Слайд 1
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Слайд 2
Человек - биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать орудия
труда и пользоваться ими, и т.д.
Индивид - биологический организм, носитель
общих гипотетических наследственных
свойств данного биологического вида.
Личность - особое качество человека, приобретаемое им в процессе социокультурной деятельности и общения.
Индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.
Слайд 3
Классический психоанализ З. Фрейда
Теория - внутренне непротиворечивая система знаний о части
реальности, это высшая форма научного знания.
Имплицитная теория – житейское представление о мире.
Эксплицитная теория - артикулирована, осознана и проверена эмпирическим, или экспериментальным путем.
Одна из первых психологических теорий, давшая объяснение причинного характера поведения
человека в терминах бессознательного.
Основные постулаты:
психическое рассматривается как специфическая энергия;
причины, вытесненные в бессознательное, продолжают оказывать влияние на поведение;
сексуальная природа психологических трудностей и конфликтов .
Слайд 4Топографическая модель личности (по Фрейду)
Три уровня психической жизни:
сознание
бессознательное
предсознательное
сознание
Слайд 5 Психологические
защиты «ЭГО»
Защитные механизмы-сознательная стратегия, которую использует индивид
для защиты своего «ЭГО»,
призванные стабилизировать образ «Я».
Виды психологических защит:
Вытеснение
Проекция
Замещение
Рационализация
Регрессия
Отрицание
Сублимация
Пси-защиты действуют
на неосознанном уровне
и поэтому являются
средствами самообмана.
Пси-защиты искажают,
отрицают или фальсифицируют
восприятие реальности, чтобы
Сделать тревогу менее угрожающей для человека.
Слайд 6
Аналитическая психология К. Юнга (1875-1961)
Структура психики
Эго - это комплекс представлений, центр сознания личности, которые непрерывны и идентичны.
Сознание - функция или деятельность, которая поддерживает связь психического с Эго.
Личное бессознательное – неосознанные содержания, которые легко могут быть осознаны, а также вытесненные подпороговые мысли и чувства - комплексы. Комплекс - это отколовшаяся душевная часть личности, группа психических содержаний, которые, отделившись от сознания, функционируют самопроизвольно и автономно (они обладают большой энергетической силой, нарушая психическое равновесие).
Коллективное бессознательное - врожденная часть психики человека, передается по наследству, обладает универсальной структурой и не имеет содержаний индивидуального опыта конкретного человека.
Слайд 7Практика:
Тест Карла Юнга
“16 ассоциаций”
поможет найти ключ бессознательного
Слайд 10У Вас получилось одно слово.
И это слово как-то связано с первоначальной
проблемой.
Дайте время вызреть идее-слову-решению.
Напишите его красным фломастером в кружочке на листе рядом с фразой-проблемой.
Слайд 11Обработка результатов.
То слово, которое Вы получили в конце, и есть
тот конец нити, за который Вы можете попробовать дёрнуть чтобы распутать клубок свалившихся проблем, чтобы немного разобраться в себе.
Слайд 12 Если в последующие один-два дня Вы будете постоянно держать в уме
«своё слово», стараться прикладывать это слово к разным аспектам своего бытия, то идей может возникнуть очень много.
Не лишним будет записывать все возникающие идеи, чтобы потом, в спокойной обстановке обсудить самому с собой эти идеи.
Слайд 14
Индивидуальная психология А.Адлера (1870-1937)
Основными отличиями теории А. Адлера от теории
З. Фрейда являются:
целевой детерминизм (в отличие от причинного у Фрейда);
признание изначально социальной природы человека;
стремление человека к совершенству
понимание психической жизни как целостной индивидуальности, движимой жизненными целями.
Индивидуальная психология - теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям.
Слайд 15Комплекс неполноценности и стремление к превосходству
Комплекс неполноценности родом из детства:
Комплекс превосходства:
Зависимость
от родителей
Чувства беспомощности
и переживание своей
неполноценности
Борьба за достижение
превосходства над
окружением
Стремление к превосходству - основная мотивационная сила
Постоянное
чувство
неполноценности
Гипер-
компенсация
Комплекс
превосходства
Чувство
высокомерия,
эгоцентричности,
саркастичности
Стремление к превосходству
начинается формироваться на пятом году жизни
А. Адлер полагает:
Слайд 16
Порядок рождения
А. Адлер считает:
«Важную роль в
формировании стиля жизни
играет порядок рождения ребенка в семье».
Самый старший
Скорее консервативен, стремится к власти и лидерству.
Хранитель семейных установок. При рождении второго
ребенка его положение – «монарх, лишенный трона».
Единственный
Никогда не делил своего центрального положения.
Не боролся с братьями и сестрами. Могут возникать
трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Средний
Характерна ориентация на достижения.
Использует как прямые, так и окольные методы.
Ставит перед собой высокие цели.
Младший
Обладает одним преимуществом: у него высокая
мотивация превзойти старших. В результате чего
добивается высоких результатов.
Слайд 17Стадии психосоциального развития
Теория развития личности Э. Эриксона
Слайд 19
Сущность и движущие силы психического развития
Л.С. Выготский разработал теорию
культурно-исторического развития психики.
Рождение ребенка является концом биологического типа его существования и представляет собой качественный переход к новому типу развития — социальному.
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ — специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
Л.С. Выготский
Слайд 20
Л. С. Выготский выделил два уровня (зоны) развития.
Зона актуального развития -
характеризует наличные особенности психических функций ребенка на сегодняшний день.
Зона ближайшего развития - реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказки со стороны окружающих людей.
Развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития.
Слайд 21
ВПФ – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению.
Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность.
Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора, перестраивает все высшие психические функции человека
Натуральные психические функции
Высшие психические функции
Слайд 22
Взаимосвязь обучения и развития
Согласно психологам Женевского направления (Ж. Пиаже, С. Инельдер)
обучение идет вслед за развитием ребенка.
Л.С. Выготский подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности и считал их решающей силой развития.
Обучение – это специально организованное овладение ребенком социальным опытом, накопленным человечеством: знаниями о предметах и способах их употребления, системой научных понятий и способов действия, нравственных правил, отношениями между людьми и т.д.
Слайд 23
Я слышу, и я забываю.
Я вижу, и я помню.
Я делаю, и
Слайд 24
Системно-деятельностный подход
Время создания теории деятельности - 1920-1930 гг.
С. Л. Рубинштейн и
А. Н. Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л.С. ВыготскогоС. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л.С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.
Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельностьБазовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.
- С. Л. Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются.
- А. Н. Леонтьев вводит понятие «ведущая деятельность»
Слайд 25
Предметно-манипулятив-
ная деятельность
Периодизация психического развития ребенка
Младенчество (0-1)
Возрастной период
Ведущая деятельность
Новообразование
Эмоциональное общение
Потребность в
общении
Раннее детство (1-3)
Речь и наглядно-действенное мышление
Дошкольный возраст (3-7)
Ролевая игра
Потребность в общественно значимой деятельности
Младший школьный возраст (7-11)
Учение
Произвольность, самоконтроль
Подростковый
возраст (11-15)
Интимно-личностное общение
Стремление к «взрослости» Самооценка
Старший школьный возраст (15-17)
Учебно-профессиональная деятельность
Мировоззрение Профессиональные интересы
Слайд 26
ЛИЧНОСТЬ =
темперамент + характер + социальные установки
Темперамент определяется
генетически (неизменное ядро личности)
Характер развивается в результате воспитания
Социальные установки - это отношение к миру, к окружающим людям, к себе
Слайд 27
Я-концепция
Я-реальное
Я-идеальное
Когнитивный
компонент
Оценочный
компонент
Поведенческий
компонент
Образ-Я
Самооценка
Самоотношение
Физическое
Социальное
Возрастное
Половая идентичность
Психологическое
Слайд 28Упражнение «Я в лучах солнца»
Я
Практика
Слайд 29Привлечение внимания — некоторые ученики выбирают «плохое» поведение, чтобы получить особое
внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам — понимать учителя.
Власть — некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Своим поведением они фактически говорят: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный в классе порядок.
Месть — для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут как учителю, так и кому-то из ребят или всему миру.
Избегание неудачи — некоторые ученики так боятся повторить свое поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они мечтают, чтобы все оставили их в покое, и оказываются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.
Мотивы нарушения дисциплины на уроке
(С.В. Кривцова «Учитель и проблемы дисциплины»)
Слайд 30Четыре мотива плохого поведения на уроках
Слайд 32Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:
повышаем голос,
произносим фразу типа: «Учитель здесь пока еще я»,
оставляем последнее слово за собой,
используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»,
разговариваем с сарказмом,
даем оценку характеру ученика,
действуем с превосходством,
используем физическую силу,
втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,
настаиваем на своей правоте,
читаем морали,
ставим учеников в угол,
оправдываемся, защищаемся или «даем взятку»,
формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,
изображаем негодование, придираемся, изводим кого-то придирками,
передразниваем учеников,
сравниваем одного ученика с другим,
командуем, требуем, давим,
поощряем ученика, фактически награждая его за «плохое» поведение.
Слайд 33Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на привлечение внимания
Стратегия 1.
Минимизация внимания
Игнорируйте такое поведение.
Установите зрительный контакт.
Встаньте рядом.
Упоминайте имя ученика.
Пошлите «секретный сигнал»
(приложить палец к губам и сказать: «Тсс». )
Делайте письменные замечания.
Формулируйте «Я-высказывания».
«Я-высказывание» состоит из трех частей:
Часть 1. Содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения…»
Часть 2. Называет чувства учителя в этот момент: «…я чувствую сильное раздражение…»
Часть 3. Описывает эффект от плохого поведения: «…потому что я теряю мысль…»
Стратегия 2. Разрешающее поведение
Стройте урок на основе вопиющего поведения(доведите действие до абсурда).
Используйте «разрешенную квоту».
Слайд 34Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на привлечение внимания
Стратегия 3.
Поступайте неожиданно!
Выключите свет.
Используйте музыкальные инструменты.
Начните говорить тихим голосом.
Измените манеру речи.
Говорите со стеной или «с портретом Пушкина».
Временно прекратите вести урок.
Стратегия 4. Отвлеките ученика
Задавайте прямые вопросы
Попросите об одолжении.
Измените деятельность.
Стратегия 5. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения
Благодарите учеников за хорошие поступки, поведение
Стратегия 6. Пересаживайте учеников
Просите ученика сесть на другое место.
«Стул размышлений».
Слайд 35Меры экстренного педагогического воздействия при властном и мстительном поведении
Стадия «глухих раскатов»
— ищите изящный уход от конфликта,
Стадия «взрыва и извержения лавы» — используйте технику удаления,
Стадия разрешения конфликта — установите санкции, сделай выводы.
Стратегия 1. Ищите изящный уход
Признайте силу ученика
Уберите зрителей.
Перенесите обсуждение вопроса на потом
Назначьте специальное время для обсуждения вопроса.
Озадачивайте учеников: Соглашайтесь с учеником, Меняйте тему.
Стратегия 2. Используйте технику удаления (временной изоляции) ученика
В пределах классной комнаты.
Удаление в другие классы (кабинеты).
Удаление в специальное помещение.
4. Изоляция в кабинете школьной администрации.
Стратегия 3. Устанавливайте санкции
Слайд 36Меры экстренного педагогического воздействия при властном и мстительном поведении
Стратегия 3. Устанавливайте
санкции
Три отличия санкций от наказаний
1. Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения.
2. Санкции должны быть соразмерны проступку.
3. Санкции должны быть созидательными.
Созидательность означает прежде всего уважительное отношение к ученику, к его самоуважению. Созидательные санкции не закрывают ученику пути к хорошему поведению в будущем. Чтобы избежать типичных ошибок, нужно:
говорить о «плохом» поведении, а не о плохом ученике, не сравнивать ребенка с другими, не обвинять, не стыдить и не позорить, избегать чтения морали и лекций о поведении.
Лишение ученика права свободно распоряжаться своим временем,
Лишение права пользования предметами,
Лишение права доступа в различные помещения школы,
Встреча с администрацией школы,
Информирование родителей,
Починка, ремонт предметов, вещей.
Возмещение учеником убытков
Слайд 37Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на избегание неудачи
Стратегия
1. Изменение методов объяснений учебного материала: привлекательность, осязаемость, обучающие технологии
Стратегия 2. Коррекция требований — обучение в один момент времени только чему-то одному.
Стратегия 3. Обучение детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают
Ищите два «плюса» на каждый «минус». Декларация «Я могу».
Стратегия 4. Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлением. Рассказы о типичных ошибках. Демонстрация уважительного отношения к ошибкам. Минимизирование последствий от сделанных ошибок.
Стратегия 5. Концентрация внимания учеников на прошлых успехах Плакаты с «заклинаниями-девизами». Высказывание двух «плюсов» на каждый «минус» ученика. Декларация «Я могу».
Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлениям
Стратегия 6. Формирование веры в успех
Подчеркивание любых улучшений. Выражение благодарности
за любой вклад в общую деятельность. Умение видеть сильные
стороны своих учеников и говорить им об этом.
Демонстрация веры в своих учеников.
Слайд 39Мотив этого поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям:
Если вы подошли
к ней и плач затих — это «привлечение внимания».
Если вы подошли к ней, и плач стал громче — это «власть».
Если все это происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии — это может быть «месть».
Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может — это может быть «избегание неудачи».
Как определить мотив следующего поведения:
Девочка плачет, сидя за партой.
Слайд 40Психологическая характеристика младшего школьного возраста: ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Ведущая деятельность – учебная.
Доминирующая
функция – мышление (словесно-логическое).
Преобладание механической памяти, формирование осмысленности запоминания.
Синтезирующее восприятие.
Внимание еще не устойчиво, идет формирование концентрации внимания.
Слайд 41
Особенности детей младшего школьного возраста
безграничное доверие взрослым, главным образом учителям,
подчинение и подражание им,
признание авторитета взрослого,
принятие его оценки,
собственная самооценка складывается из
оценок взрослого.
К концу младшего школьного возраста обнаруживаются:
способности к каким-либо видам деятельности,
значимость отношений со сверстниками,
трудолюбие и развитая способность к саморегуляции.
Слайд 42Возрастной кризис 7 лет
Это период рождения социального «Я» ребенка.
Связан с осознанием
своего места в мире общественных отношений
Переоценка ценностей, значимость учения.
Осознание ребенком своих переживаний.
Появление внутренней жизни.
Утрачивается детская непосредственность
Слайд 43
Учителю при работе с детьми младшего школьного возраста необходимо:
стимулировать и
максимально использовать мотивацию достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей;
формировать положительную самооценку;
помочь в преодолении трудностей в адаптации к первому классу;
использовать потребность в межличностном общении детей в учебно-воспитательных целях;
обеспечивать ребенка различными дидактическими играми.
Слайд 44
Особенности подросткового возраста:
неравномерность физического и физиологического развития подростков, болезненные переживания
из-за задержки или чересчур стремительного изменения пропорций тела;
повышенная чувствительность подростка в отношении изменений собственной внешности, физического облика, которая требует корректности и осторожности в высказываниях по этому поводу;
ярко выраженная потребность подростка быть «значимым» в глазах сверстников, утвердиться среди них;
частое возникновение отклонений самооценки и уровня притязаний в сторону чрезмерного занижения или завышения;
склонность к немотивированному риску, к неадекватному реагированию (вплоть до попыток суицида) по, казалось бы, незначительным поводам, неумение предвидеть последствия своих поступков.
Слайд 45Практика: «МОЙ щит»
Кто я
Место безопасности
Достижения
Люди, которым я могу доверять
Слова,
которые
я хотел бы о себе услышать
Слайд 46
Для детей пятого класса характерно повышенное внимание к тому положению,
которое они
занимают в классе среди сверстников.
Шестиклассники начинают проявлять
определенный интерес к своей внешности,
к детям противоположного пола и
взаимоотношениям с ними.
У семиклассников возникают общие
увлечения делового характера, проявляется особый интерес к развитию своих способностей в разных видах практической деятельности и к своей будущей профессии.
Восьмиклассники высоко ценят самостоятельность, индивидуальность, качества личности, которые проявляются в отношениях дружбы и товарищества.
Слайд 47
Учителю при работе с подростками
необходимо:
Проявить особое внимание к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком;
Проявлять особую гибкость педагогического такта, огромное терпение;
Уметь видеть позитивное и истинное в вызывающем поведении подростка;
Подобрать взаимоприемлемые способы признания повзросления подростка;
Опираясь на интересы подростков, активно
развивать у них нужные волевые, деловые и
другие полезные качества.
Слайд 48
Ранняя юность
Особенности детей данного возраста:
становление нравственного самосознания;
переход на новый
уровень морали – конвенциональный;
повышенное внимание к внутреннему миру человека;
определенная возрастная интровертированность;
обостренное чувство одиночества;
интеллектуальная зрелость;
нравственно-мировоззренческая готовность ставить
и решать различные жизненные задачи;
выраженная полоролевая дифференциация;
самоопределение в выборе профессии;
завершается формирование сложной системы социальных установок;
возникновение интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками .
Слайд 49
Цель обучения и воспитания юношей и девушек не только обеспечение их
совокупностью знаний, умений и навыков, а свободное развитие личности. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительно важное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели. В этих условиях на первый план выступает задача формирования базовой культуры личности, которая позволила бы устранить в структуре личности противоречия между технической и гуманитарной культурой, преодолеть отчуждение человека от политики и обеспечит его деятельное включение в новые социально-экономические условия жизни общества.
Осуществление этих задач предполагает формирование культуры самоопределения личности, понимания самоценности человеческой жизни, ее индиви-
дуальности и неповторимости.
Слайд 50
Движущие силы психического
развития школьника
В конце 30-х гг. психологи харьковской школы
(А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, П. Я. Гальперин и др.) показали, что в основе развития лежит непосредственная практическая деятельность ребенка.
С. Л. Рубинштейн поставил вопрос единства сознания и деятельности.
А. Н. Леонтьев указывает на то, что формирование психики ребенка обусловливает ведущая деятельность .
Л. И. Божович изучала мотивационно-потребностную сферу детей и подростков, формирование их личности.
Д. Б. Эльконин разработал периодизацию психического развития.
П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец изучали формирование у детей ориентировочных действий и использование характерных для каждого этапа психического развития ребенка видов деятельности.
Л. В. Занков выдвигает определенные условия успешного осуществления развивающего обучения: высокий уровень трудности, быстрый темп прохождения материала, осознание ребенком процесса учения и т.д.
Слайд 51
Современная отечественная психологическая наука решает проблему развития психики,
считая человека существом биосоциальным.
К биологическому фактору относятся наследственность и врожденность, т.е. то, с чем появляется младенец на свет (особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств; физические признаки и др.). Носителями наследственной информации являются гены.
Среда как фактор психического развития — понятие, включающее и природные, и социальные влияния на психическое развитие.
Ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на личность вне ее собственной активности.
Движущие силы психического развития - совокупность внешних и внутренних условий, определяющих направление, содержание и уровень психического развития. Одной из основных движущих сил психического развития является разрешение постоянно воспроизводимого в процесса развития личности противоречия между ее потребностями, изменяющими деятельность, и реальными условиями их удовлетворения.
Слайд 52
Кризис новорожденности - переход с
биологического типа развития к социальному, мало
изучен.
Кризис одного года - возникновение автономной речи и отчасти самостоятельной ходьбы.
Кризис трех лет - первоначальное осознание своей «самости», осознанием себя отдельным человеком, деятелем. («Я сам»). Его симптомы: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание; деспотизм.
Кризис семи лет – связан поступлением в школу и новой социальной ролью – школьника.
Кризис 13 лет (подростковый) - возникает как результат качественной перестройки личности подростка, когда появляется потребность во взрослости.
Возрастные кризисы
Слайд 53
Модели развития интеллекта школьника
А. Кауфман и Н. Кауфман выделяют: последовательных
(сукцесивных) и одновременных (симультанных) учащихся;
Г. Уиткин выделил: полезависимых и поленезависимых учащихся;
Д. Каган определяет: импульсивных и рефлексивных субъектов;
И. П. Павлов ввел три типа: «мыслительный», «художественный» и «средний»;
С. А. Изюмова выделяет: «литераторов»
и «математиков»
Слайд 54
Литераторы запоминают путем целостного схватывания материала; делают больше ошибок при
слуховом предъявлении информации; затрачивают больше времени на решение словесно-логических заданий; преобладают социальные мотивы учения; больше нравятся гуманитарные предметы; выражена потребность самореализации в личностном плане; мечтатели, с яркими фантазиями и воображением; склонны полагаться на интуицию, следовать чувству; нетерпеливы и эмоциональны.
Слайд 55
Математики лучше запоминают материал абстрактно-логического содержания (особенно на слух); делают больше
ошибок при воспроизведении наглядно-чувственных видов материала; больше развит вербальный и общий интеллект; учебная деятельность побуждается познавательными мотивами; высокая потребность в постоянной умственной деятельности, желание решать трудные, необычные задачи; больше нравятся предметы физико-математического цикла; выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств; реалистичны, в поступках больше
подчиняются рассудку и логике;
спокойны и уравновешенны.
Слайд 56
Половые (гендерные) различия — совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин
и женщин.
Половая идентичность —самоидентификация индивида с тем или иным полом, как внутреннее самоощущение в качестве мужчины, женщины или кого-то промежуточного.
Слайд 57
Гендерные различия обучения
Мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи,
они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления ее невелики.
Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской части задания велики. А это именно то, что требуют в школе
Слайд 58
У мальчиков больше полезных и вредных генетических отклонений. Поэтому среди
них больше умственно отсталых индивидов, но и больше высокоодаренных.
Мальчики превосходят девочек по пространственным, а девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям.
Восприятие девочек более детализировано, отсюда большая чувствительность к внешней упорядоченности, а мышление более конкретно и прагматично.
Гендерные различия обучения
Слайд 59
Женщины превосходят мужчин в речевых способностях, начиная уже с 6
месяцев.
Мужчины больше способны к абстрактному мышлению и математике, а женщины — к эмоциональности.
В отличие от девочек мальчики очень неусидчивы.
Мальчики в раннем возрасте проявляют беспокойство в связи с новыми неизвестными стимулами. Девочки в связи с угрозой лишения общения с окружающими
Слайд 60
Различия в познавательной сфере мальчиков и девочек указывают на необходимость разработки
образовательных технологий, учитывающих половые особенности учащихся. Традиционное академическое образование более подходит для девочек, чем для мальчиков, поэтому академическая успешность обучения девочек выше.
Мальчики же должны обучаться не в академической системе готовых знаний, а в системе экспериментальных исследований и научного поиска, экспедиций и походов, «переоткрытия» законов и теорем, взлетов и неудач, споров и соперничества.
Слайд 62
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
(Примерная основная образовательная программа - http://fgosreestr.ru)
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
Слайд 63
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы на разных уровнях образования должны
обеспечивать:
Категории детей с ОВЗ:
- слепые и слабовидящие,
глухие и слабослышащие (позднооглохшие),
обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
обучающиеся с расстройствами аутистического спектра,
обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи,
обучающиеся с ЗПР,
обучающиеся с умственной отсталостью,
обучающиеся с множественными нарушениями развития
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850)
Слайд 64
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Вступили в силу с 1 сентября 2016 г.
Слайд 65
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА
Слайд 66Профессиональные деформации личности учителя
Счастливый человек тот, кто с радостью утром идет
на работу, а вечером - домой.
Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности.
В наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа
«человек – человек».
Слайд 67 Среди учителей часто встречаются следующие деформации: авторитарность, агрессивность, консерватизм, социальное лицемерие,
эмоциональная индифферентность, характеризующаяся проявлением равнодушия к объекту труда, эмоциональной сухостью и жесткостью. Индивидуальные особенности учеников игнорируются, сама педагогическая профессия воспринимается негативно. Такая линия поведения педагога формируется в связи с проявлением
синдрома «эмоционального сгорания».
«Выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, отношениях с партнёрами, конфликтах в семье и приводит к возникновению различных психологических проблем.
Слайд 68
Куда уходит энергия?
Если мозг перегружен:
Снижается концентрация внимания;
Ухудшается память,
Отмечается инертность мыслительных процессов.
Слайд 70Какие факторы отрицательно сказываются на состоянии умственной деятельности?
Слайд 71К напряжению (когда мы тратим энергию) относится следующее:
Недостаток сна (меньше 6
часов)
Избыток сна (больше 10 часов)
Гнев и глухое раздражение
Неприязнь
Обида, тревога, страх
Суетливость
Работа с людьми
Осуждение
Зависть
Переедание
Нахождение под прямыми лучами солнца (если больше 20 минут и с открытым телом)
Курение
Алкоголь
Торопливые перекусы
Умственные нагрузки
Слайд 72К расслаблению (когда мы накапливаем энергию) относится следующее:
Сон (7-9 часов)
Транс (медитация)
Дыхательные
упражнения
Молитва и нахождение в храме
Уединение
Визуализация цвета
Неспешная прогулка
Плавание
Питье воды
Прослушивание классической музыки (и особенно в этом смысле ценна органная музыка)
Ароматы (запахи леса, моря, поля, эфирных масел)
Массаж
Акупрессура
Восхищение
Прощение
БЛАГОДАРНОСТЬ.
Слайд 73Что дает
энергию мозгу
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
ЯРКИЙ СВЕТ
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
СПОРТ
АЛЬФА-СОСТОЯНИЕ !!!
Витамины: группы В, P,
E, омега-3
Акупрессура
Дыхательная гимнастика
Слайд 74
Точка коры головного мозга
Точка расположена у основания мочки уха. Захватите
это место так, чтобы подушечки пальцев прилегали к коже всей поверхностью – так вы точно не ошибетесь в захвате точки.
Техника массажа
Удобно сядьте.
Указательными пальцами обеих рук, одновременно на правой и левой ушной раковинах, нажимайте на Точку коры головного мозга пульсирующими движениями до лёгкой приятной боли.
Большие пальцы в это время поддерживают ухо с внешней стороны.
Массаж точки составляет 10 нажатий (если вы удаляете боль, тогда 30-40 нажатий – и боль уходит).
Слайд 75Упражнение «Музыкальная свеча»
Зажгите свечу или аромалампу (самый лучшие ароматы в этом
случае – лаванда и сакура). Глядя на пламя, прослушайте музыкальную композицию – «Метель» Г. Свиридов. При внешней простоте, это упражнение имеет по-настоящему целебную силу. Сложение целых трех сил: огня, аромата и музыки – мощно воздействуют на органы чувств, а они передают гармонизирующий импульс всему организму.
Прием «Благодарность». Начинать осваивать нужно в хорошем или в нейтральном – настроении.
Когда освоите прочно, то практикуйте его при любых обстоятельствах.
Утром, сразу как проснетесь, оглянитесь вокруг (в себя тоже загляните) и найдите 5 объектов или 5 обстоятельств, которым вы можете искренне радоваться.
Когда найдете 5 (или больше) радостных поводов, то не сомневайтесь: вашему наступающему дню ничего не угрожает. Потому что даже если что-то и возникнет досадное, то ваша «радостная пятерка», которой вы запрограммировали себя утром, мгновенно встанет на вашу защиту.
Можно завершать день, отмечая, за что можно его поблагодарить.