Слайд 1АРТ –ТЕРАПИЯ РАЗНООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ: ФРАКТАЛЬНЫЙ РИСУНОК
Педагог- психолог: МАОУ СОШ № 1
БУЛГАКОВА
ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА
Слайд 2Задачи:
- знакомство с новой техникой рисования;
- развитие самовыражения и самопознания через
творчество;
- расслабление и снятие эмоционального напряжения;
- создание коллективных или индивидуальных поделок;
- применение приёмов арт – терапии для коррекции поведения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- развитие мелкой моторики.
Слайд 3
Фрактальное рисование, как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния
Фрактальный метод диагностики психического здоровья человека относится к медицине, психологии, педагогике и может быть использован для диагностики психофизиологического здоровья человека. Данный метод был разработан Т. З Полуяхтовой и А.Е.Комовым в
1991 году на основе научно-прикладных
Исследований Б. Мандельброта,
Е.Фандыш, М.Люшера. Фрактальный метод
позволяет задействовать глубинные
механизмы подсознания для повышения
вероятности правильной диагностики
Слайд 4 Данный метод основан на взаимосвязи
между мелкой моторикой
человека и его
психическим состоянием, ведь рисунок
несет информацию о состоянии души и тела.
Новым и привлекательным в этом методе оказалось то, что довольно оригинальным, несложным и совершенно не обременительным для тестируемого
человека приемом было реализовано одно,
крайне важное условие любого теста –
исключить влияние сознания тестируемого
человека на результаты теста.
Слайд 5 Деловая установка сознания через подсознание воздействует эффективнее. С ее
помощью можно достичь углубленного понимания психоэмоционального состояния диагностируемого, диалог с которым позволяет тоньше почувствовать его скрытые психические комплексы и вместе с ним прийти к реальному пониманию оценки его психического состояния и акцентировать внимание на признаках закрепощенности сознания, удерживающих диагностируемого а таком состоянии.
Слайд 6 Эталонные информационные признаки здорового раскрепощенного творческого взаимодействия
сознания и подсознания открывают возможности самостоятельно вести диагностику , коррекцию и программирование своего состояния, используя для этого общечеловеческие понятия гармонии и красоты. Метод просто и доступен каждому, и в этом его преимущество. Работа с фрактальным рисунком стимулирует интерес людей любого возраста к внутреннему миру человека.
Слайд 7Использование фрактального рисования в коррекции эмоционального состояния
Метод фрактального рисования может применяться
в индивидуальной работе с ребенком (или взрослым) для коррекции нарушений психоэмоционального состояния – переживания чувства утраты, адаптационный период, снятие тревожности, напряжения, усталости.
Фрактал (лат fractus – дробленый, сломанный, разбитый) – сложная геометрическая фигура, обладающая свойством «самоподобия», то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком.
Слайд 8География применения метода:
Успешно применяется в Благовещенске, Владивостоке, Екатеринбурге, Иваново, Краснотуринске,
Санкт – Петербурге, Тынде, Каунасе,Якутске. Данный метод нашел применение в Вильнюсе, Клайпеде, Алитусе, Кишиневе и т.д. Анализ применения метода показывает, что на результат использования фрактального метода аналитической диагностики, прогноза и коррекции состояния человека не влияют ни этнические ,ни национальные , ни территориальные различия. Главная его задача — самовыражение человека через рисунок, выполненный по определенным правилам.
Слайд 9Диалог с учителем
Мир одинок?
Нет, мир не одинок.
Ты, думаешь?
Тогда, он так жесток.
И не жесток. Ты, думаешь?
Он ложен.
И не ложен, а реален и правдив.
Нет лжив!
Не лжив, а люди лживы.
Но коль реален, где его реальность? Быть может в снах?
И в снах и наяву встречаем мы реальность. Иллюзия его причина.
Так в чем же кроется его кручина?
В тебе, во мне, во всех живущих в Мире.
Ведь, мы творим исток судьбине.
Сегодня ты иначе мыслишь, чем пару лет назад.
Я этому так рад.
15 июня 1995 г. В. Афоничева
Слайд 10Как это было:
Открытие фрактального метода было
сделано Полуяхтовой Танзилей
Закировной
в 1991 г. Само понятие "фрактал", как и понятие
"фрактальность", было очень удачно заимствовано в
свое время Танзилей Полуяхтовой у математиков при
формировании основ своих тестовых систем.
Фракталы в своей стройной красоте с предельной
точностью помогали понять и осознать естественные
природные механизмы раскрытия сути
человеческого бытия. С помощью фрактального
тождества, фрактального подобия, при переходе от
малого к большому, от глубинного к внешнему
раскрывается суть человеческой личности, суть ее
возможностей, достоинств и недостатков, суть
явления человека как такового.
Слайд 11 Особенно значимым был день 14 июля
1991 г. К этому времени уже сложилась технология фрактального рисунка как теста. Для его выполнения всем слушателям было предложено взять одинаковые листы ватмана (формат А4). Размер был выбран не случайно, он диктовался пропорциями будущего рисунка. Чтобы исключить влияние сознания на рисунок, в момент выполнения всем тестируемым было предложено закрыть глаза. И, не отрывая руки от листа, в течение 45—60 секунд водить шариковой ручкой по листу, стараясь заполнить большую его часть. Этого времени было вполне достаточно для выполнения первого задания.
Слайд 12 Затем слушателям предложили раскрасить полученный рисунок. Чтобы
исключить осознанное влияние на выбор цвета, договорились: карандаши и фломастеры брать только с закрытыми глазами. Опыт работы с цветом, а именно с энергетическими функциями цвета, подтвержденный практическими наработками в области цветовой диагностики по ауре человека, обеспечил появление четких, конкретных формулировок и создание самого "ключа". Более подробные характеристики линий и ячеек, их пропорций и размеров нарабатывались вплоть до 1995 г.
Слайд 13 В начальном периоде исследовательской деятельности в работе
с энергетическими функциями цвета использовалась довольно простая, но эффективная методика. Она позволяла с помощью обычной трипризмы (выполненной из оптического стекла, в виде равносторонней треугольной призмы с зеркальным отражателем) наблюдать цветную радужку над контуром фигуры человека. Совершенно четко было видно (в преломлении граней трипризмы), что у каждого человека свое неповторимое сочетание цветовой гаммы. Тогда больше всего удивляло то, что в разном физическом и эмоциональном состоянии у одного и того же человека наблюдалось разное сочетание цветов. Это была настоящая аура (энергетическая оболочка), цветовая гамма которой содержала в себе интереснейшую информацию о человеке.
Слайд 14Со временем сложились определенные закономерности и особенности цвета детей, взрослых мужчин
и женщин, пожилых людей. У каждого из них был свой доминирующий цвет, который являлся ключевым критерием. Поэтому основные цветовые характеристики, используемые в "ключе", были сформулированы в результате аналитической работы с трипризмой. Самым поразительным оказалось то, что те цвета, которые доминировали в цветовой гамме трипризмы, те же цвета доминировали и в рисунке. Каждый слушатель закрашивал ячейки преимущественно тем цветом, который преобладал в цветовой гамме ауры, отраженной в трипризме.
Слайд 15Разработчиками метода выделяется 4 основных аспекта фрактального рисунка:
Диагностика
Коррекция
Решение жизненных задач и
достижение целей
Раскрытие творческого потенциала и его реализация
Слайд 16Технология выполнения тестового рисунка
Для того чтобы выполнить тестовый рисунок, необходима более
или менее спокойная обстановка и немного свободного времени.
Необходимые инструменты:
набор цветных карандашей, фломастеров и ручек
как можно большего количества цветовых оттенков;
лист ватмана формата А4;
шариковая ручка черного или темно-синего цвета,
в крайнем случае черный тонкий фломастер.
Слайд 17Как рисовать:
Лист перед собой расположить по горизонтали.
Шарик ручки устанавливаем в любой
точке листа.
Закрыв глаза, рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа, в течение 45—60 секунд.
Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная.
Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков.
Рисуем спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные и любые другие и стараясь разнообразить направления линий и свои движения, а также не допуская частых повторов:
Слайд 18круговых форм:
петлеобразных форм:
8-образных форм:
геометрических форм:
Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым,
без помарок, пятен и надписей.
Внимание!
Закрашивая тестовый рисунок, карандаши, фломастеры и цветные ручки (из общего набора) надо брать только с закрытыми глазами.
Несколько необходимых советов
Начало и окончание линии надо обязательно под
вести или закруглить к ближайшей точке пересечения. Еще
раз подчеркиваем, что линию ведем не резко, со средней
скоростью (не очень быстро и не очень медленно). Рука
должна двигаться свободно, как бы сама собой. Не изобра
жайте знакомые фигуры (цветы, домики, деревья и др.).
Соотношение крупных, средних и мелких ячеек на
площади рисунка должно быть близким к 1/3, т. е. треть
больших, треть средних, треть маленьких.
Слайд 19Если, открыв глаза, Вы обнаружили, что в рисунке
изображено большое количество крупных
ячеек, необходимо закрыть глаза и еще некоторое время продолжить
рисовать линию, стараясь не выходить за пределы листа.
При закрашивании необходимо помнить, что сосед
ние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Если же ячейки соприкасаются в точке и расположены по диагонали, тогда можно.
Ячейки необходимо закрашивать без штрихов,
аккуратно и ровно. Самые маленькие ячейки старайтесь закрашивать только ручкой.
Одним цветом можно закрасить либо одну ячейку,
либо некоторое количество ячеек, но не более 10—15. В случае когда в руки попадается карандаш одного и то же цвета, то хотя бы одну ячейку, но закрасить необходимо,
после чего карандаш возвращается в общий набор.
Допускается и рекомендуется использовать при зак
рашивании одновременно и карандаши, и фломастеры, и
цветные шариковые и гелевые ручки.
Слайд 20ПРЕДЛАГАЮ ТЕПЕРЬ СОЗДАТЬ СВОЙ ПЕРВЫЙ ФРАКТРАЛЬНЫЙ РИСУНОК