Слайд 2 АГРЕССИЯ – от лат. «нападать» - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на
нанесение физического или психологического вреда, ущерба,
либо на уничтожение другого человека или группы людей
Слайд 3Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков
Ухудшение социальных условий жизни детей.
Кризис семейного
воспитания.
Невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей.
Увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждения головного мозга ребенка.
Средства массовой информации, кино и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.
Эндокринный взрыв, обусловленный подростковым кризисом, способствующий росту агрессивности.
Отрицательное влияние микросоциума, в котором находится ребенок.
Слайд 4Критерии агрессивности у младших школьников
часто теряют контроль над собой;
часто спорят
и ссорятся с окружающими;
отказываются выполнять просьбы взрослых;
могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения;
склоны винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных вещах);
часто испытывают чувства злости, гнева и зависти;
не способны забыть об обиде, не отплатив;
мнительны и раздражительны.
Слайд 5Критерии агрессивности у школьников
среднего возраста и подростков
часто угрожают другим людям (словами,
жестами, взглядом);
периодически выступают инициаторами драк (могут использовать ранящие предметы);
не испытывают сострадания, проявляют жестокость к людям и животным, намеренно могут сделать им больно (словом или физически);
неразборчивы в средствах достижения своих целей (например, могут применять в качестве мести воровство, порчу личных вещей обидчика и т. п.);
не считаются с мнением родителей, их запретами и ограничениями (вплоть до побега из дома);
имеют трудности в отношениях с учителями, открыто конфликтуют или прогуливают уроки.
Слайд 6Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия
– действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Формы агрессивных реакций
Слайд 7Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства.
Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций отмечаются:
Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Слайд 8Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
Акцентирование
внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Контроль над собственными негативными эмоциями.
Снижение напряжения ситуации.
Обсуждение проступка.
Сохранение положительной репутации ребенка.
Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Слайд 9Правила общения педагога с агрессивным ребёнком:
не фиксировать внимание всех на
нежелательном поведении ребёнка и не впадать самому в агрессивное состояние;
наиболее адекватное поведение взрослого – это веское осуждение агрессии ребёнка, но без жёстких наказаний в случае проступка;
старайтесь, прежде всего, выяснить причину агрессии и спокойно, тактично её устранить;
давайте возможность ребёнку снять агрессию, выплеснув эмоции через игры и релаксационный тренинг;
старайтесь лишний раз приласкать ребёнка, показав, что его тоже ценят, что он вам нужен;
Слайд 10 Поведение взрослого
нерефлексивное слушание;
пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
внушение спокойствия
невербальными средствами;
прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
использование юмора;
признание чувств ребенка.
Слайд 11Правила подавления агрессивного поведения, разработанные для детей:
необходимо несколько раз глубоко
вдохнуть, если почувствовал гнев;
не давать волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10;
подумать, что будет потом, представить последствия своего поведения;
каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты;
вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел спокойно; штрафовать себя за каждый срыв настроения и поведения;
проводить закаливание организма, умываться холодной водой;
тренировать волю.
Слайд 12Рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии
Старайтесь направить гнев в русло компромисса.
Сосчитайте до
10, 20…
Сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов…
Займитесь мини-гимнастикой .
Походите, если это возможно, взад-вперед по помещению в темпе, диктуемом внутренним состоянием.
Порвать какую-нибудь ненужную бумагу (а еще лучше, если на ней предварительно написать: «Я ненавижу Вовку!», «Я терпеть не могу эту стерву Светку». Такую бумагу можно просто разорвать.)
Слайд 13Выместить свои отрицательные эмоции на каком-нибудь заранее приготовленном ненужном и безопасном
предмете. Мальчики могут приспособить для этих целей что-то вроде боксерской груши.
Послушайте спокойную музыку или ту, которая вам больше всего нравится.
Займитесь любимым дело.
Самое конструктивное — разрядить эмоции какой-нибудь осмысленной полезной работой — уборкой помещения, стиркой, работой в саду или просто спортивной игрой, бегом.
Слайд 14Способы саморегуляции:
Не держите обиду, не позволяете ей овладеть вами.
Старайтесь не обвинять
, а расскажите о своих чувствах в данной ситуации.
Будьте тактичны, не ругайтесь.
Попробуйте поставить себя на место другого- и взглянуть на ситуацию его глазами.
Будьте более приветливы.
Слайд 15Цитаты для жизни…
Ограничивайте к себе доступ людей агрессивно настроенных. Их агрессия-
следствие жизненных неудач, которые они всегда стремятся перекладывать на чужие плечи.
Неуверенность в себе развивает в человеке агрессию к окружающим.
Когда вы намеренно демонстрируете кому-то свою неприязнь, вы лично расписываетесь в своей несостоятельности и неуверенности.
Запомните!
Только моська лает на слона, уверенный человек спокоен, не агрессивен и ему не интересно чужое мнение и чужая, пусть по-вашему мнению «плохая» жизнь.
Агрессия — единственная адекватная реакция на собственную беспомощность.
Запомните главное! Агрессия — это разрушающее чувство, которое делает хуже только вам. Будьте добрее и ваша жизнь станет счастливее.