Слайд 1Аутизм и интеллектуальная недостаточность
Слайд 2Умственная отсталость
Умственная отсталость — стойкое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной
деятельности, связанное с врожденной или приобретенной до трехлетнего возраста органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом. Распространенность умственной отсталости – 1 -3% в общей популяции людей.
Слайд 3Синдром раннего детского аутизма
Отрыв от реальности, отгороженность от внешнего мира, отсутствие
или парадоксальность реакций на внешние раздражители, нарушение адекватной эмоциональной связи со средой
Слайд 4Этиологические факторы
наследственные, в том числе связанные с повреждением генеративных клеток;
внутриутробные, действующие на зародыш и плод;
перинатальные и первых трех лет внеутробой жизни.
Слайд 5
МКБ-10
В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая
(IQ — 69-50) , умеренная (IQ – 50-35), тяжелая (IQ – 34-20), глубокая (IQ<20).
Слайд 6Распространенность степеней
умственной отсталости
Слайд 7Физические нарушения у детей
с умственной отсталостью
Слайд 8Описание заболевания
Ранний детский аутизм — клинический синдром, впервые описанный Л. Каннером
в 1943 г. Его основными признаками являются:
1. Врожденная неспособность ребенка к установлению контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленная низким интеллектуальным уровнем;
2. Стереотипность поведения (стремление к постоянству, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем);
3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);
4. Особая характерная задержка в развитии речи вне связи с уровнем интеллектуального развития;
5. Раннее проявление – до 30-го месяца жизни.
Слайд 9Классификация общих расстройств психологического развития по МБ -10
F.84.0. Детский аутизм
F.84.
1. Атипичный аутизм F.84.
2. Синдром Ретта F.84.
3. Другие дезинтегративные расстройства детского возраста F.84.
4. Гиперактивные расстройства, сочетающиеся с умственной отсталостью и стереотипными движениями. F.84.
5. Синдром Аспергера F. 84.8.
Другие общие расстройства развития. F. 84.9.
Общие расстройства развития, не уточненные 3
Слайд 10Детский аутизм (F 84.0)
Общее расстройство развития, определяется наличием аномального или нарушенного
развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет, и аномальным функционированием во всех трех сферах социального общения и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков встречается в 3 – 4 раза чаще.
Атипичный аутизм (F 84.1) Наиболее часто возникает у детей с умственной отсталостью или тяжелым расстройством развития рецептивной речи. Отличается от детского аутизма возрастом начала
( 3 – 5 лет).
Слайд 11Синдром Ретта (F 84.2)
Синдром Ретта (F 84.2) Наследственное заболевания, встречается почти
исключительно у девочек с частотой 1:15 000, являясь следующей по частоте после синдрома Дауна специфической причиной умственной отсталости у девочек. Развитие ребенка до 1 – 1,5 лет протекает нормально, но потом у девочек начинают распадаться только что приобретенные речевые, двигательные и предметно – ролевые навыки. Характерны стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание. Речь затрудняется, временами совсем пропадает ( мутизм). Приступы насильственного смеха периодически сменяются приступами импульсивного поведения.
Слайд 12Другие дезинтегративные расстройства детского возраста (F 84.3)
Наблюдается постепенное прогрессирование заболевания с
развитием деменции. Но нарушения социализации и общения типичны скорее для аутизма, чем для нарушения интеллекта. Гиперактивные расстройства, сочетающиеся с умственной отсталостью и стереотипными
Слайд 13
Синдром Аспергера (F 84.5) Форма аутизма, при котором способность функционировать
относительно сохранена. Аутистическим расстройствам этого синдрома свойственна стертость клинических проявлений. Дети обладают нормальным интеллектом, но нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями. Отмечаются качественные нарушения в социальном взаимодействии и ограниченных, повторяющихся и стереотипных особенностях поведения, интересов и занятий. В дальнейшем онтогенезе ребенка наблюдается формирование особой личности, близкой личностям шизоидного круга.
Слайд 14Клинико-психологическая классификация
О.С.Никольской (1985 – 1987) выделены четыре основные группы РДА. Основные
критерии данной классификации: характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой; характер и степень первичных расстройств.
Слайд 15Классификация аутизма (Никольская О.С.)
Первая форма – полная отрешенность от происходящего; Вторая
форма – активное отвержение; Третья форма –захваченность аутистическими интересами; Четвертая форма – чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.
Слайд 16Первая форма РДА
Отсутствие речи Невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной
улыбки,получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения Дети не откликаются на просьбы, ничего не просят сами, часто не реагируют даже на боль, голод и холод, не проявляют испуга в ситуациях, в которых испугался бы любой другой ребенок. При попытке добиться внимания, заставить что-то сделать, может возникнуть реакция – крик, самоагрессия. Аутизм таких детей максимально глубок, он проявляется как полная отрешенность от происходящего вокруг.
Слайд 17Вторая форма РДА
Дети второй группы более активны Чуть менее ранимы в
контактах со средой Внешне – это наиболее страдающие дети: лицо их обычно напряжено, искажено гримасой страха, характерна для них скованность в движениях, они пользуются эхолаличными ответами, их речь напряженно скандирована Присуща избирательность в одежде, еде, вкусах Движения напряженно скованны, механичны, действия рук и ног плохо скоординированы; пересекают пространство комнаты согнувшись, перебежками, как будто это опасное место Обучать проще действуя их же руками, задавая извне готовые инструкции
Слайд 18Третья форма РДА
Детей третьей группы легче всего отличить по внешним проявлениям:
лицо ребенка хранит выражение энтузиазма, блестящие глаза, застывшая улыбка, говорит быстро и без смысла Такие дети выглядят уже не отрешенными, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме Проявляет экстремальную конфликтность Своеобразие таких детей особенно проявляется в их речи
(многословие, большой словарный запас), не учитывая присутствие собеседника
Слайд 19Четвертая форма РДА
Наиболее легкий вариант аутизма На первый план здесь выступают
уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах, неразвитость самих форм общения, аграмматичность речи Трудности сосредоточения и организации ребенка Педантизм, повышенное пристрастие к порядку Задержка психического развития в целом Все отношения с миром ребенок стремится строить через взрослого человека
Слайд 20Причины РДА
В начале 50-х годов возникла гипотеза о психогенном происхождении отклонения,
но она не получила подтверждения В настоящее время большинство авторов полагают, что РДА является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы РДА может проявиться вследствие самых разных заболеваний, например врожденной краснухи или туберозного склероза
Слайд 21Причины РДА
Факторы, которые могут вызвать врожденные дефекты – редки - Химические
вещества, такие как тяжелые металлы, пестициды, вакцины - весьма спорны Ограниченное развитие (сенсорные лишения, питание / диета) – лишь в некоторых случаях
Слайд 22Аутисты -знатоки
Самым известным аутистом-знатоком, благодаря Голливуду, стал «человек дождя» в исполнении
ДастинаХоффмана. Прототип этого персонажа Ким Пик знает наизусть тысячи книг, его называют мегаученым, так как он гениален сразу в пятнадцати областях знаний Почти четверть программистов Microsoft – люди с симптомами аутизма. У аутистов с сохраненными умственными способностями, а таких около трети, интеллект существенно выше среднего, но неумение общаться мешает им проявить себя.
Слайд 23Отличие аутизма от умственной отсталости
Аутизм относят к "одному из самых распространенных,
загадочных и тяжелых первазивных нарушений" или искаженному психическому развитию, а умственную отсталость к остановке развития (ретардация) или асинхронии развития.
Слайд 24Аутизм и интеллектуальная недостаточность
Наряду с этим, по данным Тео Питерса, аутизм
и умственная отсталость в большинстве случаев встречаются вместе, более того, они, по его мнению, "обычно встречаются вместе". О.С.Никольская с соавторами пишет, что у двух третей детей с аутизмом при обычном психологическом обследовании обнаруживается умственная отсталость.
Слайд 25Отклонения при аутизме
Эрик Мэш и Девид Вольф считают аутизм "Спектральным расстройством",
это значит, что такие дети значительно отличаются друг от друга "по уровню развития когнитивных, речевых и социальных навыков, но могут также иметь разнообразные отклонения, не относящиеся к аутизму, - чаще всего это умственная отсталость и эпилепсия".
Слайд 26Отличие аутизма и умственной отсталости
Основная трудность понимания заключается в том, что
аутичный ребенок качественно иначе, чем умственно отсталый или здоровый ребенок, или взрослые, перерабатывает получаемую по всем каналам (сенсорным, вербальным) информацию. Он не понимает окружающих его людей. Но и его не понимают: родители, сверстники, психологи, врачи. Такой ребенок оказывается в информационной изоляции со всеми ее последствиями.
Слайд 27Умственная отсталость при аутизме
Ситуация "с пониманием" еще более осложняется необычностью проявлений
интеллектуальной недостаточности. У одних детей имеется обычная умственная отсталость, у других умственная отсталость с "фрагментарными способностями" или "островками способностей". Еще группа детей имеют высокий интеллект, это "аутичные вундеркинды", их около 5%. У последних могут быть исключительные способности в таких областях, как математика, музыка, рисование и др.
Слайд 28Признаки аутизма
Ритуалы и стереотипии,
нарушения социального взаимодействия, отрешенность,
отсутствие социальной
и эмоциональной взаимности, неспособность, несмотря на наличие речи, начинать или поддерживать разговор.
Слайд 29Что первично?
В теоретическом и практическом отношении важным является вопрос о первичности
аутизма и умственной отсталости. Исходя из сложности этиопатогенеза и клинико-психологических проявлений этого расстройства, аутизм правильнее относить к первичным нарушениям. Умственная же отсталость может быть первичной и вторичной по своему происхождению. Решение этого вопроса связано и с организацией психолого-педагогической коррекции. Проблема "Понимания" аутичного ребенка зависит не только от качественных нарушений мышления, эмоций при аутизме, но и от степени умственной отсталости. Поэтому при реализации любых форм психолого-педагогической помощи и учебного процесса должна быть учитываема многослойность психических нарушений у таких детей.
Слайд 30Прогноз при аутизме
По мнению Р.Карсон с соавторами, "излечение аутизма весьма проблематично".
Более оптимистичным бывает прогноз у "аутичных вундеркиндов", и то если у них хорошо сформировалась функциональная речь. Но и они, в долгосрочной перспективе, несмотря на достижения в какой-то области творчества, всегда будут испытывать трудности в сфере социального взаимодействия и социальной адаптации.