Слайд 2процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его
несколько раз.
Слайд 3Первый период адаптации – это первый год жизни ребенка, причем первые
три месяца – это период критической адаптации.
Второй период начинается с того времени, когда ребенок учиться говорить.
Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад).
Четвертый период – обучение в школе, где ребенок переживает процесс адаптации несколько раз – в 1 классе, 5 классе, 10 классе.
Следующими периодами адаптации можно назвать периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.
Слайд 5 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ОСОБЕ ННОСТИ УЧАЩИХСЯ В АДАПТАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ.
адаптация в новом коллективе,
адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.
меняются критерии оценок, теряется статус ученика среди сверстников и подростку вновь приходится формировать представления о себе в глазах окружающих.
Слайд 6НА ЛИЧНОСТНОМ И МЕЖЛИЧНОСТНОМ УРОВНЯХ ВОЗНИКАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ:
проблема самосознания;
проблема
личностного роста;
неадекватный уровень притязаний;
несформированность жизненных планов;
несформированность потребностей;
низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению и так далее
Слайд 7Новый
состав
класса
и учителей
Новая учебная
ситуация новой
ступени
образования
Неопределённость
представлений о
требованиях учителей,
об особенностях и
условиях обучения,
о ценностях
и нормах поведения
в коллективе класса
Ребёнок становится недисциплинированным, невнимательным,
безответственным, отстаёт в учёбе,
быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.
Слайд 8ДЕЗАДАПТАЦИЯ
1. учащийся становится недисциплинированным,
2.невнимательным, безответственным,
3.отстает в учебе,
4.быстро утомляется и
просто не хочет идти в школу.
Дети, систематически ослабленные, являются наиболее подверженными дезадаптации. И, конечно же, невозможно говорить об адекватном восприятии подростком окружающей действительности через призму собственной
тревожности, об адекватной системе отношений и общения с одноклассниками и учителями.
Все это усложняет сам учебный процесс, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.
Слайд 9ПРОБЛЕМЫ 10 КЛАССА.
Для современного Х класса важной является проблема социально-психологической адаптации
к новому коллективу. Сегодня редко кто продолжает обучение в 10 классе в том же классном коллективе, в котором учился раньше. Кто-то переходит в другую школу, гимназию, лицей. Кто-то в параллельный класс в своей же школе. Кто-то остается в своем классе, но сюда приходят новые ученики. Иными словами, классный коллектив часто оказывается совсем другим. А поскольку после 9 класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие ученики, то средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником. А бывший «твердый четверочник» – неуспевающим. Родители не всегда задумываются об этом, почему вдруг их ребенок становится мрачным, подавленным или, напротив, злобным и агрессивным.
Слайд 10Другая нередко встречающаяся в 10 классе проблема – установка на продление
моратория. После напряженного 9 класса с его заботами и проблемами завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу и в преддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления в институт многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу и всему, что – не учеба и не работа
Слайд 12с педагогической точки зрения:
низкой организованностью;
учебной рассеянностью и недисциплинированностью;
снижением интереса
к учёбе и её результатам
с психологической точки зрения:
снижением самооценки;
высоким уровнем ситуативной тревожности.
Слайд 14ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Слайд 15помочь принять позиции “ученик-старшеклассник”;
помочь принять новичков в коллектив;
помочь найти личностный смысл
и мотивацию учения для каждого десятиклассника;
познакомить с миром юноши и миром девушки
снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Слайд 17Социометрия
Цель: определить статус каждого ученика в системе межличностных отношений в данном
классном коллективе.
Слайд 19Что испытывают ученики 10 класса к школе? (15 учеников)
Усталость
14 (93%)
Тревогу за будущее 12 (80%)
Благодарность 12 (80%)
Уверенность в себе 11 (73%)
Сомнение 11 (73%)
Спокойствие 10 (67%)
Симпатию к учителям 10 (67%)
Радость 9 (60%)
Скуку, раздражение 8 (53%)
Желание приходить сюда 7 (47%)
Беспокойство, обида 6 (40%)
Страх 1 (7%)
Неудовлетворённость собой 1 (7%)
Чувство унижения 1 ( 7%)
Слайд 20Почувствовали вы что возросла учебная нагрузка
Слайд 21Сколько времени вы тратите на выполнение домашнего задания?
Слайд 22Как вы считаете с чем связаны пропуски у роков в 10
классе?
Слайд 23 Многие учителя говорят, что на уроках в 10 классе
возникают проблемы с дисциплиной. Так ли это?
Слайд 24Если проблема действительно существует, чем по вашему, она может быть вызвана?
Слайд 25У вас стало меньше человек в классе. Довольны ли вы этим?
Слайд 26Оправдались ли ваши ожидания относительно обучения в 10 классе?
Слайд 27Какую главную цель вы ставите перед собой в этом году?
Слайд 28Как вы думаете чего не хватает вашим одноклассникам?
Выдержки 4(27%)
Понимания 2 (13%)
Всего
хватает 3 (20%)
Толерантности 2 (13%)
Времени 1(7%)
Ребят хороших 1(7%)
Ответственности 2(13%)
Слайд 29Как вы думаете чего не хватает вашим учителям?
Терпения 3 (20%)
Чувство юмора,
дискуссий 3(20%)
Все учителя хорошие 2(13%)
Доброты 2(13%)
Чтобы не ставили уроки место окон 1(7%)
Не ответили 2(13%)
Найти общий язык с учениками 1(7%)
Спа салона 1(7%)
Слайд 30«Я пошла в 10 класс потому, что …»
Хочу закончить 11 классов
5(33%)
Нет ответа 3(20%)
Так сложились обстоятельства 1(7%)
Хотелось научится большего 2(13%)
Мама так сказала 1(7%)
После 9 я была не готова уходить, мне нужно было погулять 1(7%)
Слайд 31Самооценка. Опрошено 15 учеников
Слайд 32 ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ.
«МОЙ КЛАСС»
Анализ результатов диагностики
определения психологического климата в классном коллективе показывает:
Слайд 33 ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ.
«Сплоченность класса»
Анализ результатов диагностики
определения психологического климата в классном коллективе показывает:
Слайд 34ТРЕВОЖНОСТЬ.
Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях
учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации.
Слайд 35Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера
Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства
личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Слайд 36Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге
и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Слайд 37Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и
жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Слайд 40Микроклимат в классе доброжелательный, положительный
Класс активный
Необходимо помочь учащимся пройти адаптационный
период (особенно учащимся из резерва и тем, у кого наметились улучшения в учебе)
Привлекать и дальше учащихся к совместным делам для дальнейшего сплочения коллектива
Слайд 41Ученикам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха.
Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных , напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Слайд 42ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Анализ результатов диагностики учащихся 10 класса показывает, что адаптационный
период для школьников проходит успешно только у 50%.
в 10 классе - у 10 учащихся высокий уровень тревожности;
Идет нестабильное формирование классных коллективов, о чем свидетельствуют данные диагностики психологического климата классного коллектива;
учащимся с повышенным уровнем тревожности, оказать психологическую и педагогическую поддержку;
классному руководителю 10 класса продолжить работу по формированию классного коллектива с учетом данных психологической диагностики;
учителям-предметникам учесть данные психологической диагностики в своей педагогической деятельности. Психологу-педагогу школы совместно с классными руководителями, довести до сведения родителей учащихся 10 класса, результаты диагностики.