Слайд 1Артикуляционная гимнастика
Сказка о веселом язычке
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад
№2 комбинированного вида
Учитель-логопед: Ковалева Ю.А.
Слайд 2Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков
- фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Слайд 3ОКОШКО
Жил-был веселый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко.
Посмотрел налево, направо.
Вниз посмотрел. Ночью шел дождь – нет ли луж? Вверх посмотрел - светит ли солнышко?
Закрыл окошко.
Побежал язычок в ванную умываться. Открыл дверь ванной. Дверь заскрипела: Н-н-н...
Надо смазать дверь – подумал Язычок. Вошел он в ванную. Включил свет – «чик».
Открыл кран «чик-чик-чик». Полилась горячая вода «ш-ш-ш»...
«Ой!» - испугался язычок и отдернул руки. Надо открыть какую воду?
Правильно, холодную «чик-чик-чик». И язычок открыл кран с холодной водой «с-с-с»... Холодная водичка соединилась с горячей и стала теплой.
Слайд 4ЧИСТИМ ЗУБКИ
Язычок умылся. Почистил зубки – сначала нижние, затем верхние.
Прополоскал рот.
Умылся еще раз. Вытерся.
Закрыл кран с холодной водой «чик-чик-чик».
Закрыл кран с горячей водой «чик-чик-чик».
Закрыл дверь «н-н-н»..
И побежал веселый Язычок на кухню завтракать.
Слайд 5«ЧИСТИМ ЗУБКИ»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы
с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
Слайд 6МЕСИМ ТЕСТО
А на кухне мама печет пироги.
«Мамочка, здравствуй!, - крикнул радостно
язычок.-
Я тебя очень люблю.»
«Здравствуй, сыночек! Я тебя тоже очень люблю!
Помогай мне тесто месить!»
Пя-пя-пя – разминали они тесто губами, потом зубками, снова губами.
Тесто готово. Испекли они пирожки «Пя-пя-пя...»
Язычок съел три пирожка.
Как ты думаешь, с какой начинкой?
Слайд 7«МЕСИМ ТЕСТО»
Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами
пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
Слайд 8ЧАШЕЧКА
Затем язычок выпил молока вот из такой чашечки.
Сказал «Спасибо».
Слайд 9«ЧАШЕЧКА»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края
языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Слайд 10ДУДОЧКА
И спросил Язычок у мамы – «Мамочка, можно я пойду погуляю?»
Мама
ответила «Конечно, можно, только не опоздай к обеду».
Взял язычок дудочку и весело загудел «Ду-ду-ду!»
Слайд 11ЗАБОРЧИК
Вышел Язычок на крыльцо дома.
Вокруг дома длинный забор. Вот такой.
А
на крыше дома труба. В трубе живет веселый ветер. «У-у-у...»поет он.
Слайд 12Маляр
Веселый маляр красил забор.
Слайд 13«МАЛЯР»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к
горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Слайд 14ГРИБОК
Смотри, Язычок, сказал маляр – возле забора вырос грибок.
Слайд 15«ГРИБОК»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба,
а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
Слайд 16Киска
Как хорошо! ответил Язычок, и вдруг увидел кошку Мурку.
Слайд 17«КИСКА СЕРДИТСЯ»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На
счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается
Слайд 18Поймаем мышку
Мурка ловит мышку.
Нельзя, Мурка! прогнал Язычок кошку. Погрозил пальчиком кошке.
Нельзя!
Слайд 19ЛОШАДКА
Побежал Язычок к своей лошадке.
Погладил её. «Здравствуй, лошадка!» - ласково сказал
Язычок. Лошадка обрадовалась. Заржала «Иго-го!» Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе.
Слайд 20ПАРОХОД ГУДИТ
Скачут они берегом реки. На реке гудит пароход: «Ы-ы....»
«Счастливого пути,
пароход!» - помахал ему вслед Язычок.
Слайд 21ЗДРАВСТВУЙ!
Скачут они с лошадкой дальше. Скачут полем, скачут лесом.
Здоровается язычок со
всеми. «Здравствуйте, деревья!»
«Здравствуй, небо!»
И тут язычок увидел Солнце. «Здравствуй, Солнце!»
Спрашивают деревья, небо, солнце – кто это с нами поздоровался?
«Это – я!!!» - крикнул Язычок. «Кто это – Я?» - переспрашивают деревья, небо, солнце...
«Это – я!!!» (назови свое имя)
Слайд 22СЛОНИК ПЬЁТ
Скачет язычок , скачет и прискакал он в зоопарк. В
зоопарке он встретил своих друзей. Язычок увидел ослика. «Иа-иа-иа!» - поздоровался ослик.
Язычок посмотрел, как умывается веселый слоник Бэмби: набирает хоботом водичку и моет себя, как из душа.
Слайд 23«СЛОНИК»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.
Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Слайд 24ИНДЮКИ БОЛТАЮТ
К ним подошел индюк.
Он без умолка болтал «бл-бл-бл...»
Слайд 25«ИНДЮК»
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким
передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
Слайд 26ОРЕШКИ
Маленькая белочка угостила Язычка орешками.
Слайд 27КАЧЕЛИ
В зоопарке Язычок покатался на качелях.
Покатался на маленьком автомобильчике «Дрррр...»
Было очень
жарко. Язычок купил себе мороженое – эскимо на палочке.
Очень вкусное мороженое!
Слайд 28«КАЧЕЛИ»
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в
верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
Слайд 29ЧАСИКИ
Съел Язычок мороженое и подумал, что надо домой возвращаться.
посмотрел на часы,
а они стоят.
Надо часы завести: «тик-тик-тик...» И часы пошли.
Слайд 30«ЧАСИКИ»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного
уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Слайд 31БЛИНЧИК
«Ой! меня мама ждет!» Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой.
Дома
его ждала мама.
Она испекла Язычку вкусные блинчики.
Слайд 32«БЛИНЧИК»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в
спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Слайд 33ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
И положила вкусного варенья.
Слайд 34«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу
сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Слайд 35ПОДАРКИ
Мама сходила в магазин игрушек и купила своему любимому сыночку подарки.
Мама
подарила Язычку воздушный шарик.
Его цвет на звук «з». Угадай, какого цвета шарик?
Правильно, зеленого.
Язычок надул шарик: «Ф-ф-ф...»
Слайд 36БАРАБАН
Мама купила барабан.
Язычок взял барабанные палочки и заиграл веселый марш
«дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ»
Он был очень рад новым игрушкам и очень рад, что вернулся домой к маме.
Слайд 37Артикуляционную гимнастику рекомендуем выполнять ежедневно!
Спасибо за внимание!