Слайд 1 Педагогические Дебаты
Профессиональная позиция педагога в отношении проблемы насилия
над детьми
Слайд 2 В словаре С.И. Ожегова
Насилие- «принуждение, давление, нажим, применение физической силы;
принудительное воздействие на кого либо; притеснение, беззаконие»
Слайд 3Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение
силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или – что в нашей культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю.
Слайд 4Виды эмоционального насилия:
- насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание,
унижение в присутствии других детей и пр.;
- отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).
Слайд 5Физическое насилие:
К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча
и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.
Слайд 6Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того,
кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:
Слайд 7– физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с
двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя;
– особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;
– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма готовы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;
– неразвитые социальные навыки;
– страх перед школой; – отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
Слайд 8– болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи),
энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;
– низкий интеллект и трудности в обучении.
Слайд 9Школьному насилию способствуют:
1. Анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора
образовательных учреждений.
2. Плохой микроклимат в учительском коллективе.
3. Равнодушное и безучастное отношение учителей.
Слайд 10Насилие в семье
35% родителей используют телесные наказания (вплоть до ожогов, нанесения
детям колотых ран);
20% – заставляют выполнять половые действия или совершают их с детьми;
26% – предъявляют повышенные требования, издеваются, унижают детей;
15% – используют иные формы насилия.
Слайд 11Виды и формы насилия над детьми
1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение
физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.
2. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.
3. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Слайд 12Причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:
-недостаточное возрасту и потребностям ребенка
питание, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
– отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
– нанесение физических повреждений;
– вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение преступления.
Слайд 13Над ребенком совершено экономическое насилие, если:
не удовлетворяются его основные потребности, контролируется
поведение с помощью денег.
взрослыми растрачиваются семейные деньги.
ребенок используется как средство экономического торга при разводе.
Слайд 14Истоки и причины насилия :
а) исторически сложившиеся стереотипы воспитания детей.
б)
разочарования из-за неоправданных завышенных ожиданий родителей, стремящихся вовлечь детей в максимальное количество видов деятельности и допускающих превышение допустимой для ребенка нагрузки.
в) социальные факторы, вытекающие из кардинальных изменений в общественных и идеологических установках и приведшие к смене ценностных ориентиров, появлению тревоги и агрессии.
Слайд 15г) неблагоприятная экономическая ситуация, падение уровня жизни, появление безработицы.
д)
вынужденная миграция населения из стран СНГ в поисках работы вследствие остановки крупных производств, реструктуризации армии, а также в результате локальных войн.
Слайд 16Тип родителей склонных к психофизическому насилию:
не являются биологически родными для ребенка;
часто
конфликтуют в семье, импульсивны, эмоционально неустойчивы, имеют психические и личностные расстройства;
в детстве сами пережили насилие;
Слайд 17обладают низким уровнем культуры и образования родителей, а также социально-экономическим статусом,
например, принадлежат к категории безработных, имеют уголовное прошлое или настоящее;
воспитывают ребенка без супруга(и);
относительно молоды и неопытны, поэтому безразличны к состоянию и развитию ребенка;
склонны к злоупотреблению алкоголем либо приобщились к наркотикам;
обременены большим количеством детей.
Слайд 18Последствие после психофизического насилия над ребёнком:
Низкая самооценка.
Агрессивность в поведении ребёнка.
Соматические заболевания.
Психотравма.
Психоневрологические
заболевания.
Суецыдальное поведения.
Наркомания.
Токсикомания.
Уход из дома.
Уход из школы.
Слайд 19Дебаты
Дебаты- обмен мнениями, прения.
Дебаты-спор, в котором две стороны имеют целью убедить
третью в своей правоте.
Дебаты-(фр) словесный поединок.
Дебаты- образовательная технология, направленная на развитие критического мышления, толерантности, культуры диалога, формирования коммуникативных навыков.
Слайд 20Уважение
Честность
Проигравших нет
Принципы дебатов
Слайд 21Алгоритм выступления
3. Вступление (обоснование актуальности темы)
4. Определение понятий темы
5. Выдвижение критерия
2.
Представление команды и самого себя
1.Приветствие слушателей
6. Заключение
7. Благодарность за внимание
Слайд 22
Позволю себе не согласиться с вами, так как считаю, что…
(аргумент)
Ваши аргументы
не кажутся мне убедительными, я предполагаю другое решение…
( аргумент)
Я уважаю вашу точку зрения, но не соглашусь с ней, поскольку… (аргумент)
В помощь вступающему в дебаты
Ваша позиция по этой проблеме мне понятна, но попробую её опровергнуть….(аргумент)