Слайд 1ПРОВОРОВА Г. П.
Март 2017 год
МКОУ «Никулинская ООШ»
ТЕМА МОЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РМО
«ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РАЗВИТИИ»
Слайд 3Инклюзия
(от inclusion - включение)
Процесс, при котором что-либо
включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого.
Слайд 4Инклюзивное образование
Инклюзивное образование
(фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – процесс развития общего образования,
который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Слайд 5Очень важно понять:
При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети
привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.
Слайд 6
“Мы исключили эту часть людей из общества,и надо вернуть их назад,
в общество, потому, что они могут нас чему-то научить”
Жан Ванье известный канадский педагог и общественный деятель
Слайд 7Основные спорные вопросы инклюзивного
образования на сегодняшний день
Не все родители детей
с особенностями развития хотят отдавать своих детей в обычную школу, опасаясь насмешек, конфликтов с одноклассниками и учителями, непонимания особенностей своих детей, неадекватной реакции на особенности детей
Родители «обычных» детей опасаются, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать учителя и детей, что снизит уровень знаний всего класса.
Слайд 8Психологический аспект:
Изолируя ребёнка от детей, отстающих в развитии, вы формируете нетерпимое,
брезгливое, высокомерное отношение к тем, кто в «чём-то не соответствует».
Общество, «исключающее» людей с ограниченными возможностями, создаёт многочисленную группу несоциализированных, асоциальных личностей, представляющих опасность для него самого.
Никто, ни одна семья не застрахована от появления в ней лица с ОВЗ.
Слайд 9Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании
в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
п5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Слайд 10Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
Ценность человека не зависит от его
способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 11Проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников,
наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим, одной из центральных задач по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у здоровых детей толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.
Слайд 12Формирование толерантного отношения здоровых учеников к детям – инвалидам и к
детям с ограниченными возможностями здоровья:
для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Слайд 13Толерантность – добровольный индивидуальный выбор, который не навязывается, а приобретается через
воспитание, информацию, личный жизненный опыт
Дети учатся толерантности в семье.
Дети копируют наше поведение.
Дети ориентируются на отношение педагога к «особым детям».
Дети нуждаются, чтобы мы поговорили с ними «по душам».
Дети многое могут почерпнуть из фильмов и литературных произведений (помогите им в этом).
Слайд 14Толера́нтность — терпимость к иному мировозрению, образу жизни, поведению и обычаям.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – НЕ ЗНАЧИТ РАВНОДУШИЕ!
Слайд 15«Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней,
который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого»
Луций Анней Сенека римский философ, поэт и государственный деятель.
Слайд 16
Инклюзивное образование:
готовы ли школьники принять в свою среду "особых" детей
Слайд 17
Действительно ли современные школьники не могут (не хотят) принять в свою
среду детей с особенностями и готовы ли современные школьники понять и принять детей с особенностями в свою среду.
Слайд 18Анкетирование
1.Были ли среди твоих знакомых или родственников взрослые или дети с
инвалидностью?
2. Как ты отнесешься к тому, что вместе с тобой будут учиться такие ребята?
3. Как ты относишься к общению с детьми-инвалидами?
4. Стал бы ты помогать таким детям?
5. Какие чувства у вас возникают к детям-инвалидам?
Слайд 19Анализируя данную анкету
можно сделать вывод, задумываются ли одноклассники всерьез и
сталкивались ли с такой проблемой.
Готовы ли они в большинстве своем к общению и настроены ли на приятие или отрицание детей-инвалидов.
Слайд 20Готовы ли они в большинстве своем
«Увидеть» человека с ограниченными возможностями, но
сделать вид, что не заметил его недостатков.
«Установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями. «Понять» проблему человека.
«Принять» человека таким какой он есть, осознать достоинства человека.
«Заинтересоваться» успехами человека.
Что-то «перенять» и что-то дать взамен
«Помочь реализовать» человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.
Слайд 21Антуан де Сент-Экзюпери:
«Если я в чем-то на тебя не похож, я
этим
вовсе не оскорбляю тебя, а
напротив, одаряю».
Слайд 22РОЛЬ УЧИТЕЛЯ:
Важным условием организации образовательного
процесса для детей с
ОВЗ является учитель.
Однако на сегодняшний день
единицы учителей имеют специальную
подготовку для работы с детьми с ОВЗ.
В школах отсутствуют или в недостаточном
количестве такие специалисты, как логопед,
дефектолог, а также медицинские работники,
психологи,
социальные педагоги.
Слайд 23Проблемы детей с ОВЗ усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами
интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач по отношению к детям с особыми потребностями является формирование толерантности не только у учащихся, но и у педагога педагогической толерантности. Для того, чтобы сформировать в детях толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, педагог сам должен быть готов к проявлениям толерантности.
Данной анкетой можно проверить себя, насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальность встречающихся вам людей.
Слайд 24Анкета на определение уровня толерантности
Инструкция: Проверьте себя, насколько вы способны
принимать или не принимать индивидуальность встречающихся вам людей. Воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, насколько верны ниже приведенные суждения по отношению к вам. Будьте предельно искренни.
0 баллов - неверно;
1 балл — верно в некоторой степени;
2 балла - верно в значительной степени;
3 балла — верно в высшей степени.
Закончив оценку суждений, подсчитайте сумму баллов.
Слайд 251. Вы не умеете либо не хотите понимать или принимать индивидуальность
других людей.
2. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя.
3. Вы категоричны в оценках людей.
4. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у коллег, обучающихся.
5. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего коллегу, ученика.
6. Вам хочется подогнать коллег, учащихся под себя.
7. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности?
8. Вы не терпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался ваш коллега, ученик?( осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку, стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться.)
9. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам или притязаниям других?
Слайд 26По результатам анкетирования можно выделить четыре уровня толерантности педагога к детям
с ограниченными возможностям здоровья:
1. Высокий уровень (0 – 6 баллов) – устойчивое позитивное отношение, активная позиция по отношению к детям с ограниченными возможностями, выражающаяся в высокой готовности, знаниях об инвалидности и сущности толерантности, умениях и навыках взаимодействия с данной категорией детей, отсутствие социальной дистанции.
2. Средний уровень (7 – 14 баллов) – преимущественно позитивное отношение и активная позиция, выражающаяся в достаточной профессиональной готовности, знаниях о толерантности и инвалидности, теории, методики и практики педагогического взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности.
3. Уровень ниже среднего (15 – 21 баллов) – неустойчивая, малоактивная позиция по отношению к педагогической деятельности связанной с детьми инвалидами, выражающаяся в слабо сформированной профессиональной готовности, недостаточных знаниях о толерантности и особенностях инвалидности.
4. Низкий уровень (22 – 27 баллов) – негативное отношение, к детям, имеющим ограниченные возможности, незначительные знания об инвалидности и толерантности к детям с ограниченными возможностями.
Слайд 27Председатель Комитета Мособлдумы Андрей Голубев привёл данные, что на сегодняшний день
в Московской области проживает 19,8 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 28Впервые в нескольких подмосковных школах начинают работать специальные первые классы, где
особенные дети будут учиться вместе с остальными. Речь идет о так называемом инклюзивном обучении, организованном на базе муниципальных школ. В федеральном пилотном проекте участвуют Домодедово, Электросталь, Красногорск, Реутов и Щелково.
Слайд 29«Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».
М.
Пришвин
Слайд 30СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ В НЕЛЁГКОЙ, НО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ!