Слайд 1Диагностика проблем в эмоциональной сфере интеллектуально одаренных подростков
Педагог-психолог МАОУ ШИЛИ Диденко
М.В.
«Богатая, гармонично развитая и хорошо управляемая эмоциональная сфера человека – золотой фонд личности, богатство, которое нужно не только беречь, но и приумножать» /Врач-психиатр В.С. Дерябин
Слайд 2Термин «эмоция» (от лат. emovere – потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение
к различным событиям и ситуациям в жизни.
Эмоциональная сфера – одна из центральных характеристик личности, накладывающая отпечаток на личность в целом, на поведение, мышление, отношение к себе и окружающим. Возможность и умение выражать эмоции – залог здорового развития личности.
Слайд 3
Управление эмоциями в основе своей закладывается в детстве и развивается на
протяжении всей жизни человека, поэтому важно уделять внимание адекватному формированию этого качества еще в школьном возрасте.
Одаренные дети часто находятся в «плену эмоций», т.к. не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Одаренные дети особенно нуждаются в помощи в данной области, в силу присущей им сверхчувствительности ко всему происходящему вокруг. Отсутствие работы над проблемами в эмоциональной сфере одаренных детей ведет к потере индивидуальности в старшем, подростковом возрасте.
Слайд 4Наличие проявлений (признаков) общей одаренности, сопряженной с интеллектуальной деятельностью и общей
работоспособностью, не ограждает школьников от негативных эмоциональных переживаний (страхов, депрессивности, тревог, агрессии, скуки, неудовлетворенности и т.п.) в учебной деятельности и образовательном взаимодействии.
Слайд 5
Для того чтобы знать, как исправлять,
необходимо сначала выяснить,
что надо исправлять.
Разработаны индивидуальные карты учащихся
7 классов, которые включают:
Вопросы относительно комфортности обучения в классном коллективе и проживания в лицее, безопасности нахождения в школе;
Опросник «Эмоциональная оценка школы» (Гизатуллина);
Методика по определению самооценки учащихся;
Психогеометрический тест;
Методики по изучению уровня тревожности: модифицированный вариант методики Прихожан (по определению реакции на события, успех в школе, отношения с людьми, оценки школьных ситуаций)
Слайд 6Методика – «Эмоциональная оценка школьников » Гизатуллина
1. Неприязнь к школе.
Появляется в следствие того, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей.
Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Возникают проблемы с регламентацией учебного процесса, т.к. обладают сверхмотивацией, стремлением к достижениям и высоким творческим потенциалом..
Так же это может быть вызвано тем, что педагоги не уделяют должного внимания ребенку, ссылаясь на то, что « он и так все знает» или « я и так знаю, что он это понимает», в конце концов, ребенок разочаровывается в школе и чаще всего начинает реализовываться в другой сфере.
Слайд 7Методика – «Эмоциональная оценка школьников » Гизатуллина
7. Потребность во внимании взрослых.
В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых.
Это вызывает трения в отношениях с другими детьми.
Слайд 8Методика – «Эмоциональная оценка школьников » Гизатуллина
Во всех классах есть
ученики с низким уровнем эмоциональной оценки (17%),
В 10А , 10 Б и 10 Г классах есть ученики, которые испытывает дискомфорт дома.
Лишь треть учащихся делится с родителями школьными проблемами.
Слайд 9
Методика – Анкета «Отношения подростка с классом»
2. Игровые и учебные интересы.
Одаренным детям нравятся сложные игры и задания и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники.
Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
В связи с этим одаренные дети часто становятся «одиночками», такие дети часто начинают комплексовать из-за того, что они не такие, как все.
Слайд 10
Методика «30 пословиц», авторы: Г.Б.Монина, Е.К. Лютова-Робертс
3. Конформность.
Одаренные дети могут,
отвергая стандартные требования, не соглашаться с мнениями других, особенно если эти мнения идут вразрез с их интересами.
На этой почве у ребенка могут возникать конфликтные ситуации со сверстниками, родителями и педагогами.
Либо же возможен крайне противоположный вариант, когда ребенок идет на поводу у сверстников, вопреки своему мнению, чтобы не стать изгоем.
Слайд 11
Методика изучения самооценки Казанцевой Г. Н.
6. Стремление к совершенству.
Для одаренных
детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности,
собственной неадекватности и низкая самооценка.
Слайд 12
«Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша
Слайд 13Учащиеся 8 кл., требующие особого внимания по результатам выявления уровня тревожности
Слайд 14
Тревожность, как признак эмоционального неблагополучия
Тревожность у одаренных детей часто порождается
конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе.
Это заставляет одаренных школьников постоянно добиваться успеха и одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности.
Что выражается в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.
Работа во многом должна быть направлена на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.
«Чрезмерное спокойствие»
Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности.
Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.
Слайд 15«Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса»
Наиболее высокие («тревожные») результаты наблюдаются по
ф5, ф6, ф1, ф4, ф8.
Основными факторами, способствующими формированию и закреплению тревожности являются: страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения, страхи в отношениях с учителями.
Слайд 16"Экспресс-диагностика эмпатии", Юсупов И. М.
Слайд 17Диагностика показателей и форм агрессии Басса – Дарки ( адаптация А.К.
Осницкого)
Агрессивность, как признак эмоционального неблагополучия.
Самая «тяжелая» ситуация – с «чувством вины», с «косвенной» и «физической» агрессивностью.
Дети часто демонстрируют с одной стороны - угрызение совести, с другой – злобное поведение, злобные сплетни, шутки, взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.
Могут с легкостью использовать физическую силу против других.
Слайд 18Исследовательские работы – выбор тем: «Психологические причины вовлечения подростков в деструктивные
секты», «Суицид как социально-психологическое явление», «Подростковое одиночество», «Ошибочные действия. Их природа и особенности»
4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
Слайд 19Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Слайд 20Экспресс тест
«Подвержены ли Вы экзаменационному стрессу?»
Тест «Как определить уровень стресса?»
Тест Ридера
Экзаменационный стресс не только снижает работоспособность, но и сопротивляемость к различным болезням, провоцирует обострение имеющихся хронических заболеваний.
Эмоции стресса:
Эмоции агрессивного ряда:
• раздражение • досада • возмущение • злость • негодование • гнев • ярость
Эмоции тревожного ряда:
• чувство напряжённости • обеспокоенность • взволнованность • озабоченность • взбудораженность • ощущение опасности, угрозы • чувство замешательства • чувство тревоги • страх • смятение • растерянность • паника • ужас
Эмоциональные симптомы стресса:
• Раздражительность • Беспокойство • Подозрительность • Мрачное настроение, депрессия • Суетливость • Ощущение напряжения • Истощенность • Подверженность приступам гнева • Циничный, неуместный юмор • Ощущение нервозности, боязливости, тревоги • Потеря уверенности • Уменьшение удовлетворенности жизнью • Чувство отчужденности • Отсутствие заинтересованности • Сниженная самооценка • Неудовлетворенность работой
Слайд 21Диагностика "эмоционального интеллекта" (Н. Холл)
1. Эмоциональная осведомленность - это осознание и понимание
своих эмоций, а для этого постоянное пополнение собственного словаря эмоций. Люди с высокой эмоциональной осведомленностью в большей мере, чем у другие осведомлены о своем внутреннем состоянии.
2. Управление своими эмоциями - это эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость и т.д., другими словами, произвольное управление своими эмоциями
3. Самомотивация - управление своим поведением, за счет управления эмоциями.
4. Эмпатия - это понимание эмоций других людей, умение сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, а так же готовность оказать поддержку. Это умение понять состояние человека по мимике, жестам, оттенкам речи, позе.
5. Распознавание эмоций других людей - умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей.