеалу жены (мужа), то же в отношении матери, отца, детей, а при необходимости и других членов семьи.
Рассогласование идеала с актуальным образом оцениваемого лица представляет значительный интерес для оценки сложившейся семейной ситуации в целом, а также для представления о степени выраженности когнитивного диссонанса у обследуемого лица, то есть о степени несоответствия реально существующих жены (мужа), отца, матери, ребенка, других значимых лиц с представлением о том, какими они должны быть в глазах данного конкретного испытуемого.
Слайд 22Опросники в диагностике супружеских отношений
Диагностика может касаться изучения следующих аспектов:
стремление мужа
и жены к сохранению брака;
отношение к сложившейся семейной ситуации;
основные характеристики супружеских отношений;
сформированность представления о положительных и отрицательных чертах характера мужа и жены;
способность мужа и жены к сопереживанию и сочувствию;
факторы, сопутствующие супружеским разногласиям;
модели взаимодействия и взаимоотношений супругов;
представления о сексуальной жизни супругов и пр.
Слайд 23
при изучении супружеских отношений имеет вопрос о выборе методов получения информации
о конкретной супружеской паре, так как от точности и полноты информации зависит постановка диагноза, выбор направления коррекционной работы и ее эффективность.
Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы.
Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей) ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли).
Слайд 24Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)
А. Н. Волковой
Позволяет
определить представления супругов о значимости в семейной жизни родительских обязанностей, личностной общности, сексуальных отношений, профессиональных интересов каждого, хозяйственно-бытовых обязанностей, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности.
Эти представления, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей. Степень согласованности семейных ценностей существенно влияет на характер супружеских отношений.
Слайд 25Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)
А. Н. Волковой
Другой
фактор, определяющий взаимоотношения супругов, — ролевые представления о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию каждой семейной функции.
Опросник позволяет установить представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, соответствие ролевых ожиданий (установка на активное выполнение партнером семейных обязанностей) ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого выполнять семейные роли).
Слайд 26Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)
А. Н. Волковой
Процедура
диагностирования состоит в том, что каждый из супругов распределяет свой набор из 36 карточек с утверждениями опросника по четырем группам с классификаторами: «полностью согласен», «в общем это верно», «это не совсем так», «это неверно».
Анализ результатов позволяет установить степень и причины конфликтности в семье.
Слайд 27Изучение семейной истории
Генограмма – представляет собой форму семейной родословной, на которой
записывается информация о членах семьи в трух поколениях. Предложена Мюррэем Боуэном в 1978 году. Служит для анализа семейной истории с позиции системной теории
Методика «Значимые события жизненного пути» (автор – Н.Ю. Коржова, модификация Т.А. Заеко) – изучение истории семьи и особенностей восприятия ее членами собственного событийного пути.
Слайд 28Диагностика структуры семьи
Методика измерения психологической дистанции (автор Е.И.Медведская, модификация Т.А.Заеко) –
определение степени близости (отдаленности) субъекта по отношению к членам семьи на основании измерения длины психологической дистанции и выявления вида взаимоотношений между испытуемым и членами семьи.
Объекты: Я, муж (жена), ребенок, моя мама (мать испытуемого), мой отец (отец испытуемого), мать мужа (жены), отец мужа (жены), браться и сестры (испытуемого и мужа / жены)
Детский вариант: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя.
Слайд 29Диагностика структуры семьи
Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) – выявляет положение
субъекта в системе межличностных отношений, определить характер коммуникаций в семье. Относится к рисуночным проективным методикам Испытуемому выдают бланки с кругом диаметром 110 мм. Инструкция: «Перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя, членов семьи в форме кружков и подпишите их имена».
Опросник «Семейные роли» (модификация А.В.Черников) – вариант психотерапевтической техники «Ролевая карточная игра» (Джина Огден и Энн Зевин, 1970). Позволяет определить включение каждого члена семьи в организацию совместной жизни (роли-обязанности) и типичные варианты поведения в конфликтных ситуациях (роли-взаимодействия), оценить статус членов семьи и их влияние на принятие семейных решений.
Слайд 30Выявление семейно обусловленных психотравмирующих состояний
Методика «Семейно обусловленное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер) –
выявление психотравмирующих состояний взрослых и детей, проживающих в одной семье. Представляет собой интервью, направленное на выяснение общей неудовлетворенности, нервно-психического напряжения и семейной тревожности.
Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) - отражает переживания человека, связанные с его позицией в семье, с тем, как он воспринимает себя в ней.
Слайд 31Диагностика эмоциональных взаимоотношений и их динамики в супружеской паре
Методика «Динамика психологической
близости в супружеской паре» (Авторы А.Кроник, Е.Кроник, модификация Т.А.Заеко). Относится к группе графических проективных методов. Супругам предлагается изобразить изменение психологической близости в паре на графике с момента знакомства до момента проведения обследования, а также оценить степень психологической близости в перспективе.
Шкала любви и симпатии (автор З.Рубин, модификация Л.Я.Гозмана и Ю.Е.Алешиной). 14 вопросов – 7 – шкала любви, 7 – шкала симпатии
Слайд 32Диагностика эмоциональных взаимоотношений и их динамики в супружеской паре
Опросник ПЭА (понимание,
эмоциональное притяжение, авторитетность) (автор А.Н.Волкова, модификация В.И.Слепкова). Измеряет степень понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке). 45 утверждений, 3 шкалы, включающих по 15 утверждений.
Опросник удовлетворенности браком (В.В.Столин, Т.Л.Романова, Г.П.Бутенко) – экспресс-диагностика степени удовлетворенности браком и степень совпадения – рассогласования удовлетворенности у супругов. 24 утверждения, 10 минут на заполнение бланка опросника.