1877 году Сергей Алексеевич поступил в Воронежскую классическую гимназию. Учителя в гимназии отмечали необычное свойство памяти С.А. Чаплыгина: «Все, что он слышал, все, что он прочитывал в книге, с фотографической точностью оставалось в памяти».
Будучи в пятом классе, четырнадцатилетний гимназист стал репетитором для неуспевающих учеников из обеспеченных семей.
Весною 1886 года Чаплыгин блестяще окончил гимназию, а осенью был принят на физико-математический факультет Московского университета. Ему было тогда семнадцать лет. Во время обучения своей ученой специальностью Сергей Алексеевич выбрал математику.
По счастливой случайности, в год поступления Чаплыгина в Московский университет в состав его профессуры вошел Николай Егорович Жуковский, который стал учителем Сергея Алексеевича.
В 1890 году, когда Чаплыгин окончил университет Жуковский обратился к руководству с просьбой оставить Чаплыгина при университете для подготовки к профессорскому званию.
Осенью 1894 года Чаплыгин женился, а 3 августа 1895 года у молодых супругов родилась дочь, названная Ольгой.
Чаплыгин работал над магистерской диссертацией и преподавал физику и математику в высших учебных заведениях.
Публичная защита магистерской диссертации Чаплыгина «О некоторых случаях движения твердого тела в жидкости» происходила на заседании физико-математического факультета 20 марта 1898 года.
Ученую степень магистра прикладной математики Чаплыгину присудили единогласно.
В 1899 году Сергей Алексеевич садится за работу над своей докторской диссертацией «О газовых струях», положившей начало новой науке — газовой динамике.
По содержанию диссертация была шире своего названия, и полученные в ней результаты имеют общий характер. Но, как это часто бывает едва ли не со всеми гениальными произведениями, работа Чаплыгина была полностью понята и оценена много позднее первого появления ее в печати.
Защита диссертации состоялась на физико-математическом факультете Московского университета 26 февраля 1903 года. Ученую степень доктора прикладной математики Чаплыгину присудили.
с определенным приближением называться жидкостью. С увеличением скорости потока такое приближение становится слишком грубым. Приходится рассматривать более сложную модель течения. К исследованию такой модели и приступает в эти годы Чаплыгин.
В своей диссертации Чаплыгин дает гениальное по простоте решение. Оно состоит в том, что если известно решение некоторой задачи теории струй для случая несжимаемой жидкости, то решение аналогичной задачи для газа получится в виде такого же ряда, все члены которого получат лишь некоторые дополнительные множители.
- Разность давлений сверху и снизу крыла при его движении дает подъемную силу, — сказал Сергей Алексеевич Жуковскому,
- Здесь и решение всего вопроса. Следовательно, увеличивая скорость частиц воздуха на верхней поверхности крыла и уменьшая ее на нижней, можно увеличить подъемную силу. Теоретически это можно сделать, присоединяя к равномерному потоку добавочный, циркулирующий вокруг крыла так называемый циркуляционный поток.
А раз постулатом Чаплыгина определяется величина циркуляции, то по теореме Жуковского можно рассчитать и величину подъемной силы.
В начале 1910 года Чаплыгин пишет мемуар «О давлении плоскопараллельного потока на преграждающие тела», который содержит изложение результатов, относящихся к определению подъемной силы крыла. В этой работе впервые созданы основы современной гидродинамической теории крыла. Исходя из гипотезы Чаплыгина, здесь выведены формулы, которые применяются и теперь для определения величины, направления и точки приложения равнодействующей сил давления потока на крыло.
Жуковский и Чаплыгин, создав циркуляционную теорию, позволили находить потоки около толстого крыла при условии его вполне определенной формы. Эти формы профилей крыла и получили название «теоретических крыльев»
В 1918 году Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, и инженера В. П. Ветчинкина просят заняться механикой газов и ее приложением к внешней и внутренней баллистике.
Ставший ныне классическим «метод Чаплыгина» представляет одно из наиболее выдающихся достижений советской науки в области прикладной математики. Новый метод приближенного интегрирования дифференциальных
Работая в ЦАГИ Чаплыгин продолжает публиковать работы которые идут впереди своего времени и предвосхищают задачу механизации крыла, выдвигаемую скоростной авиацией. Именно благодаря формуле идеальной обтекаемости крыла, выведенной Чаплыгиным летают все современные самолеты.
уравнений создавался Чаплыгиным для решения задач баллистики и движения поезда, то сейчас им пользуются и для решения задач космонавтики.
8 октября 1942 года С.А.Чаплыгин умер от кровоизлияния в мозг.
Похоронен Чаплыгин С.А. в Новосибирске на территории Сибирского научно – исследовательского института авиации.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть