Слайд 1Русский писатель, этнограф и лексикограф,
собиратель фольклора, военный врач.
Выполнила:
преподаватель Селеменева
Оксана Анатольевна
Дни
науки и техники
Презентация на тему:
«Даль Владимир Иванович»
10 ноября 1801 – 22 сентября 1872
Слайд 2Владимир Даль родился в посёлке Луганский завод (Ныне Луганск) Екатеринославского наместничества
10 (22) ноября 1801 года в семье лекаря горного ведомства Ивана Матвеевича Даля и Марии Христофоровны Даль (урожденная Фрейтага).
Его отец, обрусевший датчанин Йохан Кристиан вон Даль, принял российское подданство вместе с русским именем Иван Матвеевич Даль в 1799 году. Он знал немецкий, английский, французский, русский, идиш, латынь, греческий, был богословом и медиком. Известность его как лингвиста достигла Екатерина II, которая вызвала его в Петербург на должность придворного библиотекаря. Иоанн Даль позднее уехал в Йену, прошел там курс врачебного факультета и возвратился в Россию с дипломом доктора медицины. Российская медицинская лицензия гласит «Иван Матвеев сын Даль 1792 года 8 числа удостоен при экзамене в Российской империи медицинскую практику управлять».
Слайд 3Начальное образование Даль получил на дому. В возрасте тринадцати с половиной
лет поступил в петербургский Морской кадетский корпус, где обучался с 1814 по 1819. Выпущен 2 марта 1819 года мичманом на Черноморский флот. После окончания курса он был произведён в мичман, проходил офицерскую службу сначала на Чёрном (1819-1824), а потом на Балтийском морях (1824-1925)
После нескольких лет службы на флоте Владимир Даль 20 января 1826 года поступил в Дерптский университет на медицинский факультет.
В 1827 году впервые публикуют стихотворения Даля.
Слайд 4Знакомство Даля с Пушкиным должно было состоятся через посредничество Жуковского в
1832 году, но Владимир Даль решил лично представиться знаменитому поэту и подарить один из немногих сохранившихся экземпляров «Сказок…», вышедших недавно. Даль так писал об этом:
Слайд 5Через год, 18-20 сентября 1833, В.И. Даль сопровождал Пушкина по пугачёвским
местам Оренбурского края. Именно от Пушкина он узнал о сюжете «Сказки о Георгии Храбром и о волке». Вместе с Далем поэт объездил все важнейшие места пугачёвских событий. В благодарность он прислал Далю в 1835 году подарочный экземпляр своей «Истории Пугачёва».
Владимир Иванович присутствовал при трагической кончине Пушкина. Даль участвовал в лечении поэта от смертельной раны, полученной на последней дуэли, вплоть до смерти Пушкина 29 января (10 февраля) 1837 года. Владимиру Далю умирающий Александр Сергеевич передал свой золотой перстень-талисман с изумрудом со словами «Даль, возьми на память».
Слайд 6В 1841 г. Даль возвращается в Петербург, там же и начинается
расцвет литературной деятельности Даля.
Публикации петербургского периода(1841-1849)
«Полтора слова о нынешнем русском языке»
(«Москвитянин», 1942, I, №2)
«Недовесок» к этой статье
(там же, часть V, № 9)
«Сочинение казака Луганского» (1846).
«О русских пословицах» («Современник, 1847)
«О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа).
Слайд 8Памятник В. Далю г. Луганск
Домик Даля в Луганске
Слайд 11Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля
(ВНУ им. Даля) г. Луганск
Слайд 12Даль В. И. – один из двенадцати членов учредителей Русского Географического
общества. Член Общества истории и древностей Российских. Член (с 1868 почётный) Общества любителей Российской словесности.
В 1861 году за первые выпуски толкового словаря Даль получил Константиновскую медаль от Императорского географического общества, в 1868 году был выбран в почётные члены Императорской академии наук по историко-филологическому отделению, а по выходе в свет всего словаря был удостоен Ломоносовской премии (1869)
Еще ранее, с 1863 года, Владимир Даль числился почётным членом Академии наук по Отделению естественных наук. При слиянии академии наук с академией Российского его перевели в Отделение русского языка и словесности.
Слайд 13Словарь Даля – один из наиболее значимых толковых словарей русского языка.
Он был создан Далем Владимиром Ивановичем в середине позапрошлого века. Словарь включает порядка двух сотен тысяч слов и тридцати тысяч поговорок, пословиц, присловий и загадок, которые служат для объяснения значения слов.
Даль составлял свой словарь на основе народного живого языка с его региональными видоизменениями, словарь Даля включает лексику устной и письменной речи позапрошлого века, фразеологию и терминологию различных ремёсел, занятий и профессий.
Слайд 14Иван Даль в Петербурге женился на Марии Христофоровне Фрейтаг, у них
родились четверо сыновей: Владимир; Карл(1802-1828), до конца жизни прослужил на флоте, проживал и похоронен в Николаеве, детей не имел; Павел (1805-1835), был болен чахоткой и по состоянию здоровья часто проживал вместе с матерью в Италии, где и похоронен в Риме, детей не имел; Лев (1807-1831), убит польскими повстанцами.
Мария Даль свободно владела пятью языками. Бабушка по материнской линии Владимира Ивановича– Мария Ивановна Фрейтаг – происходила из рода французских гугентов де Мальи, занималась русской литературой. Известны её переводы на русский язык С. Геснера и А. В. Иффланда. Дед Христофор Фрайтаг – коллежский асессор, чиновник ломбарда. Был недоволен филологическим образованием будущего зятя и фактически вынудил его получить медицинское образование, поскольку считал профессию врача одной из немногих «доходных и практических профессий».
Слайд 15Осенью 1871 года с Владимиром Ивановичем случился первый лёгкий удар, после
чего он пригласил православного священника для приобщения к Русской православной церкви и дарование таинства святого причащения по православному обряду. Таким образом, незадолго до кончины Даль прошёл из лютеранства в православие.
22 сентября 1872 года Владимир Иванович Даль скончался и был похоронен на Ваганьском кладбище, вместе с супругой. Позднее, в 1872-м году, на том же кладбище был похоронен его сын Лев.
Слайд 16Цитаты Даля
Не может русский человек быть счастлив в одиночку, ему
нужно участие окружающих, а без этого он не будет счастлив .
Язык есть вековой труд целого поколения.
Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание.
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.
Язык не пойдет в ногу с образованием, не будет отвечать современным потребностям, если не дадут ему выработаться из своего сока и корня, перебродить на своих дрожжах.